Перспективное планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-6 лет.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель. Занятия проводятся в I половине дня с дошкольниками 5-6 лет продолжительностью 25 минут в I полугодии (с 3 недели сентября по декабрь) 2 раза в неделю (18 занятий); во II полугодии (с января по 2 неделю мая) 3 раза в неделю (48 занятий). Всего 76 занятий.
В 1,2 неделю сентября и 3,4 неделю мая проводится мониторинг детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-6 лет.
Подготовила учитель-логопед Уваркина О.В.
Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель. Занятия проводятся в I половине дня с дошкольниками 5-6 лет продолжительностью 25 минут в I полугодии (с 3 недели сентября по декабрь) 2 раза в неделю (18 занятий); во II полугодии (с января по 2 неделю мая) 3 раза в неделю (48 занятий). Всего 76 занятий.
В 1,2 неделю сентября и 3,4 неделю мая проводится мониторинг детей.
- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в N);
- взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка);
- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
- связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.
Основные задачи коррекционного обучения:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
- подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
- В начале занятия проводятся упражнения на развитие фонематического слуха.
- Артикуляционная гимнастика проводится всегда до этапа автоматизации звука во фразе.
- На этапе автоматизации звука проводится последовательно введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, потешки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка:
1. Звуки [с], [з], [ш], [ж], [с], [з], [л], [р], [р] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и, в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных;
2. Звуки [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
3. Автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах;
4. Дифференциация звуков:[c] – [p], с – с, с – ц, с – ш, ж – з, ж – ш, ч – с, ч – т, ч – щ, щ – с, щ – т, щ – ч, щ – ш, р – л, р – р, р – л, л – л.
5. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.
6. При автоматизации звука (в слогах, словах и т.д.) необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.
7. На протяжении всего занятия необходимо использовать упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), которые должны быть подобраны в соответствии с коррекцией фонетической стороны речи.
8. Логопед обязательно должен давать краткую и четкую вербальную инструкцию к каждому занятию.
9. Речевая деятельность на занятии должна в основном исходить от ребенка.
На занятиях большое внимание логопед уделяет обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения, словообразования, формированию грамматического строя (на начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков).
В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей, поэтому в логопедическое занятие включается развитие мелкой моторики.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
Содержание логопедических индивидуальных занятий в старшей группе
Основными направлениями коррекционного развивающего обучения детей с ОНР III уровня в старшей группе ДОУ являются:
- формирование всех компонентов речевой системы;
- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
-развитие мелкой моторики пальцев;
- развитие неречевых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
- воспитание творческой, самостоятельной, всесторонне развитой личности.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
- Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
- Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
- Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
- Уточнить произношение гласных и наиболее легких согласных звуков (А, У, О, Э, И, М-МЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Ф -ФЬ, В-ВЬ, Б-БЬ).
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
- Знакомство с гласными звуками: А, У, И и некоторыми согласными звуками: М, Н, П, Т.
- Анализ звукосочетаний их 2-3 гласных звуков (АУ, УА, ИА, АУИ, и др.).
- Формирование представлений о гласных и согласных звуках, их различиях.
- Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных У, А, И в словах; в выделении согласных М, Н, П, Т из ряда звуков, в выделении согласных М, Н, П, Т.
- Подбор слов на гласные звуки.
- Учить анализировать обратные слоги типа: АП, ОТ, УМ, ИН.
- Дать представление о звонкости-глухости согласных.
- Учить выделять пройденные согласные из слов.
ЛЕКСИКА.
Сентябрь
- неделя - «Детский сад».
- неделя - «Игрушки».
Октябрь
1. неделя - «Осень».
- неделя - «Овощи. Огород».
- неделя - «Фрукты, Сад».
- неделя - «Ягоды. Грибы. Лес. Сад - огород».
Ноябрь.
1. неделя - «Лес, грибы, ягоды, деревья».
- неделя - «Перелетные птицы».
- неделя - «Одежда».
- неделя - «Обувь. Одежда. Головные уборы».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
- Отработка в речи единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
- Отработка падежных окончаний имен существительных в винительном и родительном падежах.
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Согласование числительных «ОДИН», «ОДНА» с существительными.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образование глаголов приставочным способом.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1.Составление простых распространённых предложений (по демонстрируемому действию, по картинкам на заданную тему).
2.Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3.Развивать умение составлять рассказы - описания, загадки - описания по всем лексическим темам первого периода.
4.Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный).
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.
1.Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету(по лексическим темам первого периода).
2.Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3.Упражнения пальчиковой гимнастики.
4.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
ГРАМОТА.
- Познакомить детей с буквами: У, А, И.
2.Упражнять детей в выкладывание данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, рисовании в воздухе.
3.Учить выкладывать из букв и читать маленькие слова : АУ! УА! ИА!
2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.
- Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.
- Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
- Познакомить с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости- глухости согласных.
- Выделение гласных звуков в середине односложных слов, в конце слов под ударением (пила, усы, пишу).
- Познакомить детей с гласным звуком О, Ы и с согласными звуками К, X, X', П', Г, К', В, В', Ф, Ф', Л', Й.
- Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, усы,).
- Упражнять детей в выделении пройденных согласных в начале и в конце слова (дом, лес, день, лось).
5.Учить детей анализу прямых слогов типа: МА, НУ, КИ слов типа ОСЫ, МАК.
ЛЕКСИКА
ДЕКАБРЬ.
1 неделя - «Ателье».
2 неделя – «Зима. Зимние забавы».
3 неделя – «Мебель. Части мебели».
4 неделя – «Семья».
5 неделя – «Новогодний праздник».
ЯНВАРЬ.
1 неделя – каникулы.
2 неделя – каникулы.
3 неделя – «Зимующие птицы».
4 неделя – «Дикие животные зимой».
ФЕВРАЛЬ.
1 неделя – «Почта».
2 неделя – «Транспорт».
3 неделя – «Комнатные растения».
4 неделя – «Наша армия».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
- Обработка падежных окончаний имен существительных в единственного числа в дательном, творительном, предложных падежах.
- Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже во множественном числе.
- Практическое употребление предлогов места: НА, ПОД, В.
- Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.
- Согласование числительных «два», «две» с существительными.
- Подбор определений к предметам и объектам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, - енок, - ат, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».
- Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».
- Учить образовывать(по образцу) однокоренные слова (кот-котик-котенька-котище) по темам «Дикие животные» и «Домашние животные»
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
- Совершенствовать навык составления и распространения предложений по демонстрации действия, по картинке на заданную тему.
- Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы - описания и загадки - описания по предложенному плану(по всем лексическим темам).
- Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.
4.Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК.
- Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнение для пальцев).
- Усложнение работы с карандашом.
- Усложнение работы над конструктивным праксисом.
ГРАМОТА.
1. Познакомить детей с буквами: М, Н, П Т, К, В, Ф, О, Ы.Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов, открытых слогов, слов.
2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, рисовании в воздухе.
3.Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
3 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
- Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях.
- Совершенствовать четкость дикции.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
- Следить, чтобы дети постоянно говорили в спокойном темпе, правильно брали дыхание.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
- Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизация, дифференциация и введение в речь поставленных звуков.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках, их признаках, о глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных.
- Знакомство со звуками [с], [с’], [з], [з’], [ц].
- Научить анализировать обратные слоги с этими звуками, выделять эти звуки в конце и начале слова. Анализировать прямые слоги с этими звуками.
- Совершенствовать навык фонематического анализа трехзвуковых слов типа КОТ.
- Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа КИТ.
- Учить находить слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции.
ЛЕКСИКА.
МАРТ
1 неделя – «Весна».
2 неделя – «Праздник 8 марта».
3 неделя – «Профессии».
4 неделя – «Наша пища».
АПРЕЛЬ
1 неделя - «Откуда хлеб пришел?»
2 неделя – «Посуда».
3 неделя - «Мой дом».
4 неделя – «Домашние животные и их детеныши».
МАЙ
1 неделя - «Наша страна». «Улан-Удэ – мой город».
2.неделя - «Человек».
3.неделя - «Насекомые».
неделя - «Лето».
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи
существительные в единственном и множественном числе.
2.Закрепление правильного употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
3.Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).
- Продолжить работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных.
- Учить использовать в речи предлоги ИЗ, К, ОТ. Закреплять умение использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.
- Учить согласовывать числительные «ДВА» и «ПЯТЬ» с существительными.
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
- Развивать навыки связной речи детей при составлении рассказов -описаний, загадок - описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке.
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК
- Работа по развитию пальчиковой моторики.
- Усложнение работы с карандашом.
3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.
ГРАМОТА
- Познакомить детей с буквами С, З, Ц.
- Закрепить знания графического образа букв, изученных в 1 и 2 периодах.
- Продолжать выкладывать изученные буквы из палочек, лепить из пластилина, вырезать, «рисовать» в воздухе.
- Учить находить знакомые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.
- Учить детей разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.
- Упражнять в чтении слогов, слов, предложений.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Подготовительный период коррекционной работы.
- Обследование состояния речи детей и неречевых психических функций.
- Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
- Общее моторное развитие ребенка.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Индивидуальные и подгрупповые занятия.
1Устранение дефектного звукопроизношения (в соответствии речевым картам).
- Развитие памяти, слухового внимания, памяти, фонематического
восприятия. - Формирование и развитие артикуляционной моторики.
- Овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
- Вызывание интереса к логопедическим занятиям.
- Укрепление физического здоровья детей.
- Развитие умений и навыков дифференцировать звуки.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах,
предложениях, речи. - Совершенствование звукового анализа и синтеза.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие связной выразительной речи.
Фронтальные занятия 1 период обучения.
- Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения (в
соответствии с речевыми картами). - Дифференциация звуков.
А) Всех гласных (у, а, и, э, о, ы)
Б) Согласных Т- Д-К; К-Г-Х-Т; Л*-Л-Й- Р*-Р; С-3-Ц-Т*-Ш-Щ.
В) Правильно произносимых звуков.
3. Работа над слоговой структурой слова.
А) Над односложными словами со стечением согласных в начале или конце
слова.
Б) Работа над двухсложными словами без стечения согласных.
В) Над трехсложными словами без стечения согласных.
4. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Выделение ударного гласного в начале слова.
Б) Анализ и синтез ряда гласных звуков.
В) Анализ обратного слога.
Г) Анализ прямого слога.
Д) Выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного.
Е) Полный звуковой анализ и синтез односложных слов, без стечения согласных.
5. Грамматический строй речи.
А) Отработка падежных окончаний существительных.
Б) Преобразование существительных ед. числа во множественное число.
В) Согласование существительных единственного и множественного числа с
глаголами.
Г) Согласование прилагательных с существительными.
Д) Подбор существительных к притяжательным местоимениям.
Е) Согласование числительных с существительными.
6. Развитие связной речи.
А) Составление простых распространенных предложений. Б) Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. В) Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам. Г) Обучение пересказу и заучиванию текстов.
7. Лексические темы.
А)Начало осени. Сельскохозяйственный труд. Овощи, фрукты. Перелетные птицы. Игрушки.
Б) Золотая осень. Город. Строительство. Квартира (мебель, посуда, оборудование).
В) Поздняя осень. Транспорт в городе. Различные виды транспорта (наземный, водный, подземный, воздушный и пр.).
Фронтальные занятия 2 период обучения.
1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения,
А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,
выразительностью речи.
Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2 Работа над слоговой структурой слова
А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова
Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале Или середине слова.
3. Развитие языкового анализа и синтеза
А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).
Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового
состава,
В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.
Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово», «слог».
Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы
предложения без предлогов, затем с предлогом.
Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов
в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в
начале предложения и в собственных именах.
4. Грамматический строй речи,
А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных
конструкций.
Б) Учить согласовывать существительные с числительными.
В) Учить образовывать множественное число существительных.
Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.
Д) Учить составлять предложения с предлогами.
5. Развитие связной речи.
А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
6. Лексические темы.
А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.
Новый год.
Б) Дикие животные. Зимующие птицы.
В) Профессии людей в городе и селе.
Фронтальные занятия 3 период обучения.
1. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения.
А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,
вьфазительностью речи.
Б) Продолжать работу по постановке, автоматизации и дифференциации
звуков.
2 Работа над слоговой структурой слова.
А) Закрепить слоговую структуру слов сложного звуко-слогового состава
Б) Работа над слоговой структурой двух-трех-четырех-пятисложных слов со
сложной звуко-слоговой структурой.
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Знакомство со звуками (Щ, Ч, Л; Р-Р*).
Б) Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы,
подбору слов по моделям.
В) Закрепить навыки звуко-слогового анализа слов и анализа предложений.
4. Грамматический строй речи
А) Уточнить значение простых и сложных предложений.
Б) Отработать правильное употребление в речи различных типов
сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
В) Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней
сравнения прилагательных.
Г) Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов.
Д) Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и
суффиксов.
5. Развитие связной речи.
А) Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы,
рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
Б) Составление различных типов сложно-подчиненных предложений с
союзами и союзными словами.
В) Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
6. Лексические темы.
А) Начало весны. Весна в городе.
Б) Головные уборы, одежда, обувь.
В) Семья. Природа нашей страны. Лес, парк, сад.
1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения.
А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,
выразительностью речи.
Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2. Работа над слоговой структурой слова.
А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова.
Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова.
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).
Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового
состава.
В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.
Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово» , «слог».
Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы
предложения без предлогов, затем с предлогом.
Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах.
4. Грамматический строй речи.
А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных конструкций.
Б) Учить согласовывать существительные с числительными.
В) Учить образовывать множественное число существительных.
Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.
Д) Учить составлять предложения с предлогами.
5. Развитие связной речи.
А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
6. Лексические темы.
А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.
Новый год.
Б) Дикие животные. Зимующие птицы.
В) Профессии людей в городе и селе.
На протяжении года осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию в развитии у обучающихся (воспитанников). Комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Работать в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещать занятия и уроки. Консультировать педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Вести необходимую документацию. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализовывать образовательные программы обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта Соблюдать права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Совместная работа логопедов с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. С этой целью проводятся:
а) родительские собрания;
б) консультации родителей;
в) открытые логопедические занятия для родителей;
г) оформление специальных стендов.
Родительские собрания
Первое собрание - «Задачи и содержание работы в течение всего учебного года» - сентябрь.
Второе собрание – «Результаты обследования. План работы в 1 периоде обучения» - октябрь.
Третье собрание – «Итоги 1 полугодия» - январь.
Четвертое собрание – «Итоги всего обучения за год. Рекомендации (отдельным детям)» - май.
Родительские «пятиминутки»
Родительские пятиминутки проводятся по понедельникам еженедельно с 17 часов до 18 часов.
Открытые логопедические занятия
Открытые логопедические занятия проводятся 1 раз в 3 месяца.
Оформление стендов для родителей
Оформление стендов для родителей организуется совместно логопедом и воспитателем в течение года.
Методика проведения мониторинга
Динамика речевого развития каждого воспитанника тщательно отслеживается. В начале учебного года (в первой половине сентября) проводится диагностика, заполняются соответствующие документы (речевые карты, листы индивидуальной коррекционной работы); в конце учебного года ( в первой половине мая) также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы.
Каждый ребенок дошкольного возраста дважды в год обследуется по таким параметрам:
- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- пространственная ориентировка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика.
Таблицы мониторинга заполняются дважды в год для проведения сравнительной диагностики.
Технология работы с таблицами включает два этапа.
Этап 1.Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются значки ,(низкий- средний и высокий + уровни речевого развития детей) в каждой ячейке указанного параметра .Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения коррекционной программы.
Этап 2.Когда все дети прошли диагностику ^подсчитывается итоговый показатель по группе .Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения программы. Мониторинг позволяет оперативно выделять детей с проблемами в речи, а также определять трудности реализации программного содержания в каждом индивидуальном случае.
После проводимой коррекционной работы за исследуемый период подводятся результаты итогового мониторинга, которые фиксируются в процентах и отражаются в диаграмме, где видна положительная динамика в освоении детьми коррекционной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
В помощь логопедам ДОУ...
Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.
Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному р...
Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста
Актуальность. Речь – это социальное явление, она служит средством общения между людьми, выступает источником передачи опыта из п...