Ритмодекламация
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

В материале представлены примеры использования ритмодекламации на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмодекламация.

.

   

     Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

    Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».

Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Ритмодекламация позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Их я использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

«Бутерброд»

-Что такое бутерброд?! (действия: «лепим пирожки»)

-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)

-А это «под» (теперь ладонью лев. руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)

-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)

-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово: Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)

-И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы веером»)

-И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие), на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» — соединение б. пальца с указательным)

-Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев. руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)

-И выходит ( это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)

-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)

    Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку».

 И я нашла такую «изюминку». Это игры со стаканом.

    Игры со стаканом могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Они очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.

 Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. На своих занятиях я использую игры на стаканах, как игровой прием и как форму обучения детей (ориентирование в пространстве). 

Анализ игр приводит к заключению, что их следует рассматривать как упражнения, направленные на приобретение мастерства.

В современном детском саду существует множество игр. Для организации игры со стаканами не надо создавать специальную развивающую среду, достаточно только приобрести стаканчики, можно обновлять на них наклеечки по тематике занятий или досугов, которые могут сделать дети своими руками. Фантазии для творчества очень много.

С чего начать.

Первый этап.

 Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»;

Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».

Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».

Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем».  Можно использовать речитатив.

Например: Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

Скачут, скачут без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в новый город, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок! 

Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков.

Теперь можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.

Предлагаю вам посмотреть видеофрагменты игр со стаканчиками.

 

Игра «Стаканчики»

Вариант 1

 Играет любое количество человек. Главное — точно повторять движения за водящим. Допустивший ошибку, покидает игру. Каждый получает стакан (чашку), ставит его, перевернув вверх дном, на стол или на пол перед собой. Порядок движений такой: левой рукой хлопаем по столу слева от стакана, затем правой — справа.

Левой рукой задеваем дно стакана. Хлопаем в ладоши и правой рукой передвигаем стакан соседу в правую сторону. Хлопаем в ладоши и левой рукой переворачиваем стакан, который получили слева. Вновь правой рукой переставляем стакан вправо, не забыв перевернуть его вверх дном. Скрещиваем руки и два раза стучим по столу так, чтобы стакан находился между руками. Разводим руки, задеваем дно стакана у соседа справа, затем слева и правой рукой перемещаем стакан игроку справа. Получив стакан слева, вновь двигаем его правому соседу. Все начинается сначала. Водящий задает темп. Можно придумать слова, которые помогут в игре.

Слева, справа и по дну.

Хлоп, и вправо отдаю.

Хлоп, и левой поверну,

Правой вправо отдаю.

Крестик, крестик, стук по дну,

Вам стакан передаю.

С каждым новым кругом темп игры увеличивается.

 

Вариант №2

Перед детьми стоят 2 стакана разного цвета.

1.Берем оба стакана и под музыку делаем два удара по столу, три удара дном об дно стаканчиков. Повторяем 4 раза.

2. Передаем соседям справа и слева. При этом руки получаются крест - накрест. Вновь берем стаканчики и передаем соседям справа и слева. И так 4 раза.

3.«Шагаем» стаканчиками поочередно правой и левой рукой вперед и назад к себе. Повторяем 4 раза.

4.Правой рукой берем правый стаканчик и надеваем его на стакан  соседа справа.

5.Правой рукой снимаем стакан и ставим рядом.

6. Движения 4-5 повторяем 4 раза.

7.Правой рукой надеваем правый стаканчик  на левый стаканчик. Снимаем.

8.Левой рукой надеваем левый на правый стаканчик. Снимаем.

9. Левой рукой надеваем левый стаканчик  на правый стаканчик и отдаем соседу справа.

10.Снимаем верхний стаканчик и ставим рядом. Хлопок в ладоши.

11.Движения 9-10 повторяем 4 раза.

12.Собираем стаканчики.

- Левой рукой надеваем левый стаканчик  на правый стаканчик и отдаем соседу справа;

-Далее передаем стаканчики соседям справа. Те, кто остается без стаканчиков, делают хлопок в ладоши. У ведущего собираются в стопку все стаканчики.

Вариант №3

Перед детьми стоят 2 стакана – в правой - красный, в левой - голубой.

Берем оба стакана и передаем соседям справа и слева. При этом руки получаются крест - накрест.3 раза хлопаем в ладоши. Вновь берем стаканчики и передаем соседям справа и слева. Можно сопровождать словами «Бери», «Отдай».

Вариант №4

Перед детьми стоит один стаканчик дном вверх. Со словами «Бери», «Отдай» передаем стаканчик соседу справа. И так продолжаем на первую часть музыки.

На вторую часть музыки. Правой рукой берем стаканчик , передаем его в левую руку и ставим на дно. Левой рукой берем стаканчик , передаем его в правую руку и ставим вверх дном.

 

Музыкально – ритмическая игра со стаканчиками за столом

На столе стоят  стаканы вверх дном. Играющие садятся за стол. Под музыку польки начинают передвигать стаканы «против часовой стрелки» по кругу:

Один раз передвинули, 3 хлопка и так повторили 4 раза.

Далее музыка сменяется, и вместе с музыкой меняются движения:

Две руки хлопнули по столу, затем в ладоши, поменялись местами по кругу «против часовой стрелки» так повторим, пока не сменится музыка на первую часть. И повторяем все сначала. Движения можно менять.

 

Вместе с игрой со стаканчиками широко использую игры с мячиками. У них похожи правила игры

Ритмические упражнения :

1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот

2. передача соседу и наоборот.

3. по кругу

4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая)

5. вариации.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей.Речевые игры и ритмодекламации

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т...

«Ритмодекламация как одно из эффективных средств развития музыкальности дошкольников»

Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певч...

Ритмодекламация на музыкальных занятиях в детском саду.

Для использования в старших группах детского сада....

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить  внимание педагогов на важность таких ви...

«РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» Методическая разработка

Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей города и области, работающих с детьми дошкольного возраста,  как опыт работы в данном...

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ПО РИТМОДЕКЛАМАЦИИ В ДОУ

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), на учебный год.Игры  сопровождаются музыкальными инструментами....