Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы «Волшебная палочка или новые приключения Незнайки» (квест-игра)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: закрепление знаний о гласных звуках и буквах (А, О, У, Ы, Э, И) и совершенствование знаний ПДД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №45 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект коррекционно-развивающего занятия
с детьми старшей группы
«Волшебная палочка или новые приключения Незнайки»
(квест-игра)
Подготовила и провела
учитель-логопед
Бодренкова Светлана Николаевна
первая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2021
Цель: закрепление знаний о гласных звуках и буквах (А, О, У, Ы, Э, И) и совершенствование знаний ПДД.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- формировать фонематические функции (восприятие, анализ);
- закреплять навык определения количества слогов в словах;
- закрепить навык составления схем предложений с предлогами;
- совершенствовать умения составления предложений с предлогами; уточнение, активизация словаря по темам: «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «ПДД»;
- познакомить со значением слова «пюпитр».
Коррекционно - развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие, графомоторные навыки;
- развивать высшие психические функции (внимание, память, логическое мышление);
- развивать тактильную чувствительность, общую и ручную моторику.
Воспитательные:
- создавать психолого-педагогических условия для общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- беседа, рассказ;
- игровые упражнения «Отгадай загадку», «Расставь предметы», «Что спрятали в пюпитре?», «Кто поёт?»;
- пальчиковая гимнастика «Карандаш»;
- графомоторное упражнение «Дорисуй букву».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная.
Методы и приемы:
- наглядные: наглядный материал (картинки мебели, головных уборов, презентация)
- словесные: рассказ (сказка про Незнайку), беседа.
- практические: упражнения (творческие, подражательно-исполнительские), моделирование.
Технологии: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Организация видов деятельности:
- общение ребёнка со взрослым;
- общение ребёнка со сверстниками;
- индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: макет комнаты с предметами мебели и головными уборами, макет шкафа, предметы (вата, градусник, мазь, витамины, таблетки, шприц), карандаши, презентация, счетные палочки, сцены с артистами и пюпитрами для звукового анализа слов, части волшебной палочки.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть | |||
Организационный момент | Дети входят в зал и садятся за столы. | Л: Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем наше занятие. | Дети сидят за столами и улыбаются друг другу, настраиваются на работу. |
Мотивация к учебной деятельности. | Дети слушают сказку. Слайд № 2 - 4 | Л: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости к сказке. Сказка всем известная, Очень интересная. Готовы узнать, что за сказка? Книжка открывается, сказка начинается: «В городке цветочном этом Целый год сияет лето. И народ весёлый тут - Коротышками зовут. Среди них Пилюлькин есть, Лютик, всех не перечесть. Самый главный, угадай-ка, Незнайка любил мечтать о разных чудесах, больше всего ему хотелось иметь волшебную палочку. «Главное, – говорил Незнайка, – что тот, у кого есть волшебная палочка, может всему научиться без труда, ему даже не нужно учиться, а только взмахнуть палочкой и сказать: хочу всё знать, и тут же станешь самым умным». И вот однажды, на берегу реки он увидел что, что-то сверкало на солнышке... УРА!! Я нашёл волшебную палочку! Взмахнул Незнайка волшебной палочкой: «Хочу уметь читать!» А в ответ услышал: «Но для этого буквы надо знать!» Разозлился Незнайка: «Не работает палочка, – и сломал её». А ветер подхватил осколки и разнёс по Цветочному городу. | Дети отвечают: «Да». Дети отвечают: - Незнайка! |
Основная часть | |||
