КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (сенсомоторной) КОРРЕКЦИИ
методическая разработка по теме
Здесь представлен комплекс двигательной коррекции для детей дошкольного возраста с проблемами в эмоциональноволевой сфере.
Данный материал может быть полезен для подготовки индивидуальной и групповой коррекции для детей с СДВГ, мышечными тонусами, двигательным беспокойством и импульсивностью
А также данные занятия помогут в развитии моторной и речевой сферы.
Состоят занятия из гимнастик, растяжек а также упражнений на развитие восприятия и внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ
Для детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями
На сегодня при скриненговой диагностики детей дошкольного возраста, выявляется большой процент детей группы риска. С такими проблемами как: повышенная возбудимость или вялость, неустойчивое внимание, гипо или гипер тонус мышц, импульсивность, высокая двигательная активность, недоразвитость общей и мелкой моторики, быстрая утомляемость. Из исследований наших и зарубежных физиологов, психологов и нейропсихологов, видно что Психика человека управляет его движениями, а целенаправленные движения, влияют на центральную и вегетативную нервную систему. Все это формирует и развивает навыки необходимые для устойчивого поведения. Итак, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, мы вызываем активизацию в развитии всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирует, восстанавливает и прострагивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Исходя из выше перечисленных особенностей детей, мы можем говорить о том, что данные дети имеют проблемы в эмоционально личностной сфере и поведенческой. При организации занятий с данными детьми рекомендуется следовать следующим правилам.
- Группа детей от 5-8 человек.
- Время занятия 20- 30 минут
- В одну группу могут входить дети с симптомами гиперактивности, невнимательные дети, с гипотонусом, неуверенностью в себе и стеснительные дети.
- Четкая, повторяющаяся структура занятий.
- Неизменное расположение предметов в зале( музыкальный или спортивный зал, достаточное количество свободного места, ковровое покрытие, мягкие модули, сухой бассейн)
- Введение временного лимита на выполнение заданий.
- Соблюдение четких, заранее оговоренных норм и правил
- Введение системы наказания (скамейка штрафников) и поощрения (знак отличия)
- Ритуал начала и окончания занятия.
Список использованной литературы.
- 1. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.»
- 2. Г.П. Логинова «Программа по развитию мелкой моторики».
- 3. Т.В. Нестерюк «Психосоматическая гимнастика»
- 4. Двигательная коррекция для детей с СДВГ – центр адалин
- 5. Е.В. Горшкова О «говорящих» движениях и чудесных превращениях»
Структура занятия
- Приветствие и Йоговская гимнастика для малышей (Л1)
- Пальчиковая гимнастика (Л2)
- Дыхательные упражнения (Л4)
- Психогимнастические упражнения. (Л3)
- Упражнение на развитие ВПФ и общей моторики (Л1)
- Упражнения на регуляцию состояния мышечного напряжения (Л1)
- Упражнения на растяжку и дыхательная гимнастика(Л4)
- Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий (Л4)
- Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата (Л4)
- Релаксация
- Самоанализ
Таблица комплексов по двигательной коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы
№ | направление | Упражнения |
1 | Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление. Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата Психогимнастика Упражнения на развития ВПФ | «Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает) «Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола. «Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется) «Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки. «Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию. «И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна». «И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»» «И.п. –сидя. Наклоны головы в медленном темпе. «Вперед- назад» «К правому левому плечу» по 3-5 раз» «Упражнения в балансире» «Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем. «Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед. Литература №1 Занятия №1,2,3,4 Игры: «Будь внимательным», «раз,два,три-говори», «Расскажи и покажи», «Запрещенное движение». |
2 | Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление. Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата Психогимнастика Упражнения на развитие ВПФ | «Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.) «Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола. «Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется) «Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки. «Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию. «Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.) «Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности. «Солдат раненный в руки» И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности. - И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки. «И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна». «И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»» «упражнения в балансире» «Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем. «Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед. Литература №1 Занятия №5,6,7,8
|
3 | Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.
Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела
Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий
Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата Психогимнастика Упражнения на развитие ВПФ | «Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.) «Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу) «Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности. «Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.) «Солдат раненный в руки» И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности. «Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки. «ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами. - И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки. «Упражнения в балансире» И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира «Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем. «Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при ходьбе не сгибаем. Литература №1 Занятие № 9,10,11,12 |
4 | Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.
Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий
Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата Психогимнастика. Упражнения на развитие ВПФ | «Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.) «Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу) «Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности. «Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.) «Солдат раненный в руки» И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности. «Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки. «ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами. «Кошечка» И.п. – лежа. Встать на четвереньки, опираясь на ладони и коленки. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе прогнуть вверх, прижав подбородок к груди. «Кошечка в движении»
- И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки. «Упражнения в балансире» И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира «Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем. «Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при хотьбе не сгибаем. Литература №1 Занятия №13.14,15,16 |
Каждый комплекс упражнений рассчитан на 4 и более занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсомоторная коррекция и метод замещающего онтогенеза для детей от 2,5 до 12 лет!
Нейропсихологами активно применяется программа метод замещающего онтогенеза. В каких же случаях может использоваться эта программа?Во-первых всем детям для гармоничного физического, психического,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-102800-1473242732.jpg)
использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...
Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ
Материал содержит примерные комплексы двигательной коррекции для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...
Игры и упражнений по сенсомоторной коррекции
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-277787-1676138067.jpg)
«Несерьезные игры, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка» или «Сенсомоторная коррекция».
В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/09/picture-1419914-1662737147.jpg)
«Двигательный режим дошкольника. Составление комплекса упражнений для коррекции осанки с гимнастической палкой»
Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это с учетом здоровьесбережения обучающихся, а также...