Сенсомоторная коррекция у детей с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
Игры и упражнения для сенсомоторной коррекции у детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseevoy_v.a.pptx | 1006.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность сенсомоторной коррекции состоит в том, что она является одной из наиболее распространенных направлений, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение). Цели: формирование базовых действий через развитие моторных и сенсорных функции. Задачи : ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг; развивается зрительно-моторная координация (согласованные движения глаза и руки формируется правильное взаимодействие рук и ног; развивается внимание; формируется умение последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд ребенок учится управлять своим поведением.
Детям с нарушениями сенсорной интеграции свойственны многие из таких характеристик : слабый мышечный тонус; задержка в формировании двигательного ответа на внешнее воздействие; замедленное развитие мелко й и крупной моторики; неспособность удерживать равновесие; проблемы с тактильным различением; аномальное пристрастие или отвращение к активности, требующей участия вестибулярного аппарата; незрелая осанка и походка; защитная реакция на сенсорные стимулы.
Цель коррекции Дети, с трудом воспринимающие сенсорную информацию, могут испытывать сложности при обучении: они часто рассеяны, не могут усидеть на месте, с трудом концентрируют внимание. Развитие ребенка с нарушением сенсорной интеграции не сбалансировано, поэтому одни области нервной системы работают с перебоями или неправильно, а другие выполняют свои функции хорошо, в связи с этим развитие ребенка будет соответствовать его возрасту или в чем-то будет отставать. Технологии Терапия, основанная на сенсорной интеграции, помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах воздействующих на сенсорные системы человека (зрительную, слуховую, вестибулярную и т.д.). Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые ощущения, происходит их балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов мозгом. Упорядочивание ощущений, получаемых из окружающего мира, осуществляется посредством игр с использованием специального оборудования воздействующего на все органы чувств ребенка.
Развитие тактильной системы Материалы , способствующие развитию тактильной системы: различные сыпучие материалы (крупы, природный материал, силиконовые гранулы) предметы из разных материалов и различной текстуры малярные кисти, валики (различных видов) парные карточки с различными текстурами тактильные доски сенсорные массажные дорожки и коврики массажные щетки, валики, массажеры су- джок балансировочный сенсорный ежик мешок с предметами различной формы мячи различной текстуры и размера надувной бассейн с шариками
Развитие вестибулярного аппарата Материалы, способствующие развитию вестибулярного аппарата: Качели, мини-карусель, различные качалки (доски-качалки, скамья-качалка, лодка-качалка, кресло-качалка) балансировочные доски и платформы (различных видов), крутящийся конус, горка, крутящийся диск, батут. подвесные веревочные лестницы и платформы, гамаки, качели-мешок (кусок прочной, слегка эластичной ткани, закрепленный сверху на одном крючке. Такой тип качелей, в котором ребенок чувствует себя туго обтянутым со всех сторон, хорошо подходит и для стимуляции тактильной и проприоцептивной систем) мягкие тоннели, бочки каркасы для крепления подвесного оборудования.
Игры и упражнения Общие рекомендации: Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка. Перед началом упражнений необходимо повести предварительную оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр. Необходимо постепенно вводить в деятельность ребенка упражнения сенсорно-интегративной коррекции. Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически. Игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный момент ( перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке) Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты , а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов. Упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного ), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в комплексе .
Игры и упражнения для развития вестибулярной и гравитационной системы Основная цель данных упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения . Материал : доска-качалка с мягким верхом, вестибулярная доска, скамья-качалка, лодка-качалка, кресло-качалка. Ход упражнения: посадите ребенка на качалку. Попросите его взяться обеими рука-ми за стороны качалки. Предложите ему покачаться несколько минут вперед-назад. При необходимости помогите: даже если раскачивать качалку будете вы, ребенок извлечет пользу из этого упражнения. Варианты проведения: используйте различные устройства-качалки. Качайте ребенка из стороны в сторону. Предлагайте ему различные позы: качаться на четвереньках, на коленях, стоя на одном колене (одно колено поднято, другое опущено), стоя на одном колене (одно колено поднято, другое опущено ).
Игры и упражнения для развития моторного планирования Игры и упражнения , как правило,включают в себя последовательность действий и движений. «Полоса препятствий» Материал: стулья, столы, подушки, мягкие модули. Ход упражнения: составьте полосу препятствий из различных предметов, которые нужно обходить, перешагивать или перелезать. При необходимости помогите ребенку пройти через полосу препятствий. Следите за соблюдением техники безопасности. Варианты проведения: Пройдите маршрут в обратную сторону. Изменяйте элементы полосы препятствий. Изменяйте способ прохождения маршрута: ползком, на коленях, вприпрыжку.
Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы. «Мешок-комбинезон» Материал: мешок-комбинезон Ход упражнения: попросите учащегося залезть в мешок-комбинезон (для этого ему может потребоваться ваша помощь). Попросите его вытягивать руки и ноги в разные стороны . Надевая мешок-комбинезон, ребенок должен чувствовать его прикосновение и натяжение по всей длине от ног до головы . Игры и упражнения для развития двусторонней координации Общая цель данных упражнений – скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению. «Качание» Материал: вестибулярная доска, доска-качалка с мягким верхом, скамья-качалка. Ход упражнения: посадите ребенка на качалку лицом вперед. Попросите его взяться руками за качалку с обеих сторон. Предложите ему покачаться из стороны в сторону. Можно также использовать гамак или качели-мешок и раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад.
Игры и упражнения для развития тактильной системы Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные о щущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом. «Поймай игрушку» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка. Ход игры: педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. Можно использовать игрушки различной фактуры .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОНР
В данной разработке представлены диагностические таблицы для среднего и старшего дошкольного возраста, план-программа формирования сенсомоторных и речевых процессов у детей с ОНР. Обратить...
КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (сенсомоторной) КОРРЕКЦИИ
Здесь представлен комплекс двигательной коррекции для детей дошкольного возраста с проблемами в эмоциональноволевой сфере.Данный материал может быть полезен для подготовки индивидуальной и групповой к...
Сенсомоторная коррекция и метод замещающего онтогенеза для детей от 2,5 до 12 лет!
Нейропсихологами активно применяется программа метод замещающего онтогенеза. В каких же случаях может использоваться эта программа?Во-первых всем детям для гармоничного физического, психического,...
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).
статья посвящена особенностям обучения лепке с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография как средство коррекции у...
использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...