«РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» Методическая разработка
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме
Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей города и области, работающих с детьми дошкольного возраста, как опыт работы в данном направлении.
Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также мы успешно используем стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др. Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.
В современной музыкальной методике обучение дошкольников ритмодекламации рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.docx | 49.29 КБ |
Приложение 1 | 75.45 КБ |
Приложение 2 | 1.07 МБ |
Приложение 3 | 13.72 КБ |
Приложение 4 | 22.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса
«Воспитатель года России» - 2017
«РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Методическая разработка
ВЫПОЛНИЛА
Ирина Александровна Черкудинова
музыкальный руководитель
МДОУ № 23 «Ромашка»
Тутаев, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Цели и задачи, раскрывающие тему данной работы | 4 |
I Использование ритмодекламации в музыкальном воспитании дошкольников | 5 |
II Организация педагогического процесса с использованием метода ритмодекламации | 7 |
II. 1 Этапы развития чувства ритма у детей 5 – 7 лет средствами ритмодекламации | 7 |
II .2 Ритмодекламация на музыкальных занятиях в детском саду | 8 |
II. 3 Перспективное планирование работы по ритмодекламации | 11 |
Заключение | 13 |
Библиография | 16 |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим этапом в становлении человека является период детства - удивительное время развития познавательного интереса. Дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, их души открыты для творчества. От того, какой фундамент будет заложен в детстве, зависит всё дальнейшее развитие. Это касается как его общечеловеческих качеств, так музыкального развития и всего творческого потенциала.
Музыкальные способности у всех людей проявляются по-разному: у одних они более выражены, у других - менее. Можно привести достаточно много причин данного явления и одна из них основополагающая, по нашему мнению, конкретизирована О.П. Радыновой: «… часто педагоги недооценивают для их становления дошкольный возраст и в практике дошкольных учреждений работа по развитию музыкальных способностей детей осуществляется только музыкальным руководителем через музыкальные занятия. Но в любом деле важна система, и исправить сложившееся положение можно, если с раннего возраста рядом с ребенком будет находиться не только грамотный музыкальный руководитель, но и воспитатель со сформированными музыкальными способностями, любящий и понимающий музыку.
Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.
По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato (от лат. obstinatus — упорный, упрямый; метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение ритмической фигуры (ритмическое остинато)).
Целью моей разработки является практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования ритмодекламации дошкольников на занятиях музыкальной деятельностью.
Цель определила следующие задачи:
- Осуществить анализ теоретических исследований по проблеме ритмодекламация как эффективное средство развития дошкольников;
- Обобщить опыт по исполнению ритмодекламации с дошкольниками;
- Разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей по развитию у детей дошкольного возраста музыкального слуха, голоса и чувства ритма с помощью упражнений по ритмодекламации.
Данная методическая разработка представляет практическую ценность для музыкальных руководителей, воспитателей города и области, работающих с детьми дошкольного возраста, как опыт работы в данном направлении.
Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также мы успешно используем стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др. Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.
В современной музыкальной методике обучение дошкольников ритмодекламации рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
I ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТМОДЕКЛАМАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в «уравновешивании организма со средой». В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: «Урок музыки - урок искусства». Это предполагает доминирование на таких занятиях духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Таким образом, обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым «искусством интонируемого смысла». Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».
В дошкольном музыкальном образовании существует особый вид деятельности, который называется – ритмодекламация.
Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.
Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.
Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
II Организация педагогического процесса с использованием метода ритмодекламации
II. 1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ РИТМОДЕКЛАМАЦИИ
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Комплекс музыкально ритмических упражнений (Приложение 1):
I этап | Речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками) | Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с речевой игрой; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; - показать практическую значимость использования данного комплекса, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки. |
II этап | Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. | Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с выстукиванием ритма ударами; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; - показать значимость выстукивания ритма ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. |
Чередование хлопков в ладоши и ударов ладоней о ладони партнера, с приговариванием | Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с хлопками в ладоши и удары ладоней о ладони партнера; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; |
II .2 РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия, один раз в месяц вечер досуга. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга — во второй половине дня. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия — основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
Ритмодекламация один из основных элементов системы музыкального образования, по мнению К. Орфа, метод речевой ритмической декламации (ритмодекламация), базируется на ритмическом родстве музыки и речи. Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и одновременно является упражнением на речевое творчество. Незаметно на основе речевых ритмов перед учащимися раскрывается без счета и абстрактных объяснений богатство метроритмических форм. Но речь идет не просто о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего о внутреннем эмоциональном переживании содержания слова и его эстетической и выразительной ценности. Непосредственная связь речи и музыкального ритма вызывает чувство эвритмии (приятное ощущение от согласованности ритмов). Эвритмия содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно "полифоническое" ощущение.
Декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос: если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе все звучит лучше и, до известной степени, исключается возможность говорить и петь "хныкающим" и "горловым" голосом. Все речевые упражнения проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. По Орфу, слово — элемент речи и поэзии, из которого рождается пение. Поэтому особое внимание уделяется метрической структуре слова, его мелодико-интонационному произнесению и его звучанию (светлому — гулкому, прозрачному — тусклому, легкому — вязкому).
Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом. Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации.
Приемы, используемые педагогом на музыкальных занятиях при работе над ритмодекламацией:
- Пропевание звуков. Работа с распевочным материалом. Дыхательные упражнения.
- Игра со звуком (выявление звукописи, выразительности, мягкости, твердости, изобразительности звуков.).
- Игра "Буквы заблудились". Игра со стихами: с беглыми гласными, глухими, звонкими согласными, орфографическими ошибками. Игра со словами:
загадывание слова жестом, действием;
загадывание слова синонимом;
интонирование слова с разным оттенком;
загадывание глаголов, прилагательных.
- Придумывание за взрослым новых рифм-словообразований.
- Игра с рифмами:
дорифмовывание стихов;
игра в рифмы с мячом.
- Передача жестами, пластикой состояния, чувства, действия.
- Чтение стихов жестами.
- Игра со скороговорками:
чтение про себя, только артикулируя;
чтение с ритмическим сопровождением;
чтение с тембровым инструментальным сопровождением;
составление композиций, рассказов и других форм из скороговорок;
сочинение собственных мелодий для инструментального и вокального исполнений.
- Декламация и "телесная игра".
- Способ "телесной игры" заключается в образовании ребенком разнообразных звуков (хлопки, шлепки, щелчки, топот и т. д.). Это способ простейшей инструментальной импровизации. "Телесная игра" позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально - двигательных упражнениях и играх, усиливает ощущение темпа, динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активности, вызывает чувство оптимизма.
- Сочинение словесной музыки.
- Словесное рисование картин.
- Рисование под музыку.
- Изображение красками настроения, динамики, лада, формы и т. д.
- Иллюстрация рисунками рассказов, стихов, музыки.
- Сочинение самостоятельных музыкальных произведений.
- Сочинение стихов.
II. 3 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РИТМОДЕКЛАМАЦИИ
Возрастная группа | месяц | тема | название упражнения |
старшая группа | октябрь | «Природа и животные» | Прилетела птичка |
Ранним утром (Т.Э.Тютюнникова) | |||
Лесной вальс (Т.Э.Тютюнникова) | |||
ноябрь | «Цирк» | Дирижёр | |
Мечта | |||
декабрь | «Волшебная страна» | Часы Л. Николаенко (авторская) | |
Прыг – скок (Т.Э.Тютюнникова) (игра с палочками) | |||
«Мороз Иванович» Л.Г.Сочило | |||
январь | «Новый год в музыкальном городе» | Музыканты | |
Наступили холода (авторская) | |||
Как на горке снег, снег И.Токмакова | |||
февраль | «Любимые сказочные герои» | Скрипучие ботиночки А. Бродский (авторская) | |
март | «Волшебное колечко» | Гости | |
Шутка В. Волина | |||
Два кота | |||
апрель | «Сказочная шкатулка» | Короед (авторская) | |
Божья коровка (Т.Э.Тютюнникова) | |||
Песенка бабочек |
Возрастная группа | месяц | тема | название упражнения |
подготовительная к школе группа | октябрь | «Художники» | Капли Г.Вихаревой |
Ипподром О.Арсеневская | |||
ноябрь | «Цирк» | Зверушки (авторская) | |
Новоселье | |||
Весёлый народ (авторская) | |||
Тюлень | |||
декабрь | «Зимняя сказка» | Снег | |
Ты, мороз! (Т.Э.Тютюнникова) | |||
январь | «Петрушка в музыкальном городе» | Петрушка О.Высоцкая | |
Частушки | |||
Волшебные барабаны (Т.Э.Тютюнникова) | |||
февраль | «Сказочная страна» | Телёнок А. Веденский | |
Шарик Б.Толкачёв (авторская) | |||
март | «Кошки» | Кошкин дом (авторская) | |
Кисонька (авторская) | |||
Кошкина игра Н.Пикулева. | |||
Кошачий рок - н - ролл (авторская) | |||
апрель | «Мы - артисты» | Хохотальная разминка (авторская) | |
Девочки и мальчики (авторская) |
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра, упражнение может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Занятия должны носить непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по ритмодекламации реализуется музыкальным руководителем через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых:
С педагогами: интеграция деятельности специалистов (воспитатель, инструктор по физвоспитанию) (Приложение 3) мы используем следующие формы взаимодействия:
Вокально-двигательные разминки
Используются педагогом для концентрации внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.
