Роль тьютора в психолого - педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Черкашина Юлия Николаевна

Тьюторское сопрвождение позволяет педагогу организовать процесс обучения и преподавания таким образом, чтобы любой ребенок, независимо от физической или иной инвалидности, мог участвовать в системе общего образования наряду с трудоспособными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/MNHUc9vvUA7h5g27.31 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Черкашина Юлия Николаевна

тьютор

муниципального бюджетного дошкольного

общеобразовательного учреждения «Радонежский»

г. Строитель Белгородской области

Поскольку количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается из года в год, государство обязано разработать индивидуальную педагогическую поддержку для этой категории детей и создать надлежащие условия для развития у них социальных навыков через профессионализацию.

Первый этап, дошкольное образование, является центральным для всей системы образования. Этот этап гарантирует комплексное развитие личности ребенка, интеллектуальное развитие и социализацию в отношении деятельности и поведения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания.

Образовательные потребности детей с ОВЗ не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.

Актуальность данной работы заключается в необходимости внедрения инклюзивных форм образования, которые одновременно создают  наилучшие  условия для всех категорий детей. Такой  подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей, предоставление услуг в соответствии с этими потребностями посредством полноценного участия в образовательном процессе, а также устранение дискриминации в образовании. Одним из них является тьюторство. Даже если ребенок самостоятельный, но у него могут возникнуть трудности и ему может понадобиться помощь специалиста со стороны, в виде тьютора.

Приоритетной задачей тьютора является не только оказание квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями в адаптации к внутренней среде дошкольного учреждения, но и создание всех необходимых условий и возможностей для реализации детьми своего потенциала и эффективной социализации – ситуации успеха. [4]

 Исследуя работу тьютора, логично обратить внимание на мнение Е. Г. Речицкой. По ее мнению тьюторское сопровождение нацелено:

-  на удовлетворение общих и особых образовательных потребностей ребенка;

- на создание оптимальных условий реализации его реабилитационного потенциала;

- на обеспечение оптимального сочетания индивидуальной психолого-педагогической помощи с совместным обучением со сверстниками;

- на регулирование процесса совместного обучения детей с комплексными нарушениями в благоприятной социальной и образовательной среде. [2]

При включении детей с инвалидностью и ОВЗ в учебные группы, перед педагогами возникают следующие задачи:

- создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех обучающихся ДОУ;

-     психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогических компетенций, психологической культуры педагогических работников ДОУ, обучающихся и их родителей.

Чтобы полностью раскрыть определение «тьюторское сопровождение» необходимо использовать обе его составляющие «сопровождение» и «тьютор».

По мнению Вороновой В. В., тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. [1]

Цель сопровождения – создание таких психолого-педагогических условий, при которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни.

Тьютор – педагог – наставник, отвечающий за личностное, творческое и психологическое развитие обучающегося посредством создания индивидуального, образовательного пространства. Сопровождать – сопутствовать, идти вместе, быть рядом, помогать.

Основная предпосылка, определяющая суть концепции организации индивидуализированного обучения, заключается в том, что все учащиеся имеют права на свои познавательные интересы, индивидуальные потребности, цели потенциалы, которые должны учитываться при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности

Действительно, эффективное внедрение персонализированного обучения требует создания реальных возможностей для самих учащихся заниматься активной деятельностью и участвовать в разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

При создании индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья можно утверждать, что необходимо учитывать как общие, так и специфические образовательные потребности, а также определять условия и методы обучения, направленные на коррекцию конкретных нарушений. [5]

Основная цель индивидуального пути – дать ребенку возможность начать самостоятельно двигаться в той сфере, к которой он готов, постоянно расширяя свой кругозор, опосредуя всю совокупность социальных отношений, в которые вовлечен растущий человек как их носитель, и подчеркивая широкую адаптацию личности к требованиям и условиям жизни человека в обществе. [3]

Главное преимущество тьютора, поддерживающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, заключается в том, что он может постоянно обновлять и модифицировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка, обеспечивая индивидуализацию обучения. Изменения вносятся после того, как все, кто участвует в обучении, совместно проанализируют прогресс и успеваемость ребенка.

Анализируя данные направления, можно сказать, что целью тьютора является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в среду образовательного учреждения путем создания специальных условий и в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута. Особые условия должны гарантировать, что адаптированная образовательная программа позволяет  ребенку учиться в своем собственном темпе и в нужном объеме. Поддержка ребенка с особыми потребностями не должна вмешиваться в образовательное и коммуникативное пространство группы, которую он посещает.

Цели и реализация тьюторского сопровождения достигаются посредством профессиональной непрерывной деятельностью:

-    диагностика сущности возникшей проблемы;

-    анализ полученной информации;

-    выработка плана решения проблемы и его решения.

Тьюторская деятельность в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит из трех взаимосвязанных компонентов. Адаптация образовательной среды, а именно, организация рабочего места в соответствии с функциональными возможностями ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи. К нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещения детского сада, режим дня, образовательные программы и методические пособия.

1. Организация образовательной деятельности, которая включает:

- разработку индивидуального образовательного маршрута;

 - определение основных форм осуществления индивидуального сопровождения ребенка и подбор методов и средств обучения;

 - координацию деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих процесс обучения, воспитания и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

 - мониторинг психолого-педагогического, социального и физического статуса ребенка и динамики его психофизического развития в процессе сопровождения

2. Вовлечение воспитанника в образовательное сообщество через формирование адаптивного поведения и овладение коммуникативными навыками взаимодействия с окружающими с опорой на его внутренние ресурсы.

На основе анализа источников удалось установить, что важным для тьюторской практики в дошкольном образовании являются несколько условий:

-      сопровождение должно проводиться в условиях детского сада, в котором все участники образовательного процесса готовы использовать в работе личностно-ориентированные технологии;

 -  тьютор совместно с другими участниками процесса сопровождения должен создавать избыточную, открытую, образовательную среду и в своей работе опирается на игру, как на ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Индивидуальное сопровождение должно носить комплексный характер. Деятельность, объединенная единой целью, для всех участников образовательного процесса.

Выбор форм, методов и приемов работы тьютора является личным выбором тьютора и определяется возрастными и личностными особенностями ребенка. Содержание и специфика работы тьютора определяется рядом факторов, в том числе спецификой нарушения развития ребенка, уровнем активности ребенка, степенью готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию, стадией включенности родителей в коррекционный процесс, профессиональной компетентностью специалиста.

Можно сделать вывод, что результатом работы тьютора в детском саду является создание целостной системно организованной деятельности, в которой успешно развиваются социально – психологические, педагогические и специальные условия в процессе взаимодействия в дошкольной среде.

Тьюторское сопровождение позволяет педагогу организовать процесс обучения и преподавания таким образом, чтобы любой ребенок, независимо от физической или иной инвалидности, мог участвовать в системе общего образования наряду с трудоспособными детьми.

Литература

  1. Воронова, В. В. Тьютор как связующее звено во взаимодействии специалистов различного профиля в процессе обучения детей с ОВЗ / В. В. Воронова. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. - № 11 (48). – С. 1-3
  2. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 245 с.
  3. Тьютор в образовательном пространстве: учебное пособие. Под ред. В. П. Сергеевой – М.: ИНФРА – М, 2023
  4. Шикова Е. В. Проблема организации сопровождения в дошкольном учреждении на современном этапе. // Молодой ученый Международный научный журнал - № 5 (400) – 2022 – С. 413 – 416
  5. Шикова Е. В. проблема организации тьюторского сопровождения при создании инклюзивной среды дошкольного учреждения для детей с ОВЗ. // Психология и Медицина : пути поиска оптимального взаимодействия : сборник материалов VIII  международной конференции студентов и молодых ученых (Рязань, 25 -26 ноября 2021 г.) / ред. кол.: Н. В. Яковлева, А. М. Лесин, Н. Н. Уланова, А. В. Баранова; ФГБОУ ВО РязМУ Минздрава России, - Рязань, 2021. – С. 449 – 456

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Данная статья отражает комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении. В ней раскрывается содержание работы специалистов ДОУ, направления работы службы сопровождения....

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЕ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) И В НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ  "ОБРАЗОВАНИЕ.ДЕТИ. ТВОРЧЕСТВО." (ВЫПУСК № 8/2014)...

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организо...

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»

Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...