Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная - вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришкова Елена Владимировна

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.Это конспект познавательного занятия, напрвленного на воспитание интереса к экспериментированию и развитию любознательности у дошколников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

«Волшебная - вода»

Цель:

     Расширение знания детей о свойствах воды.

Задачи:

  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
  • Развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.
  • Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
  • Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Расширять и уточнять знания детей о свойствах воды.
  • Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем.

Форма проведения НОД: игра-экспериментирование

Используемые технологии:

  • игровые:
  • проблемно-диалогические;
  • социально-личностные;
  • ИКТ

Демонстрационный материал: интерактивная доска, реквизит для проведения фокусов, цилиндр, плащ  и «волшебная палочка» фокусника; контейнер с пищевой солью, пластиковая ложка, стакан с водой.

Раздаточный материал:   5 баночек с солью, краской, сахаром, речным песком и маслом и 5 стаканчиков с водой, ложки пластиковые, салфетки; схема, фломастеры; маленькая бутылка с водой и крышкой, кисточка; белый халат.

Активизация словаря:

«Жидкость», «вещество», «растворитель».

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, при затруднениях во время экспериментирования.

Предварительная работа:

- Чтение рассказов, стихов, детской энциклопедии "Все обо всем", разгадывание загадок о воде, ее состояниях и свойствах.

- Нахождение материала о воде дома.

- Проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

– Ребята, у нас сегодня гости! Вы рады гостям? Сделайте, пожалуйста, так, чтобы сейчас на вас все посмотрели и сразу поняли, что вы рады нашим гостям. А теперь поздороваемся. Доброе утро, дорогие дети и взрослые!

I. Вводно-организационный этап:

Играет мелодия цирковой музыки.

– Интересно, может быть у нас в группе появилось что-нибудь необычное из цирка!

 На столе появляется волшебная палочка.

– Вот это да! У нас палочка из цирка! Кому она может принадлежать? (Ответы детей) Почему вы думаете, что это волшебная палочка фокусника? (Ответы детей) Да, ребята, она помогает фокуснику показывать фокусы.

Воспитатель достает цилиндр, который как бы сам надевается на голову воспитателя, а затем и накидка фокусника.

– Ой, ребята волшебная палочка превратила меня в фокусника. Это значит, что я вам буду показывать настоящие фокусы. Вы готовы? Тогда садитесь на стульчики, представление начинается.

Звучит музыка для показа фокусов.

II. Расширение имеющихся знаний:

Фокус первый «Вода превращается в лед» Приложение 1

Фокус второй «Разноцветная вода»  Приложение 2

–Ребята, что вы можете сказать об этих фокусах

Дети: они нам понравились, мы хотим узнать секреты этих фокусов и т.д.

– Скажите, какое вещество использовалось в моих фокусах?

(Вода)

– Разгадать секреты этих фокусов можно, если вспомнить свойства воды и проделать с ней опыты.

–Посмотрите на экран.

III. Беседа с детьми о свойствах воды с презентацией

– Какие свойства воды вы уже знаете?

Дети: вода течет – это жидкость. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха и формы.

– В каком состоянии может быть вода?

Дети: вода бывает в жидком состоянии, в виде пара и льда или снега.

– Правильно, вода бывает в жидком, твердом и газообразном состоянии.

IV. Мотивация на деятельность:

– Сегодня мы должны узнать новые свойства воды и для этого отправимся в нашу лабораторию по берегу моря.

V. Динамическая пауза «А рыбы в море плавают вот так...» Приложение 3

VI. Практическая деятельность    

   Дети надевают белые халаты.

– Уважаемые коллеги, проходите в нашу лабораторию. Приступаем к опыту, который поможет узнать нам новые свойства воды. Передо мной стакан с  чистой водой. Я кладу в него ложечку соли. Что произойдет с солью, если ее размешать в воде?

Дети: соль пропадет, растает, растворится.

– Какое новое свойство воды мы сейчас узнали? Вода может растворяться.

– Интересно, а все ли вещества растворяет вода?

– Это вы узнаете, самостоятельно проделав опыты с разными веществами, которые стоят у вас на столах.

