конспект занятия рассматривание картины "На катке" (ГУМ каток) первое восприятие
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

материал дает возможность рассмотреть картину  для последующего составления рассказа, в конспекте представлены авторские приемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_vospriyatie_kartiny_na_katke_-_kopiya.docx323.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида

Красносельского района   г. Санкт-Петербурга

Конспект

занятия с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

«Рассматривание сюжетной картины «На катке» (первое восприятие)»

Вид мероприятия: развивающее

Подготовила и провела

учитель – дефектолог (тифлопедагог)

Ушакова Ольга Владиславовна

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2022 г.

Цель: рассматривание сюжетной картины для дальнейшего составления детьми творческого рассказа.

Задачи:

  1. Коррекционные:
  • Развивать навык рассматривания картины «от обратного» - авторская разработка  (сначала рассматривается обстановка вокруг героев, предполагается сюжет, затем выставляются герои по задумке детей, после чего выставляется реальная сюжетная картина).
  • Развивать зрительно - моторную координацию (при выставлении героев на магнитный фон).
  • Развивать прослеживающую функцию глаз за счет сравнения самостоятельно созданного сюжета с образцом  сюжета картины.
  1. Обучающие:
  • Закреплять умение детей описывать героя по алгоритму (внешний вид – поза – эмоция).
  • Совершенствовать умение синхронно проговаривать стихотворение с выполнением движений.
  1. Развивающие:
  • Развивать творческое воображение, познавательный интерес.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать желание взаимодействовать в подгруппе детей (отвечать, не перебивая друг друга; внимательно слушать).

Организация        детских        видов        деятельности:

  • игровая,        
  • двигательная,
  • познавательная.

Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей:

Коммуникативная:

  • игра «Расположи героя на картине, и расскажи о его местоположении товарищам».

Игровая:

  • дидактическая игра «Собери сюжет картины» магнитная игра (авторская разработка).
  • дидактическая игра с мячом «Назови зимние забавы».

Двигательная:

  • выполнение движений под стихотворение «На катке» (В. Донникова).

Познавательно – исследовательская:

  • решение проблемной ситуации.

Пособия, материалы и оборудование:

  • Сюжетная картина «На катке» серия: Планета Земля. Времена года. Зима. Демонстрационный материал для педагогов и родителей. Светлана Вохринцева,
  • мяч,
  • 4 магнитных доски,
  • 4 индивидуальных набора составных картин на магнитной основе,
  • Указка.

 

Приемы, стимулирующие познавательный интерес детей:

- игровые развивающие задания,

- рассматривание картины «от обратного» (авторская разработка)

- «растяжка ума» (сингапурская технология – получение не готового продукта сразу,  а возможность постепенного «вхождения» в картину)

Активизация словаря:

Обогащения активного словаря детей за счет слов, фраз: шнуровка, зашнуровывает; дубленая кожа, мех натуральный и искусственный; падает пас; катится в позе «ласточки»; катятся, держась за руки.

Место нахождения детей и расположение пособий:

                                                                                     

         

Ход занятия

Этап образователь-ной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Нацеливание на тему занятия.

Дети свободно заходят в кабинет, размещаются полукругом перед педагогом

Время 1мин.

Педагог предлагает игру с мячом «Вспомни зимние забавы»

 - Ребята, я вам предлагаю назвать зимние забавы, кому я бросаю мяч, тот и отвечает, старайтесь ловить мяч и отвечать с одновременным обратным броском

Дети ловят мяч и называют зимние забавы (катание на санках, лыжах, ватрушках, коньках…; лепка снеговика, снежков, снежной крепости…)

Сообщение цели деятельности

Мы сегодня начнем рассматривать новую сюжетную картину, как вы думаете, какое время года будет на ней изображено и предположите какой может быть сюжет.

Детские предположения

Основная часть

Проблемная ситуация

На столах у детей магнитное поле с картиной «На катке» без героев (задний план и пустой каток)

Время

2-3мин.

Педагог:

- проходите к столам. Перед вами картина, расскажите, что вы видите на ней (каждый объект, который дети перечисляют, рассматривается и описывается)

- после всех перечислений: вы смогли рассмотреть и назвать все объекты на заднем плане, вам задание на дом: вместе с родителями найти информацию о традиции заливать каток на Красной площади, нарисовать или распечатать картинку на эту тему и рассказать всем детям, что услышали

- как вы думаете, какое время года на картине и почему?