Координационно-подвижные игры
Координационно-подвижные игры – это игры соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они:
- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий
- дают возможность детям “играть” своим телом, передающим творческую активность
- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование
- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Пальчиковые игры
- Пальчиковая “азбука” (“Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы танцевать”)
- Пальчиковый аккомпанемент
- Пальчиковые игры - песни
Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается “пропеванием” каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки поочереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.
- Позиционные пальчиковые игры.
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) используем всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок.
Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, звукоподражанию, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.
С родителями педагогическое просвещение (Приложение 4), демонстрация результатов:
индивидуальные беседы с родителям;
индивидуальные и групповые консультации;
организация семинаров-практикумов для родителей;
вовлечению их в совместную деятельность по формированию основ музыкальной культуры.
Работа по применению ритмодекламации в работе с детьми дошкольного возраста способствовала развитию чувство ритма, координации между слухом, жестом и голосом, музыкальной памяти.
Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение ребенка, улучшился эмоциональный фон, сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе.
Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- http://kolokolchik44ds.ucoz.com/publ/ispolzovanie_innovacionnykh_tekhnologij_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov/1-1-0-3
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Остинато
- Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
- Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.
- Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
- Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение.1983г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.- СПб.: «Композитор», 2005. – 74с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.№ 1. - С. 7-17.
- Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
- Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).
Сел сверчок на шесток, Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух. |
- Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок.
- Чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
- Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дождь идет, Мыло и мочало- Песенки начало. И. Михайлова. |
Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик.
До. Пусто ласточек гнездо. Ре. Осенины на дворе. Ми. Плачет ветер за дверьми. Фа. Дождика тиха строфа. Соль. У него своя есть роль. Ля. Затихает вся земля. Си. Дождик скуку унеси! До. Пусто ласточек гнездо.
«Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
- Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
- Ритмические орнаменты.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
1 группа | 2 группа |
Жили-были три утенка - хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
Как-то утром на рыбалку - хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
Зашагали вперевалку - хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
Наловили много рыбы - хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
И еще поймать могли бы - хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
Съели дружно все до крошки - хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми | Пик, Пак, Пок - притопы |
В.Орлов
Затем дети меняются ролями.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки, Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Слушай сильную долю».
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
Упражнение «Дядя
Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
Дядя Степа длинноногий По дороге зашагал | ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу |
Мальчик с пальчик по дороге Вслед за дядей побежал | «мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы». |
Дядя Степа оглянулся, Но ни слова не сказал | идет и на ходу оглядывается |
Мальчик с пальчик усмехнулся, Дядю Степу он догнал | бежит и останавливается рядом с дядей Степой. |
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.
Капли, капли, что поете? | Хлопки восьмыми нотами |
- Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Спать сосулькам не даете! | Хлопки восьмыми нотами |
- Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Солнышко в небе хохочет | Хлопки |
Носики нам щекочет | Хлопки |
Кап, кап-кап, хи, хи-хи! | Игра на металлофоне |
И апчхи! | Глиссандо на металлофоне |
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
- Игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»
Цель:
Повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
Показать возможности использования синтезатора на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.
Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:
«Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!»
Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.
Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах. Чтобы правильно исполнить ритмический рисунок текста, педагогам предлагается прочитать его с помощью партитуры, на которой изображены длительности нот, чтобы задать детям темп и ритм при чтении стихотворения. Каждый педагог при обучении в педагогическом учреждении знакомился с нотной грамотой, поэтому это задание не доставит больших трудностей.