– На ваших подносах находятся баночки с краской, сахаром, речным песком и маслом. В каждый стакан с водой поместите одно из веществ, и перемешайте.

– Результаты опыта запишите в карточку-схему. Если вещество растворилось, ставьте напротив него кружок, если плавает или утонуло и не растворилось, ставьте квадрат.

– Уважаемые коллеги, в случае затруднений, воспользуйтесь как всегда красной сигнальной карточкой, и я приду к вам на помощь.

 VII. Самостоятельная исследовательская деятельность детей

Дети согласно предложенной схеме помещают мерной ложкой каждое предложенное вещество в отдельный стакан с водой, размешивают и самостоятельно ставят символы – круг или квадрат – в своей карточке-схеме фломастером.

VIII. Обсуждение результатов работы

– Итак, коллеги, заканчиваем экспериментирование и все внимание на экран. Сравним результаты наших исследований.

– Какие же вещества вода растворила?

Дети: сахар и краску.

– Что произошло с краской: она растворилась в воде или нет?

Дети: она растворилась и окрасила воду.

IX. Обучение детей одному из фокусов с водой

– Ребята, а  вы догадались, почему, вода в бутылках окрасилась в разные цвета?

Воспитатель раскрывает секрет фокуса, если дети сами не смогли ответить.

Дети кисточкой наносят краску-гуашь на крышку, завинчивают ее на бутылку с водой. Играет цирковая мелодия. Дети накрывают бутылку салфеткой, встряхивают и получают результат.

X. Рефлексия

– Мы с вами познакомились через опыты с другими свойствами воды и раскрыли еще один секрет фокуса с водой, который можем теперь показывать своим родным дома.

– Какие чувства вы испытали во время проведения эксперимента?

– Какие трудности у вас возникали?

– Спасибо вам, коллеги. Вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно!

Приложение 1

Фокус превращение воды в лед

Для этого фокуса необходимо использовать стакан пластиковый, губку, воду и лед. Для фокуса нужно просто правильно подготовить стакан, который обязательно должен быть непрозрачным. На дно стакана необходимо заложить губку, которая отлично впитывает воду. Далее по краям губки заранее закладываются льдинки. Стакан переворачивается кверху дном и демонстрируется, что он «пустой». Затем в него наливается немного воды, чтобы губка смогла ее всю впитать. Волшебной палочкой льдинки освобождаются на поверхность губки и со словами «Фокус-покус труля-ля» стакан переворачивается, а вместо воды на стол высыпаются льдинки.

Приложение 2

Цветная водица

Для проведения фокусу необходимо взять
3 бутылки с закручивающимися крышками. В них заранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит волшебные слова: 

Ты, вода-водица, 
Друг ты мой студеный, 
Стань, вода-водица, 
Не светлой, а зеленой.

Ты, вода-водица, 
Друг ты мой прекрасный, 
Стань, вода-водица, 
Не простой, а красной. 

Ты, вода-водица, 
Светлая, как иней, 
Стань, вода-водица, 
Не простой, а синей! 

Фокусник встряхивает воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.

Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта гуашевой краской (красной, зеленой, синей).

Приложение 3

Кто бывал у моря? Я!

Да, конечно вы бывали

А если были, то наверное видали

Что в море очень много разных всяких жителей

А ну-ка покажите нам морских любителей!

А рыбы в море плавают вот так,

Волна морская двигается в такт.

А волны покоряют высоту,

А мы с тобою видим красоту.

А рыбы в море плавают вот так,

Волна морская двигается в такт.

Жемчужина, что в ракушке живет,

Вместе с нами песенку поет.

Молодцы ребята! Да!

Дальше с вами продолжаем

И по морским глубинам весело шагаем.

Шаг вправо, шаг влево:

На месте все танцуем смело.

И чтобы настроение было целый год

Веселее хлопайте народ!

А рыбы в море плавают вот так,

Волна морская двигается в такт.

Жемчужина, что в ракушке живет,

Вместе с нами песенку поет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе « Волшебная вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе« Волшебная вода»Подготовила Чумакова Е.В.Задачи:-дать детям представления о том, в каком виде существует вода в приро...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода». ОО "Позннание, экспериментирование"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «В воде купался - сухим остался»

Цель. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверк...