Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Байдина  Юлия  Эдуардовна

Актуальность. Речь – это  социальное  явление, она  служит  средством  общения  между людьми, выступает  источником  передачи  опыта  из  поколения  в  поколение. Для  всестороннего  развития  личности  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  ФРЗ  необходима  полноценная, грамматически  правильная  речь.  Таким  образом, логопедическая  работа  по преодолению  общего  недоразвития  речи  у  данной  категории  детей  является  актуальной  задачей.

Цель. Анализ  логопедической  работы  по  преодолению  общего  недоразвития  речи  у  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного  возраста.

Метод. Метод  анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baydina_yu._e._-_onr_statya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  1174

Ю. Э.  Байдина

учитель-логопед,  

МБДОУ  «Детский  сад  №  2»,

г. Ирбит, РФ

                 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  РАБОТА  ПО  ПРЕОДОЛЕНИЮ  ОБЩЕГО  НЕДОРАЗВИТИЯ  РЕЧИ  У  ДЕТЕЙ  С  ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ  РАССТРОЙСТВАМИ  ЗРЕНИЯ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Аннотация

Актуальность. Речь – это  социальное  явление, она  служит  средством  общения  между людьми, выступает  источником  передачи  опыта  из  поколения  в  поколение. Для  всестороннего  развития  личности  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  ФРЗ  необходима  полноценная, грамматически  правильная  речь.  Таким  образом, логопедическая  работа  по преодолению  общего  недоразвития  речи  у  данной  категории  детей  является  актуальной  задачей.

Цель. Анализ  логопедической  работы  по  преодолению  общего  недоразвития  речи  у  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного  возраста.

Метод. Метод  анализа.

Результат. Проанализировав  этапы  логопедической  работы  по  преодолению  общего  недоразвития  речи  у  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного  возраста, мы  выявили  следующую  закономерность – коррекцию  общего  недоразвития  речи  следует  осуществлять  на  специально  подобранном  наглядном лексическом  материале, доступном  данной  категории детей.

Выводы. Резюмируя  вышеизложенное, можно  заключить,  что  в  логопедическую  работу  по  преодолению  общего  недоразвития  речи  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  ФРЗ  необходимо  включать  все  структурные  компоненты  языка (звукопроизношение, просодику, фонематические  процессы, грамматический  строй  речи, лексический  строй  речи).

Ключевые  слова

Логопедическая работа, общее недоразвитие речи, дети  с  функциональными  расстройствами зрения, звукопроизношение, просодические  компоненты  речи, фонематические  процессы, грамматический  строй  речи, лексический  строй  речи.

Речь – это  социальное  явление, она  служит  средством  общения  между людьми, выступает  источником  передачи  опыта  из  поколения  в  поколение. Сензитивным  периодом  для  развития  речи  является  дошкольный  возраст. Речевая  система  состоит  из  множества  элементов: звукопроизношение, просодические  компоненты, грамматический  строй, лексический  строй, фонематические  процессы.

Для  становления личности  ребенка  необходимо полноценное  развитие  всех  компонентов  речевой  системы. У  детей  с  функциональными  расстройствами  зрения  (далее  ФРЗ) в  старшем  дошкольном  возрасте  зачастую  отмечается  общее недоразвитие  речи.  Роза  Евгеньевна Левина  дает  следующее  определение  «Общее недоразвитие  речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексикиграмматики) при нормальном слухе  и  интеллекте» [Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122)]. 

Для  преодоления  общего  недоразвития  речи (далее  ОНР) у  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного  возраста необходима  комплексная  логопедическая  работа. Логопедическая  работа  по  преодолению  ОНР у  данной  категории  детей  включает  в  себя  следующие  этапы:

1 – коррекция  звукопроизношения;

2 – работа  над  просодическими  компонентами речи;

3 – развитие  фонематических  процессов;

4 – формирование  грамматического строя  речи;

5 – обогащение  лексического строя  речи.

  1. Этап – коррекция  звукопроизношения.

На  этапе  коррекции  звукопроизношения  у  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного  возраста  проводится  работа  по постановке,  автоматизации и  дифференциации  звуков  на  специально  подобранном  речевом  материале.

  1.  Этап. – работа  над  просодическими  компонентами  речи.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций [].  Работая  над  формированием  просодических  компонентов  речи, у  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного  возраста  необходимо  учитывать  уровень  речевого  развития  и  зрительные  возможности  воспитанников. Развивая  просодику, следует  использовать  специально  подобранный  речевой  материал  доступный  и  понятный  для  данной  категории  детей.

  1. Этап. – Развитие  фонематических  процессов.

Фонематические  процессы  включают  в  себя: фонематический  слух  и фонематическое  восприятие.

Фонематический  слух – это способность к распознаванию и дифференциации звуков речи.

Фонематическое  восприятие – это способность  производить  действия  по  звукослоговому  анализу  и  синтезу.

У  детей  с  ФРЗ  старшего   дошкольного  возраста, имеющих  общее  недоразвитие  речи, необходимо  целенаправленно  развивать  фонематический  слух,  а  также  обучать  их  действиям  по  звукослоговому  анализу  и  синтезу  на  специально  подобранном  речевом  материале.

4.Этап. – Формирование  грамматического  строя  речи.

В работу над  грамматическим  строем  речи,  у  детей  старшего  дошкольного возраста  с  ФРЗ  необходимо  включать  задания  на  словоизменение  и  словообразование.

5 .  Этап. – Формирование  лексического  строя  речи.

Обогащать  словарь  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного  возраста  необходимо  с  помощью  специально  подобранного  наглядного  материала  по  разным  лексическим  темам.

Резюмируя  вышеизложенное, можно  заключить,  что  в  логопедическую  работу  по  преодолению  общего  недоразвития  речи  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  ФРЗ  необходимо  включать  все  структурные  компоненты  языка.

Список  использованной  литературы:

  1. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р. Е.  Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2, 122  С.