Нейропсихологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, роль родителей.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Аннотация: в статье раскрываются вопросы о значении нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же о значении роли родителей, как полноценных участников коррекционно – педагогического процесса.
Ключевые слова: головной мозг, структуры головного мозга, нейропсихологический подход, абилитация, компенсаторные возможности, социальная интеграция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, роль родителей.
Аннотация: в статье раскрываются вопросы о значении нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же о значении роли родителей, как полноценных участников коррекционно – педагогического процесса.
Ключевые слова: головной мозг, структуры головного мозга, нейропсихологический подход, абилитация, компенсаторные возможности, социальная интеграция.
Наибольший объём информации человек получает при помощи органов чувств, которые в свою очередь передают сведения в головной мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Мозг можно тренировать. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития структур головного мозга.
В последние годы отмечается тенденция роста числа детей имеющих отклонения в развитии когнитивных и эмоционально - волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении, трудности с произвольностью, проблемы в общении со сверстниками.
Значительное количество таких дошкольников испытывают неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение внимания, памяти, общей работоспособности, часто наблюдается двигательная заторможенность или расторможенность, трудности формирования пространственных представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков.
Очень часто приходиться видеть родителей, которые приводят на прием к специалистам дошкольников или младших школьников записанных в разряд «трудных» или «необучаемых».
С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункции определённых структур головного мозга. Так же стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером и другими гаджетами, отсутствие игровой деятельности, психологический климат в семье.
Одним из эффективных решений данного комплекса проблем может стать нейрогимнастика.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно – ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается функция иммунной системы, улучшается память, внимание, мышление.
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Программы нейропсихологического сопровождения и развития детей по методу замещающего онтогенеза, включают в себя цикл занятий по развитию дыхания, глазодвигательные упражнения, растяжки и упражнения двигательного репертуара, дополнительные упражнения на развитие речевой функции, которые можно проводить с ребенком в условиях дома.
Стоит отметить, что существует ряд ограничений и противопоказаний. Не рекомендуется заниматься по этой программе с детьми с повышенной эпилептической готовностью дома, а также в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения с эпилептологом. Столь же тщательного сопровождения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психическими или общепатологическими), а также дети с генетическими синдромами.
С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.
Эффективность коррекционно – педагогической работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного процесса.
Задача родителей – помочь ребёнку раскрыть весь заложенный в него потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребёнка наиболее приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой профессиональной деятельности.
От уровня педагогической компетенции родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список цитируемой литературы:
1. «Нейропсихологические занятия с детьми», В. С. Колганова, Е.В. Пивоварова, Москва, АЙРИС – пресс, 2015г.
2. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», А.В. Семенович, Москва, Генезис,2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...
«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родитель...
Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»
Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....
Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...
Деловая игра «Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
В последние годы значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных ме...
«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»
Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...
Роль тьютора в психолого - педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тьюторское сопрвождение позволяет педагогу организовать процесс обучения и преподавания таким образом, чтобы любой ребенок, независимо от физической или иной инвалидности, мог участвовать в системе об...