- предположите, какое время суток и почему, так думаете (если дети считают, что ночь, необходимо подвести к ответу вечер или согласиться что новогодняя ночь, поэтому горят фонари)

- предположите, кого на картине не хватает

Дети перечисляют: каток, бортик катка, Кремль, Храм Василия Блаженного, фонари, нарядно украшенная елка, гирлянда …

- зима, потому что каток, нарядно украшенная елка

-вечер как ранний, так и поздний, потому что зимой рано темнеет, а не ночь, потому что горят фонари

- героев картины, катающихся, фигуристов…

Слева от детей располагается стол с большими тарелочками с вырезанными героями первого плана картины (пять героев)

Время

5 мин.

- пройдите, и возьмите на столе слева большие тарелки с героями картины

Слушайте задание: выложите всех героев рассмотрите их, предположите, где они могут располагаться. Выставлять героев мы будем по очереди. Для этого надо назвать героя, его действие и месторасположения на картине. Объяснять нужно так: я выбрал(а) девочку она катится на одной ноге и расположил(а) ее на верху катка справа.

Товарища не перебивайте, слушайте внимательно и располагайте того героя, которого он выбрал и выставляйте на то место, которое он назвал

- дети берут цветные фигурки

- дети, по очереди, выбирают героя и располагают на своих фонах (если детей 4 то выкладывается 5 силуэтов, чтобы выбор оставался и для ребенка, который отвечает последним)

5 героя можно каждому поставить на любое место, как хочет

Динамическая пауза

Дети выходят из-за столов располагаются свободно напротив педагога в соответствии с окклюзией

Время 1мин.

- мы сегодня разучим новую гимнастику, слушайте и запоминайте слова, и повторяйте движения

См. Примечание 1.

- дети выполняют движения

Рассматривание картины и описание героев первого плана

Дети размещаются перед фланелиграфом, где расположена демонстрационная картина

Дети с педагогом рассматривают и описывают 4-5 героев, в зависимости от времени (как правило, сильная подгруппа может справиться с 3 героями первого плана и успевают описать двух трех героев второго плана (девочку, которая катится на одной ноге в ласточке, и одного из хоккеистов)

Время

8-10мин.

- ребята мы с вами сейчас рассмотрим и опишем главных героев. Напоминаю алгоритм описания: вначале мы расскажем, во что дети одеты (с головы до пят), затем какая поза у ребенка, и какая эмоция и почему.

Когда дети описывают внешний вид героя, очень часто начинают перечислять одежду, не описывая их расцветку, материал, детали. В таком случае, педагог задает дополнительные вопросы. Н: ребенок говорит: - на девочке надета куртка. Педагог, соглашается и спрашивает: - какого цвета (бежевого), есть ли украшения (белый воротник и опушка на рукавах), из какого материала сшита куртка (дубленая кожа), а украшения (из меха)

При описании эмоции и позы обязательно устанавливаем причинно – следственные связи Н: девочка сидит, почему (у нее развязался шнурок); она спокойная, почему (потому что не переживает из-за шнурка, зашнурует и покатится дальше)

- это девочка (ребенок указкой показывает на героя), у нее на голове белая шерстяная повязка, волосы светлые, распущенны;  куртка бежевая с белыми  меховыми опушками; голубые брюки  и белые коньки, у нее коричневые варежки; девочка сидит на попе на льду, две руки она вытянула вперед к правой ноге, на которой девочка зашнуровывает конек, а левая нога у нее выпрямлена; девочка спокойно улыбается, у нее спокойное настроение

Предполагаемое описание героев картины

 см. Примечание2 

Дети возвращаются за столы (можно выполнять задания, как стоя, так и сидя, в зависимости как ребенку удобно)

Время 2мин.

- Вы описали героев первого плана, обратите внимание на дальний план, сколько там героев, что они делают. Рассмотрите внимательно, где находится каждый герой, и выложите их на своем магнитном поле. Героев вы найдете на маленьких тарелочках.

Дети рассматривают и считают героев дальнего плана, выкладывают героев на магнитных полях

Рефлексия

Итог (оценка) деятельности

Наше занятие закончилось.

Что на занятии мы сегодня делали? Что вызвало трудности, какое задание понравилось больше?

Вы очень постарались. Были дружными, активными, не перебивали друг друга. Очень хорошо работали.

- мы играли с мячом, называли зимние забавы, размещали героев на картине, описывали героев первого плана

Дети высказываются по поводу сути заданий

Примечание 1.

