Проект "Социально-коммуникативное развитие детей с ТМНР"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию детей с ТМНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дошкольное отделение муниципального автономного образовательного учреждения Образовательный центр «Горностай»

Проект

Социально-коммуникативного развития детей группы «Особый             ребенок» «Вместе веселее»

Разработала:

Воспитатель,

Вонда О.А.

Новосибирск

2019

Актуальность проекта

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей.  Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%, по данным Интерфакса.

Дети с нарушениями умственного, опорно-двигательного, поведенческого характера имеют грубые нарушения коммуникативной, игровой деятельности. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь при построении коммуникации с окружающими. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемым способам игрового взаимодействия,  выражению своего несогласия по поводу ущемлений его желаний.

Передо мной, как перед воспитателем группы «Особый ребенок», встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный  опыт, включить его  в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляют его социальную значимость, отделяют его от нормального здорового детского сообщества, усугубляют его неравный социальный статус, обрекая на признание ребенком своей ограниченности, недостаточности. Дети с особенностями имеют ряд серьезных проблем, препятствующих их полноценному социально-коммуникативному развитию: нарушение связи между ребенком и окружающим миром, ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступность многих культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Исходя из вышесказанного, свою деятельность я направляю на создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для социально-коммуникативного эмоционального и познавательного развития.

 Цель проекта

Создание условий для социально-коммуникативного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта

  • Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс, организованный совместно с детьми общеразвивающей группы;
  • Вовлечение ребенка с особенностями в развитии в игровую деятельность с детьми общеразвивающей группы;
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья
  • Создание положительного эмоционального отношения ребенка с особенностями в развитии к коммуникации с его социальным окружением.

Тип проекта: долгосрочный

Ожидаемые результаты:

Участники проекта

Ожидаемый результат

1.

Дети с ОВЗ

Приобретение и усвоение коммуникативных навыков и поведенческих стратегий;

Повышение потребности к игровой и коммуникативной деятельности с детьми;

Повышение социальной активности;

Расширение познавательных интересов;

Повышение качества обучения.

2.

Родители детей с ОВЗ

Уменьшение социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

3.

Дети с нормой в развитии

Формирование навыков игрового и коммуникативного взаимодействия с ребёнком с ОВЗ;

Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

4.

Педагоги

Адаптация образовательной программы;

Разработка методических рекомендаций;

Разработка и адаптация сценариев мероприятий.

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание  социально-педагогической  развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство;
  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать;
  • Участие детей с ОВЗ  в различных мероприятиях, конкурсах;
  • Повышение познавательной активности ребёнка с ОВЗ;
  • Повышение эмоционально положительного отношения к общению у детей с ОВЗ;
  • Толерантное отношение детей общеразвивающих групп к детям с ограниченными возможностями здоровья.

 Описание основных мероприятий проекта

  • Формирование группы участников проекта, направленного на социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Консультация психолога по адаптационному периоду детей с ОВЗ.
  • Изучение методической литературы по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
  • Диагностика уровня коммуникативной деятельности детей с ОВЗ.
  • Диагностика уровня коммуникативной деятельности детей общеразвивающей группы.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Составление плана мероприятий  по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
  • Подготовительная беседа с детьми с нормой в развитии о том, как себя вести с «особыми» детьми.
  • Разработка сценариев мероприятий, ролевых игр, направленных на создание коммуникации между детьми с особенностями и детьми с нормой в развитии.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации, формы работы

Сроки

1.

Сбор информации

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей, диагностика

Сентябрь

 2.

Организация адаптационного периода

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

 Сентябрь-октябрь

 3.

Развитие коммуникативных навыков

Индивидуальные и групповые  фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Пресечение деструктивного поведения по отношению к детям и взрослых, пресечение самоагрессии и агрессии к детям и взрослым. Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь.

Обучение  взаимодействию со сверстниками и   взрослыми; 
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе.  Повышение уровня познавательной активности.

В течение года

4.

Развитие игровой деятельности

Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики», «Давай знакомиться!»
Дидактические игры «Что правильно - что неправильно»,»гра-ходилка», «Что можно - что нельзя». Сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «К нам пришли гости», «Семейный обед», «Поход в магазин», «Мама пришла с работы», «Прогулка», «Укладываем куклу Машу спать», «Готовим обед», «На стройке». Подвижные игры: «Заморожу», «Лазаем по сугробам», «После дождя», «Ой, кажется, дождик начинается», «Прятки»…

Помощь в  налаживании совместной  игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение  делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам. Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п.

 Ноябрь-май

Участие в конкурсном движении

Участие в районном фестивале «Творение души и рук моих»

Участие в международной акции «Урок цифры»

Участие в международном конкурсе «Человек и природа» (Сказки А. С. Пушкина)

Участие в международном конкурсе «Человек и природа» (Вода)

Участие в международной викторине для дошкольников «Моя любимая Россия»

Участие в международной викторине для дошкольников «Красная книга России»

Участие в международной викторине для дошкольников «Народы России»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Март

Апрель

Май

8.

Участие в социально-значимых проектах и акциях

Участие в акции «Покорми птиц зимой»

Участие в раздельном сборе отходов
Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Декабрь

Январь

9.

Работа с родителями

Беседы, консультации с родителями по социальному воспитанию ребёнка, показ занятия;  включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий;  подбор сюжетно-ролевых игр.

В течение года

Литература.

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»

В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха"

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха". Описание пособия, цель, задачи, примерные игры и упражнения....

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля «Черепаха»

Учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике...

Статья. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей с ТМНР

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для накопления представлений ...

Сенсорное развитие детей с ТМНР

laquo;Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного...

«Психологическая помощь и повышение родительской компетенции в области развития детей с ТМНР»

Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов....