РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Вирфель Марина Владимировна

В помощь логопедам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_logopeda_podg.gruppa.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад – Центр Развития Ребенка «Ласточка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

                                                                                    Составитель

                                                                                    учитель-логопед

                                                                                    Вирфель М. В.

п.г.т.  Усть - Абакан

2012

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3

Содержание программы……………………………………………………….................................5

Перспективно-тематический план работы по формированию речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня………..…………………………………………………...7

Литература…………………………………………………………………………………………12

                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема  преодоления общего недоразвития речи третьего уровня у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. У данной категории детей отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур, нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта в этих случаях возможна лишь при использовании многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению.

Основной формой обучения являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

Целью коррекционно-развивающей программы является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Задачи:

Продолжать:

  1. Развивать понимание речи.
  2. Активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка.
  3. Развивать произносительную сторону речи.
  4. Развивать самостоятельную фразовую речь.
  5. Подготовить к овладению элементарными навыками письма и чтения.

При построении программы учитывались следующие принципы:

  1. системно - деятельностный подход;
  2. дифференцированного  подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные  и индивидуальные особенности  каждого ребенка);
  3. принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
  4. практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться  в повседневной жизни);

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Планирование в подготовительной группе разделено на три периода обучения: сентябрь – октябрь (12 занятий), ноябрь – февраль (26 занятия), март – май (24 занятия).

Развитие связной речи – 32 занятия.

Занятия проводятся ежедневно по подгруппам, длительностью 30-35 минут: 2 занятия – по формированию лексико-грамматических представлений, 2 занятия  – по обучению грамоте и навыкам чтения.

3

Занятия по развитию связной речи проводятся фронтально один раз в неделю.

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей  6-7 летнего  возраста.

Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях (ежедневно), автоматизация и введение исправленного звука в речь проводится как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Система коррекционной работы включает в себя:

- фронтальные занятия;

- подгрупповые занятия;

- индивидуальные занятия.

Фронтальные и подгрупповые занятия предусматривают реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы. Система занятий в подготовительной группе построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.

Индивидуальные занятия с ребенком проводятся ежедневно 15-20 минут. Индивидуальная работа предусматривает работу учителя-логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.

Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, используются методики изучения уровня речевого развития авторов Н. В.Нищевой (1999), Л. В. Косиновой (2006).

Уровни усвоения программы

Низкий уровень.

Ребенок затрудняется в выполнении задания, не может использовать подсказку, помощь взрослого. Допускает ошибки при звуковом анализе слов, грамматические ошибки. Словарный запас беден.

Средний уровень.

При выполнении заданий ребенок допускает ошибки, но исправляет их, использует помощь взрослого. Грамматические ошибки допускает редко, речь чистая, правильная. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Выполняет звуковой анализ слов типа ЛИСА. Недостаточно активен в речевом общении.

Высокий уровень.

Ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Владеет всеми средствами звукового анализа слов. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий, ударный-безударный, место звука в слове). Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

                                                 

5

Средства обучения

  1. Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
  2. Столы по количеству детей;
  3. Подставки для карандашей и ручек;
  4. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
  5. Настенное зеркало 50*100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
  6. Зеркала 9*12 по количеству детей;
  7. Столы, стулья для детей и логопеда;
  8. Набор логопедических зондов;
  9. Фланелеграф, наборное полотно, набор картин;
  10. Настенная касса букв и индивидуальные на каждого ребенка;
  11. Настенная слоговая таблица;
  12. Наглядный материал для обследования и занятий с детьми;
  13. Наглядно-иллюстрированный материал, систематизированный по темам;
  14. Карточки с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;
  15. Различные речевые игры, лото;
  16. Методическая и учебная литература;
  17. Полотенце, мыло, бумажные салфетки.

6

Перспективно – тематический план работы

по формированию речевой деятельности детей с ОНР

(подготовительная к школе группа)

I период обучения (сентябрь, октябрь)

Неде

ля

Звуки, буквы

Тема

Навыки звукового анализа, чтения и письма

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

1-2

Обследование

3

У

А

Овощи

Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у 

Определение позиции звука в слове (начало, конец).

Знакомство с буквами А, У

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления)

Составление предложений по предметным картинкам с последующим распространением; объединение их в рассказ

4



И

У, А, И

Фрукты

Анализ звукового ряда типа иау. Выделение ударного гласного из начала слова. Определение позиции звука в словах (начало, конец).

Чтение сочетаний АУИ, ИУА и т.п.

Падежные конструкции. Именительный падеж множественного числа существительных.

Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа

Пересказ рассказа по наглядным действиям

Октябрь

1

П-Пь

К-Кь

Грибы

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа ап, ук.

Чтение сочетаний АК, УК, АП

 Работа над фразой. Составление четырехсложных предложений с введением одного определения

Восстановление деформированного текста

2

Т-Ть

К-Т

Деревья

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Анализ обратного слога типа ик, ут, оп.

Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК

Приставочные глаголы.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

3

П-Т-К

О

Перелетные птицы

Предлоги В, НА, ПОД

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

4

Х-Хь

К-Х

Осень

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

То же


II период обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

                                                                           

Ноябрь

1

Каникулы

2

Ы- И

М-Мь

Домашние животные

Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа мак, мука. Анализ прямого слога типа му. Синтез звуков в односложное слово.

Чтение односложных слов

Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительного

Пересказ рассказа по сюжетной картинке

3

Н-Нь

Н-М

Дикие животные

Согласование местоимений наш, наша, наше, наши с именами существительными

То же

4

Б-Бь

П-Б

Осенняя одежда, обувь, головные уборы

Приставочные глаголы

Составление рассказа по сюжетной картинке

                 

Декабрь

1

С

С-Сь

Зима.

Знакомство с понятием «слог». Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы слов типа зубы, совы. Полный анализ слов типа суп.

Чтение прямых и обратных слогов.

Составление предложений с включением нескольких  определений и объединение их в рассказ

Составление рассказа по сюжетной картинке

2

З

З-Зь

Посуда

Предлоги В, ИЗ



Предлоги К, ОТ

Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок


3

С-З

Сь-Зь

Мебель

Подбор слов с заданным количеством слогов и позицией звука.

Схема слов типа    о-сы, у-сы.

Чтение односложных слов

Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных


То же

4

Ц

С-Ц

Новый год

Согласование числительного и существительного: в родительном, в дательном падежах




То же

Январь

1,2

Каникулы

3

Б-Бь

Б-П

Животные жарких стран

Схема слов типа бул-ка, мыш-ка.

Чтение односложных слов

Относительные прилагательные



Составление рассказа с элементами творчества по сюжетным картинкам

4

В-Вь

В-Ф

Семья

Схема слов типа стол, стул, кран.

Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки

Согласование числительного и существительного: в творительном, в предложном падежах

Февраль

1

Д-Дь

Д-Т

Инстру

менты

Схема слов типа мост, шарф. Подбор слов к схемам. Чтение, выкладывание двусложных слов из букв разрезной азбуки.

Родительный падеж множественного числа существительных.


Обучение самостоятельной постановке вопроса

Пересказ литературного текста

2

Г-Гь

Г-К

Комнатные растения

Притяжательные прилагательные.


Понимание лексического значения слов-антонимов и употребление их в речи

Совершенствование навыка ведения диалога

3

Е-Ё

Я

День защитника отечества

Выкладывание из букв разрезной азбуки слов типа сетка, чтение этих слов. Преобразование слов (ватка-ветка). Анализ слогов са, ся; слов типа Таня

Понимание лексического значения слов-синонимов и употребление их в речи.


Предлог С/СО

Составление рассказа-описания с использованием схем

4

Ш

Ш-С

Транс

порт

Анализ слов типа стол, кошка, замок, составление звукослоговой схемы Преобразование слов (мишка-мышка, миска-мишка). Правило написания ши. 

Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов

То же

III период обучения (март, апрель, май)

Март

1

Ж

Ж-З

Весна

Игровые приемы звукового анализа всех типов слов.

Преобразование слов, составленных из букв разрезной азбуки

Понимание пространственного значения сложного предлога из-под и употребление его в речи

Составление рассказа-описания

2

Ж-Ш

Ш-Ж-С-З

8 Марта

Предлог из-за

Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребенка

3

Л-Ль

Ц

Перелет

ные птицы

Дифференциация предлогов из-за, из-под и употребление их в речи.

Приставочные глаголы

То же

4

Каникулы

Апрель

1

Ц-С

Ю

Наша страна

Закрепление пройденного.

Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки.

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов

Обучение самостоятельной постановке вопроса

Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка

2

Э

Й

Профес

сии

Составление и употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом а.


Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом потому что

То же

3

Р-Рь

Р-Л

Наш дом

Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом чтобы

Придумывание сказки на заданную тему

4

Ч

Ч-Ть

Школа

Согласование числительного, прилагательного и существительного

Закрепление навыков связной речи

Май

1

Ф-Фь

Ф-В

Насекомые

Закрепление пройденного.

Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений

Несклоняемые существительные

Закрепление навыков связной речи

2



Щ

Щ-Ч-Сь-Ть

Лето

Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов).


Предлог НАД.

3-4

Обследование

В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

  1. свободно составлять рассказы, пересказы;
  2. владеть навыками творческого рассказывания;
  3. употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
  4. понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов, простые и сложные предлоги;
  5. овладеть навыками словообразования разных частей речи;
  6. оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  7. овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты:

  1. фонематическое восприятие;
  2. первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  3. графо-моторные навыки;
  4. элементарные навыки письма и чтения (печатания букв ф, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений)

11

Литература

  1. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб, 1999. – 160с.
  2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2009. – 560с.
  3. Поваляева М. А. Перспективно-тематический план учителя-логопеда. – М., 1999. – 25с.
  4. Руденко В. И. Домашний логопед. – Ростов н/Д, 2000. – 320с.
  5. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
  6. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада// М.: МГЗПИ, 1991. – 188с.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».

Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Преодоление общего недоразвития речи. Работа в группе с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи,  Формирование фонетико-фонематических компетенций. Формирование графо моторных навыков. Работв на фронтальных, подгрупповых и индивиду...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе. Сказка «Как варить компот».

Открытое подгрупповое логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе. Сказка   «Как  варить компот»....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...