«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке на тему

Виногорова Елена Васильевна

Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить  внимание педагогов на важность таких видов упражнений для детей дошкольного возраста как ритмодекламация, на что они направлены, почему так нравятся дети и насколько они полезны!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ritmodeklamatsiya.pptx1.6 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация подготовлена музыкальным руководителем Виногоровой Е.В. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга « Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста» 2016 г.

Слайд 2

Как называется то, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома? Этот довольно новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ . Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Слайд 3

Что же такое ритмодекламация? Ритмодекламация – это совокупность поэзии, музыки и актерского мастерства. Это чёткое произношение, утрированная интонация, искусство выразительного чтения вслух любого доступного для детей материала: потешек, стихов, прибауток, ну и, конечно, артистизм (творчество) – умение правильно изобразить, показать жестами то о чем или о ком говорится в тексте. Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».

Слайд 4

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма а также формированию коммуникативных навыков. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Актуальность темы

Слайд 5

Почему ритмодекламация так нравится детям Во-первых , это интересное, необычное , завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой музыки (от старинных музыкальных произведений до современных джазовых импровизаций) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений великих поэтов). Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения . Во-вторых , это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными».

Слайд 6

Ритмодекламация и з доровьесбережение Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения, игры на инструментах, жестов и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Слайд 7

Этапы работы с модулями При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа. Базой для речевых упражнений ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, кричалки , потешки, прибаутки и т.д. Также стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др .

Слайд 8

Занятия с модулями ритмодекламации – это интегрированные занятия с использованием речевых игр со звучащими жестами; речевых игр с музыкальными инструментами; речевых игр с движением, рисованием; коммуникативных игр; пальчиковых игр.

Слайд 9

Почему ритмодекламация так эффективна У детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка в ритмодекламации выражается ни одной декламацией, а сопровождается жестами, пластикой, движением, игрой на музыкальных инструментах. Главный признак успешного обучения – это непременное присутствие творческого начала на занятиях, присутствие самостоятельной деятельности. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Одно из наиважнейших условий развития ребенка это его заинтересованность в процессе! Ритмодекламация, имея большие возможности инвариантности, позволяет развивать ребенка, держа его в состоянии постоянного ощущения чего-то нового, ощущения уверенности в своих силах. А это мощный толчок к успешному развитию не только музыкальных способностей ребенка.

Слайд 10

Разнообразие приёмов работы Совместный приём Приём «цепочкой»

Слайд 11

Групповой приём Индивидуальный приём

Слайд 12

Коммуникативное развитие и ритмодекламация Одним из важных и доступных факторов коммуникативного развития ребёнка является именно ритмодекламация, так как она формирует коммуникативные навыки. После освоения детьми ритмодекламации, для них становятся доступными почти все средства коммуникативной и музыкальной выразительности.

Слайд 13

Ритмодекламация соответствует всем идеям ФГОС Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; Уважение личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)

Слайд 14

Практическое применение Ритмодекламация №1 Считалка «Опа-опа» Опа-опа, опа-па! Опа-па! Три фасольки, два боба. Два боба. Побежал я в огород. В огород. Положил их прямо в рот. В рот. 1. Декламировать считалку, используя партию второго голоса, подражая «эху». 2. «Эхо» исполняется ритмически с использованием шумовых инструментов (две группы). 3. Когда слова будут говориться легко, исполнять тремя подгруппами: основной, «эхо», аккомпанемент.

Слайд 15

«Ай, дили, дили» ( речевая игра с движениями и элементами театрализации ) подготовительная группа Ритмодекламация №2 Ай, дили, дили, дили. /идут дробным шагом по кругу А мы кого -то видели: Глазастого, ушастого, / движения по тексту Вихрастого, зубастого. Он сидел под кустом Громко щёлкал языком. Может это был козёл? Бе – бе – бе! / изображают средним голосом Может из лесу пришёл серый волк? У –у – у! / изображают грубым голосом Или это был медведь? Ааааааааааааааа ! / изображают низким голосом Не смогли мы разглядеть, Потому что испугались / качают головой И с испугу разбежались . / убегают

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.

Педагогическая практика по теме "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников"....

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...

Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной   работы с дошкольниками....