Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кошелева Марина Николаевна

Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекционная программа27.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский институт открытого образования»

Кафедра «Психологии воспитания»

Курсовая работа

Тема: «Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением»

Выполнила: Кошелева М.Н.

 

ГБОУ СОШ № 222

Москва

2020г

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

               Нарушая дисциплину, ребенок-дошкольник чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но не понимает, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей.

  1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть или слушать взрослого.
  2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в группе порядок.
  3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».

4.       Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям воспитателя, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, создана в рамках психологической школы Альфрида Адлера, ее автор — ученый-педагог и психолог Рудолф Дрейкурс. Дрейкурс перевел в психолого-педагогический план тот опыт, который ранее присутствовал только в психотерапевтической практике. Он смог перевести содержания индивидуальной психотерапии на язык нормальной воспитательной работы в педагогическом учреждении.

Эта классификация не ставит диагнозов. Зато она четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее, обозначает условия роста.

Хороший воспитатель принимает ребенка всерьез, регулярно и «плотно» им занимается, а следовательно, дает ему то, что нужно для предупреждения патологической формы развития его личности.

 

Все, что было описано выше, важно для понимания природы нарушений личности. Но эти знания не предполагают, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения или даже психолог должны ставить диагнозы. Речь идет только о том, как выстроить работу педагогов, чтобы она стала подлинной профилактикой возможных нарушений личности в дошкольном возрасте, как помочь ребенку справиться с собой, если он уже ведет себя плохо.

Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Рассмотрим три таких подхода.

Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются позиции невмешательства, считают, что дети постепенно, по мере взросления сами научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие психологи и воспитатели пытаются разъяснить ребенку, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпати- ческому слушанию, отражению чувств и др.

Второй подход — подход «твердойруки». Педагоги, которые придерживаются этого подхода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Они, как начальники, требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования детьми ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я...» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ребенка).

Третий подход по аналогии с двумя предыдущими можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются этого подхода, считают, что конкретные поступки детей — это результат действия обоих сил: и внутренних побуждений, и внешних обстоятельств. Такие педагоги берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ребенка к необходимости осознанного выбора. Они включают своих воспитанников в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с детьми и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Представленная здесь программа реализует третий подход в отношении нарушений дисциплины, происходящих в стенах детского сада. Она учит действовать рука об руку с детьми, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ребенка. В основе такого партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «взрослый — ребенок».

конструктивное взаимодействие ребенка и взрослого

Критериями конструктивного взаимодействия, как мы уже сказали выше, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он. Из такого взаимодействия ребенок выходит личностно более сильным, более спокойным и ясным, хотя эти феномены могут проявиться и не немедленно.

Мы, педагоги, предъявляем к воспитанникам определенные требования и ожидаем, что поведение детей будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, воспитателей, учителей, просто взрослых ожидает ребенок? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:

  1. Распознать истинную цель проступка.
  2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
  3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.
  4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с поведенческими проблемами обучает всем четырем типам навыков. Она содержит методику точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в детском коллективе, а также предлагает разнообразные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины. Эта программа не ограничивается сиюминутным прекращением плохого поведения. Она идет дальше, предлагая способы создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение ребенка.

Программа учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность. Работа по программе позволяет устанавливать хорошие отношения не только между воспитателями и детьми, но также между воспитателями и родителями и между воспитателями и администрацией ДОУ. Это важно, так как участники воспитательного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, часто начинают играть в игру «Кто виноват?». Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, социальные проблемы, наркотики, преступность. В игре «Кто виноват?» нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения.

овоцируют нас, и мы чувствуем, что если проиграем эту публичную схватку, то в глазах других останемся с ярлыком «проигравший». Мы как бы всегда под угрозой, под давле нием таких возможных ситуаций, и это вызывает у воспитателя тревогу и напряжение при одном виде таких «героев».

ПРИРОДА ВЛАСТОЛЮБИВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Модели властолюбивого поведения повсюду вокруг нас. Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится все больше. И здесь есть две причины.

Одна из них — современные социальные отношения. Если раньше вертикальные иерархические отношения были понятными и обоснованными экономически, то при либерализации общества все захотели равных прав. Завоеванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребенка отчетливо и ясно. Фактически в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться. А если к этому добавляется подавление или унижение ребенка в семье кем-то из взрослых, тогда ребенок может демонстрировать властолюбивое поведение в ДОУ. Папа смотрит телевизор и ругает правительство. Это видит пятилетний сын. Как смело! Эту модель поведения он усваивает. А то, что папа каждое утро к 9 часам спокойно идет на работу, подчиняясь принятым в организации правилам, это для ребенка остается незамеченным. Конструктивное подчинение — не зрелищно. Оно не требует героизма, это проскальзывает в сознании ребенка, потому что редко акцентируется родителями. А если папа к тому же, спеша на работу, каждый раз недоволен, раздражен, это тоже откладывается в сознании малыша. Так дисциплина начинает значить что-то плохое, досадное. Хуже дело обстоит тогда, когда, требуя от ребенка подчинения, тот же отец сам демонстрирует необязательность и ненадежность. Не пришел на утренник в садик, забыл, что обещал сводить в зоопарк, и т.д.

В начале XX века в психоаналитической теории З.Фрейд описал ставший классическим механизм формирования нарциссизма. Это происходит, когда сильная мама переоценивает своего сына, возлагая на него большие надежды и превознося его способности, а папа — человек, который должен познакомить малыша с данностями мира, его правилами и ограничениями, а иногда и критиковать сына, в глазах ребенка не выглядит авторитетом. Тогда появляется убеждение: «Я имею право, а правила существуют для тех, кто ниже (глупее, слабее, для неудачников), потому что я — особенный». Это своего рода совращение ребенка сильной любящей матерью и слабым отцом Фрейд считал уделом всех людей. А переживания несогласия и презрения по отношению к любым запретам и правилам называл эдиповым комплексом. Сегодня психология личности знает об этой проблеме гораздо больше и не считает эдипов комплекс общечеловеческой проблемой, но только тех детей, мотивы поведения которых в нашей классификации подпадают под категорию «Власть» и «Месть».

Другая причина распространения властолюбивого поведения — мода на «сильную личность». Сильная личность, победитель, индивидуальность, борец — герои сегодняшнего дня. Родители растят детей для конкурентного общества и требуют от них быть победителями любой ценой. Давать сдачи, не проигрывать, отстаивать свои интересы. Все увлекаются книгами с названиями: «Как стать победителем», «Как достичь успеха и влиять на людей» и т.п. Педагоги большое внимание уделяют развитию индивидуальности, способностей, делают акцент на достижениях. Отсюда новая ценность — личностная сила. Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими. С таким наивно понятым самоутверждением воспитатели сталкиваются уже в детском саду. И взрослый должен быть готов грамотно, профессионально отреагировать на выходки и научить ребенка различать истинную личностную силу и властолюбие.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВЛАСТОЛЮБИВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Как и поведение, направленное на привлечение внимания, властолюбивое поведение имеет свои сильные стороны. Многие дети, демонстрирующие такое поведение, — особенно в активной речевой форме — интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению, независимым мышлением. Такие ребята скорее всего не станут безвольным орудием в руках других, будут самостоятельно мыслить, принимать решения и контролировать свои собственные жизни. Сложность для педагогов заключается в том, что эти предпосылки они пытаются перенести на свои отношения с другими людьми, поступая с ними не соответствующим их возрасту и развитию способом: пытаются манипулировать, то есть принимают за них решения, и контролировать их. То, что дети не думают о последствиях своих действий, скорее правило, чем исключение. Однако большинство детей готовы хотя бы разбираться в негативных последствиях, когда им на них открыто указывают обстоятельства или взрослый. А властолюбцы, кажется, совсем не расстроены тем, что кто-то плачет, или кому-то из-за них может попасть. Сочувствие у них развито гораздо меньше, чем у детей гармонично развивающихся.