Игровое упражнение «Отгадай загадку» | Дети отгадывают загадки. Слайд № 5 | Ребята, а вы знаете буквы?! Давайте проверим. Отгадайте загадки: В этой букве нет угла - Оттого она кругла. Бродит с палочкой, увы! Хромоножка буква ... Эта буква с открытым ртом и большущим языком. Между двух прямых досок одна легла наискосок. Алфавита голова Это будет буква... Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. А какие звуки обозначают эти буквы? Почему мы их называем гласными? Правильно. Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных. Голос участвует, голос поёт. Звук получается гласный. Вот видишь Незнайка, выучить буквы не трудно. Надо все осколки вернуть и волшебную палочку починить! Логопед обращается к детям: «Ребята, поможем Незнайке отыскать осколки? Тогда отправляемся в путь». | Дети отгадывают загадки. - Да. - О - Ы - Э - И - А - У Дети отвечают на вопрос логопеда. - Гласные. - Гласный звук можно спеть. Воздушная струя не встречает преграды. Губы не мешают, зубы не мешают, язык не мешает. - Да |
Составление предложений с предлогами. | Дети стоят около макета комнаты. Слайд № 6 Слайд № 7 - 8 | Л.: Вначале, давайте отправимся в гости к Растеряйкину. Он лучше всех знает, как теряются вещи. Может он сможет нам помочь?! Но он живёт на другой стороне улицы. Что же нам делать? Как перейти дорогу? Что же нам поможет? Для порядка на дороге Он поставлен с давних пор: Примечательно-высокий.... Что же это - … . Правильно, нам поможет светофор. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу по пешеходному переходу? Молодцы! Вот и Растеряйкин. Растеряйкин, мы ищем осколоки от волшебной палочки, ты их случайно не видел? Ой! Я с утра не могу все свои вещи найти, а ты спрашиваешь про какой-то осколок! Ребята, смотрите какой беспорядок в комнате у Растеряйкина. Давайте поможем ему найти все его потерянные вещи. Ищем шапку, кепку, панаму, шляпу, берет, фуражку. Составляем полное предложение: «Я нашёл берет за шкафом». А, как можно назвать эти предметы одним словом? | Дети отгадывают загадку логопеда. – светофор. – на зелёный. Дети подходят к макету комнаты. Находят картинки и составляют предложения по образцу логопеда. - головные уборы. |
Составление схемы предложения из палочек. | Дети сидят за столами. Слайд № 9 - 10 | А теперь Незнайка уберёт все головные уборы в шкаф. Что сделал Незнайка? Пройдите за свои столы. Из палочек составьте схему этого предложения. «Вот и осколок» – сказал Растеряйкин. «Спасибо! Отправляемся к доктору Пилюлькину». | Дети отвечают на вопрос логопеда: «Незнайка убрал головные уборы в шкаф». Садятся за столы. Составляют из палочек схему предложения. |
Игровое упражнение «Расставь предметы» | Слайд № 11 - 14 Дети стоят около макета шкафа Пилюлькина. | Снова нужно переходить дорогу, а светофора нет! Как же быть? Какой знак нам поможет? (на слайде 3 знака, каждый под цифрой. Дети называют цифру, под которой находится нужный знак). Здесь наземный переход, Ходит целый день народ. Ты, водитель, не грусти, Пешехода пропусти! А вот и доктор Пилюлькин. Пилюлькин, мы ищем осколок от волшебной палочки, ты, случайно, не находил его? Ах, это, значит, твой осколок залетел ко мне в кабинет и навёл такой беспорядок! Всё со шкафа упало на пол и перемешалось. Если вы мне поможете расставить предметы, может и найдёте свой осколок. Ребята, давайте поможем Незнайке и Пилюлькину. Для того, чтобы разложить все медицинские предметы обратно в шкаф, нужно разделить названия предметов на слоги, а потом положить на полку с соответствующей цифрой. Вот ещё один осколок есть. Спасибо тебе Пилюлькин. | Дети отвечают на вопрос логопеда. - Второй. Пешеходный переход. Воспитанники ставят предметы в шкаф, на полки, деля слова на слоги. |
Физкульминутка | Дети становятся в круг и выполняют движения за логопедом. Слайд № 15 - 16 | Отправляемся к Гусле. А живёт он на другом конце Цветочного города. Пешком не дойти. Мы поедем на автобусе. А где же нам его найти? В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждёт. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать. Назовите предметы, которые изображены на знаках. Как одним словом назвать эти предметы? Встаём в круг и выполняем движения под музыку "Вот мы в автобусе сидим". | Дети отвечают логопеду: «Знак остановка», место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси». - Автобус, трамвай, такси. -Это всё - транспорт. Ребята встают в круг и выполняют движения под музыку. |
