Дидактическая игра « Песочные фантазии » Методическая разработка
методическая разработка по коррекционной педагогике

Аксененко Юлия Александровна
  • На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
  • Всестороннее представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sensornoe_razvitie_doshkolnikov.docx153.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара

Дидактическая игра « Песочные фантазии »

Методическая разработка

Автор – составитель

педагог – психолог Аксененко Юлия Александровна

Самара, 2022

Методические рекомендации к игре

Целевая группа разработки: Дидактическая игра «Песочные фантазии» ориентирована на детей дошкольного возраста 4-7 лет и может использоваться в работе с детьми с ОВЗ

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры с песком, выполнение различных игровых действий с ним, способствуют сенсорному развитию и в частности развитию тактильно - двигательного восприятия.

С помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположения в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение. Целиком, опираясь на тактильно – двигательную чувствительность.

Кроме того, работа с песком вызывает положительные эмоции у детей.

Цель: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Учить анализировать тактильные ощущения.
  2. Способствовать развитию мелкой моторики.
  3.  Способствовать развитию воображения.

Материал для игры:

Трафареты для песка, форма для песка, песок, карточки с рисунками, воронка.

Описание игр

1.  Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: Развивать тактильные ощущения. 

Дотрагиваясь до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем обеими одновременно, всей ладошкой – внутренней и тыльной стороной, легко и с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу. Задавайте ребенку вопросы о том, какой песок, какие ощущения испытывает ребенок («тепло - прохладно», «приятно - неприятно», «мягкое - жесткое», «гладкое - шершавое»).

  1. Игра «Необычные рисунки»

Цель: Развивать тактильные ощущения.

Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером – ведь рука и пальцы – это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше чем карандаш. Рисовать на песке можно: кулаком; ладонью;·ребром руки;·пальцем.

  • Для начала предложите ребенку самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машинки. Главное условие для проведения параллельной линии, чтобы ребенок не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.
  • Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это лесенка. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, ее необходимо отремонтирует.
  • Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом, можно создавать облака или пену.

C:\Users\Первый\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20221124_185140.jpg C:\Users\Первый\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20221124_185120.jpg C:\Users\Первый\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20221124_185056.jpg

  1. Игра «Песочный дождик»

Цель: Развивать тактильные ощущения, регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

  1. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

  1. Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»

Цель: познакомить детей со свойствами сухого песка, развитие тактильно – двигательного восприятия.

 Детям раздаем формочки, воронку. Взрослый показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из формочки в формочку. Пересыпаем песок в формочку из кулачка.

Затем проговариваем, что из сухого песка формочку сделать не получится.

Увлекательное занятие, которым вы легко можете заинтересовать ребенка.

C:\Users\Первый\Downloads\20221124_190017.jpg

  1. Игра «Волшебное превращение»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку так, чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.

Посоревнуйтесь с ребенком: кто из вас придумает больше картинок.

Литература

1.Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;

2. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г.- 156с.;

3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;

4. Мариела Зейц «Пишем и рисуем на песке» Практические рекомендации М. ИНТ, 2010 . – 94с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Весёлая прогулка» (авторская разработка).

В работе представлена дидактическая игра для детей 5-7 лет. Игра направлена на развитие лексико-грамматической стороны речи детей, развитие связной речи дошкольников....

Дидактическая игра «Угадай-ка» (авторская разработка).

Дидактическая игра для детей 6-7 лет. Игра направлена на развитие фонематических процессов....

«Новогодняя фантазия», методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по области "Коммуникация", речевые игры

Речевые игры направлены на1. Формирование умений: использовать в описании точные слова и образные выражения, образовывать наименования предметов посуды, упражнять в подборе сочетаемости слов.2. ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра "Полёт фантазии"

Данная игра позволяет сформировать интерес к  использованию нетрадиционных материалов  в творческой деятельности дошкольников, развивает конструктивные способностей детей, мелкую моторику, в...

Дидактическая игра «Тактильные дорожки». методическая разработка по коррекционной педагогике

Аннотация: игра, изготовленная своими руками по теме «Тактильные дорожки», для детей дошкольного возраста (3–7лет).Игровое действие: ребенок может провести пальчи...

Настольная дидактическая игра «Друзья природы». Авторская разработка (правила и комплектация игры)

Настольная игра «Друзья природы» - это увлекательное путешествие в мир природы, в которое вам захочется отправиться с друзьями. Вы познакомитесьс правилами поведения в природе, которые пом...