Андрей 6 лет. Не хочет делать задание в тетради в детском саду. Объясняет это тем, что плохо видит, то что нарисовано в тетради. Дома маме устраивает истерики, что он не пойдет в детский сад, потому, что там надо делать задание в тетради. А у него не получится. Он лучше останется дома и его не спросят, и не скажут. Что он хуже всех. На празднике в детском саду отказывается рассказывать стихи, объясняя это тем, что у него не получится, он расскажет хуже всех и над ним будут смеяться. Андрей говорит, что он хочет заболеть, тогда он останется дома и не надо будет заниматься в саду, никто не скажет, что у него все плохо. На занятии старается сидеть тихо, чтобы его не заметили и не спросили. О себе говорит, то он хуже всех,что он самый плохой, у него ничего никогда не получится. Это типичный пример избегателя неудач. Меры экстренного воспитательного воздействия при поведении, направленном на избегание неудач.

  1. Научить позитивно рассказывать о себе и о том,что он делает.
  2. Объяснить, что ошибка – это нормально.
  3. Формировать веру в успех
  4. Концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах. 

Ребенку нужно говорить, что он сможет (решить, прочитать). Нужно повторять это перед каждым сложным заданием. 

Ребенок очень боится совершить ошибку. Он интерпретирует ошибку как доказательство того, что он ничего не может сделать правильно.  Мы должны научить его рассматривать ошибку как необходимую часть процесса обучения. 

Приемы:

-рассказать о возможных, типичных ошибках.

-показать ценность ошибки(отрицательный результат – тоже результат)

-формирование веры в успех

-замечать любые улучшения

-признать трудность задания.

-завести альбом достижений, в котором будут фиксироваться все успехи ребенка.

Девочка Лена 5 лет. Демонстрирует пример властолюбивого поведения. Делает только то, что нравиться. На замечание не реагирует. На более строгое замечание может последовать бурная реакция протеста: кричит, плачет, топает ногами, падает на пол. Но если ее оставить, не трогать, успокаивается сама и просит прощения.

ТЕХНИКИ ЭКСТРЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА И САНКЦИИ ПРИ ВЛАСТОЛЮБИВОМ ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и властного типов. Агрессивный, оскорбительный характер поведения ребенка как будто «пожирает» энергию, время и уверенность взрослого в своих педагогических способностях.

Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов внешне очень похож на извержение вулкана и проходит примерно те же стадии. Сначала слышны глухие раскаты. Здесь ребенок может с помощью ужимок, гримас, приставаний к другим ребятам упорно донимать воспитателя, «втягивая» его в конфликт. Если такое поведение продолжается, воспитатель «задет», делает замечание, и тут начинается «извержение вулкана»: это могут быть крики, попытки доказать свою правоту, пожаловаться на товарища, неуважительные и даже оскорбительные слова, любые агрессивные действия. Когда рано или поздно все затихает, наступает стадия разрешения ситуации.

Рассмотрим, что же можно сделать на каждой из этих стадий.

Стадии

конфликта

Стратегии и техники воспитательного воздействия

Стадия «глухих раскатов»

Признайте силу (или правоту) ребенка.

Уберите зрителей.

Перенесите обсуждение вопроса.

Озадачьте ребенка каким-либо вопросом или поручением. Временно согласитесь с ребенком.

Поменяйте тему разговора или спора

Стадия «извержения»

Основная стратегия — изоляция, ее цель — убрать зрителей, на которых работает расшалившийся малыш:

  • с помощью блокирующего крепкого, но не удушающего объятия: он не может двигаться, ваше тело — живые рамки, граница;
  • не покидая группы (в спальню);
  • на «стул размышлений» («скамейку штрафников», как в хоккее и т.п.);
  • в другую группу;
  • в кабинет администрации

Стадия разрешения и выбор санкции

Лишение/отлагательство права заниматься чем-либо. Лишение/отлагательство права пользоваться предметами.

Прекращение на время взаимодействия с другими детьми.

Требование встречи с родителями.

Возмещение убытков родителями, если нанесен ущерб другому ребенку или ДОУ.

Возвращение вещей на место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

"Разработка индивидуальной исследовательско-коррекционной программы педагога ДОУ с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением".

Разработка включает в себя описание трудностей, встающие на пути развития ребенка.Описание неблагоприятных ситуаций детсва. Таблица ошибочных целей поведения. Объективное описание поведения ребенка....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.

Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...

Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи .

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи....

Консультация для педагогов "Социально - коммуникативное развитие ребенка - важнейшая проблема современной педагогики"

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей коммуникативные умения, самостоятельность мышлен...