Словарная работа (слово «пюпитр») | Дети сидят за столами. Слайд № 17 - 18 | Вот и Гусля. «Гусля, мы ищем осколок волшебной палочки, ты, случайно, его не находил?» Гусля был замечательный музыкант, но его мечтой было создать музыкальную группу. Если поможешь организовать группу, отдам вам осколок. Л.: Ребята, у каждого из вас есть сцена с артистами и ноты. А кто знает как называется подставка для нот? | Дети отвечают на вопрос логопеда: «Пюпитр». |
Игровое упражнение «Что спрятали в пюпитре». | Дети сидят за столами. | Если подсветить фонариком пюпитры, то мы узнаем, какой предмет спрятался в нотах. Гитара, гусли, труба, дудка, скрипка, гармонь - это всё что? | Дети подсвечивают фонариком пюпитры и составляют предложения по образцу логопеда. Например: У меня в нотах спряталась гитара... Это музыкальные инструменты. |
Игровое упражнение «Кто поёт?» | Дети сидят за столами. Слайд № 19 - 20 | Кто из артистов будет петь? Поставьте на сцену, только тех, чьи буквы, соответствуют гласным звукам в слове. Вот вам и осколок! Спасибо, Гусля. | Ребята выставляют на свои сцены артистов, гласные звуки, которые они слышат в названии своего музыкального инструмента. |
Пальчиковая гимнастика «Карандаш» | Дети сидят за столами. Слайд № 21 - 24 | Снова в путь. Отправляемся к Тюбику. Но что же делать?! Нет, светофора, нет пешеходного перехода. Какой знак нам поможет перейти дорогу? (на слайде 3 знака, каждый под цифрой. Дети называют цифру, под которой находится нужный знак). Знает каждый пешеход Про подземный этот ход. Город он не украшает, Но пешеходам помогает! Вот и Тюбик. Здравствуй Тюбик, мы ищем осколок от волшебной палочки, ты не встречал его? Поможете дорисовать мои картины, тогда отдам. Ребята, возьмите карандаши. Сначала разомнём наши пальчики. Карандаш в руках катаю, Между пальцами верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. | Дети отвечают на вопросы логопеда. – Подземный переход. Дети катают карандаш, массажируют пальчики. |
Упражнение «Дорисуй букву». | Дети сидят за столами. | Дорисовываем буквы. Выполняем проверку. Какие буквы получились в верхнем ряду? Какие буквы у вас получились в нижнем ряду? | Дети дорисовывают недостающие элементы букв. - А, И, О. - Э, Ы, У. |
Заключительная часть | |||
Рефлексия | Дети стоят вокруг стола. Слайд № 25 - 26 | Вот мы и собрали все недостающие части волшебной палочки. Давайте соединим осколки и скажем о чём мы с вами говорили на занятии? Что нам помогло найти все недостающие части волшебной палочки? «Ребята, смотрите сколько всего вы знаете! Волшебная палочка и правда работает, но только в руках трудолюбивого человека, который хочет учиться, – а вы со мной согласны?» До новых встреч, друзья! | Дети складывают осколки, оценивают свою работу на занятии, отмечают наиболее понравившиеся задания. - Знания о гласных звуках и буквах - Знания ПДД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для средней группы "Что такое вода, или новые приключения Незнайки"
Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром с применением эксперементальной деятельности"...
интегрированное занятие с детьми старшей группы "Волшебный сундучок Сююмбике".
Автор составитель: Шерстнева Ольга Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок», п.г.т. Алексеевское РТ.Цели:Обучающая: создать усл...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Опыты с магнитом" ...
Конспект открытой образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная страна игрушек»
Конспект открытой образовательной деятельности с детьми старшей группы«Волшебная страна игрушек»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная - вода»
Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.Это конспект познавательного занятия, напрвленного на воспитание интереса к экспериментированию и развитию любознательности у дошколников....
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
Конспект занятия с детьми старшей группы "Волшебный квадрат"
Материал составлен с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, используя следующие образовательные технологии: элементы конструирования из бумаги, информационно-ком...