Динамическая пауза «На катке»

НА КАТКЕ

Блестят коньки, блестит каток,

Дети стоят, руки согнуты в локтях, сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Пушистый снег искрится,

Дети стоят, руки поднимают вверх, опускают через стороны вниз, сжимая и разжимая пальцы обеих рук

Надень коньки свои, дружок,

Дети выставляют правую ногу вперед – имитируют надевание конька

Попробуй прокатиться.

Дети выставляют левую ногу вперед – имитируют надевание конька

Пускай тебя щипнет мороз –

Дети выполняют движения пальцами, имитируя щипок

Смотри, не испугайся.

Дети выполняют указательным пальцем правой руки выполняют движение из стороны в сторону – запрещающий жест

Пусть заморозит он до слез –

Дети выполняют обнимающий жест, имитирующий мороз

Ему не поддавайся!

Дети выполняют указательным пальцем левой руки выполняют движение из стороны в сторону – запрещающий жест

Не отступай, скользи вперед,

Дети выполняют имитирующие движения катания на коньках

Лети быстрее птицы.

Дети расставляют руки в стороны, поднимают вверх – вниз, имитируют взмахи крыльев птиц

Мороз сердитый отстает

Дети выполняют угрожающую мимику лица

От тех, кто не боится! 

Дети поднимают руки вверх

Примечание 2.

Герои рассматриваются подробно, описывается внешний вид, поза, эмоция по алгоритму (лучше меньше героев описать, но выдержать подробность описания, так мы приучаем детей обращать внимание на детали). Если ребенок затрудняется при описании, педагог использует наводящие вопросы, привлекает других детей для подбора слов при описании, просит повторить новые слова всех детей.

Герой №2

Это мальчик, у него на голове коричневая шерстяная шапка; светло коричневая дубленка, с меховой окантовкой и меховым воротником;  голубой шерстяной свитер; черные штаны, фиолетовые коньки с желтыми и белыми полосками, синие варежки

Мальчик катится, держась за руку с девочкой, у него правая нога впереди, левая сзади, левой рукой он держит девочку, а правая слегка согнута в локте и отведена назад

Мальчик улыбается, он доволен.

Герой №3

Это девочка, на голове у нее белая шерстяная шапка с большим помпоном, с крупной красивой вязкой; черные распущенные волосы под шапкой; ярко красная куртка с черными вставками, белыми полосками; белый длинный шарф с разноцветными полосками обмотан вокруг шеи; черные варежки; бело – голубые коньки с серыми вставками

Девочка катится, держа мальчика, правой рукой, левая рука выпрямлена и вытянута немного вперед, правая нога согнута в колене впереди, левая нога прямая сзади, она ей отталкивается

Девочка улыбается, ей нравится кататься с мальчиком.

Герой №4

Это девочка, она без шапки, волосы у нее светло коричневые, заплетены в две косички; куртка зеленая с капюшоном с меховой опушкой; у нее желтый свитер, светло синие штаны белые коньки

Девочка катится на правой ноге, левая нога вытянута назад, в ласточку, руки вытянуты в стороны для равновесия, тело немного наклонено вперед

Девочка улыбается во весь рот, ей весело – она хорошо умеет кататься и не боится упасть

Список литературы:

1. Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для слепых детей, с тяжёлыми нарушениям речи, фонетико – фонематическими нарушениями речи, задержкой психического развития и иными ограниченными возможностями здоровья) ГБДОУ детского сада № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

2. Донникова В. На катке. Интернет-источник, стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Рассматривание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине.»

Кончаловский нарисовал картину и назвал её «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать. Давайте посмотрим на неё и полюбуемся....

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

Конспект занятия "Рассматривание и сравнение овощей и фруктов"

Занятие по экологии. На котором закрепляются знания детей о характерных признаках овощей и фруктов. Происходит сравнение овощей и фруктов при помощи моделей (цвет, форма, вкус, величина, среда об...

конспект занятия "Рассматривание картины"

Цель: сформировать представления детей о пейзажной живописи, прививать любовь к зимним явлениям природы, расширить словарный запас, знакомство с зимними забавами. Развивающая среда: --- картина К...

Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...

Конспект занятия «Рассматривание фотографий на тему „Моя семья“» в первой младшей группе

Воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям....

конспект занятия рассматривание картины "На катке" (ГУМ каток) повторное восприятие

в конспекте предложены авторские приемы рассматривания картины "На катке" (ГУМ каток)...