Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Актуальность. Речь – это социальное явление, она служит средством общения между людьми, выступает источником передачи опыта из поколения в поколение. Для всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ необходима полноценная, грамматически правильная речь. Таким образом, логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у данной категории детей является актуальной задачей.
Цель. Анализ логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста.
Метод. Метод анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baydina_yu._e._-_onr_statya.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 1174 | Ю. Э. Байдина учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 2», г. Ирбит, РФ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Аннотация
Актуальность. Речь – это социальное явление, она служит средством общения между людьми, выступает источником передачи опыта из поколения в поколение. Для всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ необходима полноценная, грамматически правильная речь. Таким образом, логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у данной категории детей является актуальной задачей.
Цель. Анализ логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста.
Метод. Метод анализа.
Результат. Проанализировав этапы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста, мы выявили следующую закономерность – коррекцию общего недоразвития речи следует осуществлять на специально подобранном наглядном лексическом материале, доступном данной категории детей.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что в логопедическую работу по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ необходимо включать все структурные компоненты языка (звукопроизношение, просодику, фонематические процессы, грамматический строй речи, лексический строй речи).
Ключевые слова
Логопедическая работа, общее недоразвитие речи, дети с функциональными расстройствами зрения, звукопроизношение, просодические компоненты речи, фонематические процессы, грамматический строй речи, лексический строй речи.
Речь – это социальное явление, она служит средством общения между людьми, выступает источником передачи опыта из поколения в поколение. Сензитивным периодом для развития речи является дошкольный возраст. Речевая система состоит из множества элементов: звукопроизношение, просодические компоненты, грамматический строй, лексический строй, фонематические процессы.
Для становления личности ребенка необходимо полноценное развитие всех компонентов речевой системы. У детей с функциональными расстройствами зрения (далее ФРЗ) в старшем дошкольном возрасте зачастую отмечается общее недоразвитие речи. Роза Евгеньевна Левина дает следующее определение «Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте» [Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122)].
Для преодоления общего недоразвития речи (далее ОНР) у детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста необходима комплексная логопедическая работа. Логопедическая работа по преодолению ОНР у данной категории детей включает в себя следующие этапы:
1 – коррекция звукопроизношения;
2 – работа над просодическими компонентами речи;
3 – развитие фонематических процессов;
4 – формирование грамматического строя речи;
5 – обогащение лексического строя речи.
- Этап – коррекция звукопроизношения.
На этапе коррекции звукопроизношения у детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста проводится работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков на специально подобранном речевом материале.
- Этап. – работа над просодическими компонентами речи.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций []. Работая над формированием просодических компонентов речи, у детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста необходимо учитывать уровень речевого развития и зрительные возможности воспитанников. Развивая просодику, следует использовать специально подобранный речевой материал доступный и понятный для данной категории детей.
- Этап. – Развитие фонематических процессов.
Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – это способность к распознаванию и дифференциации звуков речи.
Фонематическое восприятие – это способность производить действия по звукослоговому анализу и синтезу.
У детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух, а также обучать их действиям по звукослоговому анализу и синтезу на специально подобранном речевом материале.
4.Этап. – Формирование грамматического строя речи.
В работу над грамматическим строем речи, у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ необходимо включать задания на словоизменение и словообразование.
5 . Этап. – Формирование лексического строя речи.
Обогащать словарь детей с ФРЗ старшего дошкольного возраста необходимо с помощью специально подобранного наглядного материала по разным лексическим темам.
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что в логопедическую работу по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ необходимо включать все структурные компоненты языка.
Список использованной литературы:
- Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2, 122 С.