«Реализация индивидуальной программы реабилитации ребёнка инвалида в группах компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта»
консультация по коррекционной педагогике

Борисова Марина Викторовна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №6 «Колобок» комбинированного вида городского округа Стрежевой

893129748

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Реализация индивидуальной программы реабилитации ребёнка инвалида в группах компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта»

г. Стрежевой 2017 г.

Я хочу рассказать о том, как мы в нашем дошкольном учреждении реализуем ИПРА в группах компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Содержание воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующего вида определяется Адаптированной основной образовательной программой для детей дошкольноговозраста с нарушением интеллекта разработанной на основе Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авторы: Стребелева Е.А., доктор педагогических наук, профессор,Екжанова Е.А., доктор педагогических наук, доцент.

В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта отличительной особенностью данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий с профильными специалистами, а также на формирование детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

Программа рассчитана на 4 года обучения. В основу программы положена концепция психологического возраста, как этапа детского развития. Каждый психологический возраст включает особые, качественно отличающиеся специфические отношения между ребёнком и взрослым, определённую иерархию видов деятельности и ведущий вид деятельности, основные психологические достижения ребёнка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Каждый этап в программе  соответствует году обучения.

Организация образовательного процесса в группах регламентируется учебным планом и расписаниемобразовательной деятельности. Организация учебно-воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей  детей.

В целях преодоления отклонений в развитии с воспитанниками провожу подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.

Хочу рассказать о том, как реализуется ИПРА в нашем детском саду мною- учителем-дефектологом

Являясь ответственнымпо работе с выписками ИПРА в ДОУ, получаю у ответственного по работе с выписками в Управлении образования ИПРА ребенка-инвалида и совместно с ТПМПК в течение пятнадцати рабочих дней Получив ИПРА мы, воспитатели и специалисты ДОУ в течении 15 дней разрабатываем мероприятия психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка- инвалида.

При поступлении ребенка в ДОУ, мною проводится первичное дефектологическое обследование ребёнка. Исходя из результатов диагностики и ИПРА, на каждого ребёнка составляюиндивидуальную адаптированную образовательную программу.

Программа предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта (лёгкой, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью) от 3 до 8 лет, с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, по образовательным областям:

        физическое развитие;

        социально-коммуникативное развитие;

        познавательное развитие;

        речевое развитие;  

        художественно-эстетическое развитие.

В своей работе я использую Дары Фрёбеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.

Так же Палочки Кюизенера это игры  которые можно использовать с детьми от года и старше. Они могут заменить конструктор или мозаику. В самом начале ребенок может просто взять их в руки и рассмотреть. Такой осмотр помогает детям развить мелкую моторику пальцев и зрительное восприятие.

 Использование логических блоков Дьёнеша дает возможность детям сначала учиться выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, четырем свойствам. При этом  в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей детей.

Свою предметно-развивающую среду я дополнила «Фиолетовым лесом» Вячеслава Воскобовича. С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, исследовательская  и многое другое.

Так же основываясь на интересы детей была разработана программа кружковой деятельности «Волшебная мастерская» способствующая развитиюмышления и мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта через Лего конструирование.

Направлением образовательной деятельности в кружковой работе является:

  • познавательное развитие;
  • развитие ручной моторики;
  • развитие речи;
  • развитие ориентировке в пространстве;
  • ознакомление с математическими множествами, выявление симметрии;
  • обогащение и систематизация знаний воспитанников об окружающем мире;
  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • обучение работе в группе.

Дважды в год – в сентябре и мае совместно с воспитателями и специалисты ДОУ проводим диагностическое обследование воспитанников групп компенсирующего вида с целью определения динамики развития и корректировкииндивидуальной адаптированной образовательной программы. Итоги диагностического обследования воспитанников обсуждаем на заседании ПМПк определяем перспективы дальнейшего развития.

За 2 месяца до окончания срока реализации ИПРА предоставляю информацию на бумажном носителе и в электронном варианте о реализации мероприятий ИПРА ответственному по работе с выписками в Управление образования.

Так же, ежегодно динамику развития воспитанников на конец учебного года отслеживает ТПМПК. На заседания ТПМПК обязательно приглашаются родители воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;– обеспечение равных во...

Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

Организация взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУ.

Успешное преодоление различных отклонений у ребенка-инвалида ,посещающего МБДОУ,реализация  Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУвозможно при создании эффективного взаимо...

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Наши любимые игрушки» Побеседовать о школе, Дне Знаний; выя...

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Натюрморт из фруктов»(яблоко, груша, виноград на тарелке)(монито...

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....