Первую строчку стихотворения я прочитаю сама, а вы внимательно слушайте ритм. Затем вместе со мной вступайте в дальнейшее прочтение. Текст вы видите на экране.
Детям даётся уже знакомое стихотворение.
Итак, вы готовы?
Шла весёлая собака
(стихотворение Н.Пикулевой)
Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!
Следующее прочтение этого же стихотворения предлагаю с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению детей.
Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Мастер – класс для родителей «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"...
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.
Несмотря на важность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников и разработанность теоретических положений в данной области музыкально-педагогической науки, на сегодняшний день не решены проблемы по эффективной реализации задач в практике музыкально-ритмического воспитания в дошкольных учреждениях. Анализируя собственный педагогический опыт, накопленный в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, можно констатировать недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; неразработанность комплекса педагогических методов и приёмов, позволяющего рационально использовать время для выполнения большого объёма двигательных упражнений и эффективно развивать способности к музыкально-ритмическим движениям.
Под способностями к музыкально-ритмическим движениям мы понимаем следующий комплекс свойств личности:
- способность эмоционально откликаться на музыку;
- способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях;
- способность к верной координации движений под музыку;
- способность творчески самовыражаться в движениях под музыку.
Но для успешной реализации разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Рекомендации по развитию чувства ритма
Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.
Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.
Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
Поощряйте движения под музыку
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи
Двигательные упражнения (для детей от 3лет)
"Ноги и ножки"
Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).
Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).
"Часы"
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).
"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)
Дождик - кап! Дождик - кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на
груди)
Дни недели
В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щёку - засыпают).
«Пирожок» («Пирожок» в центре, повар за кругом).
Повар наш муку носил (идут по кругу друг за другом, «несут муку на подносе».)
Тесто густо замесил. («Мешают».)
На доске его катал («раскатывают скалкой».)
Сладким соком поливал. («Поливают соком».)
Вот какой пирожок, порумяненный бочок.
Хоть весь свет обойдёшь, а такого не найдёшь. («хвалят», «пирожок растёт».)
МОЖНО ПРОВЕСТИ КАК ИГРУ ПО ТИПУ «КОШКИ-МЫШКИ». Повар догоняет пирожок под воротиками.
"Прогулка"
По узенькой дорожке шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),
По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).
Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)
Это я, я, я!
Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)
Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)
Постучали и открыли. (постучать "замком" по столу и расцепить руки)
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
"Мы топаем ногами"
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
• Рисуйте узоры
Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.
• Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки
• Подбирайте рифмующиеся слова
Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.
Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)
Я сегодня утром рано умывался из-под ... (крана)
Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу)
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался ... (зайка)
Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица)
Уронила белка шишку, шишка стукнула ... (зайчишку)
Я рубашку сшила мишке, я сошью ему ... (штанишки)
У себя в саду Андрейка поливал цветы из ... (лейки)
Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ... (машине)
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на ... (стуле)
Лежебока рыжий кот отлежал себе ... (живот)
Верещунья, белобока, и зовут ее ... (сорока)
В реке большая драка - поссорились два ... (рака)
Здесь хорошее местечко, протекает мимо ... (речка)
Между гор издалека течет бурная ... (река)
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (карандаш)
Мы купили кошке новые ... (сапожки)
• Исключайте лишние слова из ритмического ряда
"Какое слово лишнее?"
Мак, бак, рак, банан.
Сом, ком, крокодил, дом.
Лимон, вагон, кот, батон.
Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д.
Вопросы для рефлексии
- Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось?
- Будете ли Вы применять полученные знания на практике для развития своих детей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Методическая разработка новых форм работы в познавательном развитии по теме «Логическими тропинкам по Санкт-Петербургу»
Методическая разработка новых форм работы в познавательном развитии по теме «Логическими тропинкам по Санкт-Петербургу»Цели и задачи :1. Заинтересовать каждого...
Перспективный план работы по музыкальному развитию детей 5-6 лет
Перспктивный план работы на учебный год по программе К.В. Тарасовой, Т.Г. Рубан, Т.В. Нестеренко "Гармония"...
"Речевые игры как форма творческой работы в музыкальном развитии детей"
Статья о возможностях использования речевых игр в музыкальном развитии....
Перспективный план работы на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Перспективный план работы на тему:Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....
Методическая разработка "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования ...
Лепбук - новая форма работы по музыкальному развитию дошкольников.
Методическая разработка представлена в виде презентации. Освещает основные цели и этапы изготовления лэпбука....