Проект "Социально-коммуникативное развитие детей с ТМНР"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию детей с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Социально-коммуникативное развитие детей с ТМНР" | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное отделение муниципального автономного образовательного учреждения Образовательный центр «Горностай»
Проект
Социально-коммуникативного развития детей группы «Особый ребенок» «Вместе веселее»
Разработала:
Воспитатель,
Вонда О.А.
Новосибирск
2019
Актуальность проекта
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%, по данным Интерфакса.
Дети с нарушениями умственного, опорно-двигательного, поведенческого характера имеют грубые нарушения коммуникативной, игровой деятельности. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь при построении коммуникации с окружающими. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемым способам игрового взаимодействия, выражению своего несогласия по поводу ущемлений его желаний.
Передо мной, как перед воспитателем группы «Особый ребенок», встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляют его социальную значимость, отделяют его от нормального здорового детского сообщества, усугубляют его неравный социальный статус, обрекая на признание ребенком своей ограниченности, недостаточности. Дети с особенностями имеют ряд серьезных проблем, препятствующих их полноценному социально-коммуникативному развитию: нарушение связи между ребенком и окружающим миром, ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступность многих культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Исходя из вышесказанного, свою деятельность я направляю на создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для социально-коммуникативного эмоционального и познавательного развития.
Цель проекта
Создание условий для социально-коммуникативного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
Задачи проекта
- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс, организованный совместно с детьми общеразвивающей группы;
- Вовлечение ребенка с особенностями в развитии в игровую деятельность с детьми общеразвивающей группы;
- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Создание положительного эмоционального отношения ребенка с особенностями в развитии к коммуникации с его социальным окружением.
Тип проекта: долгосрочный
Ожидаемые результаты:
№ | Участники проекта | Ожидаемый результат |
1. | Дети с ОВЗ | Приобретение и усвоение коммуникативных навыков и поведенческих стратегий; Повышение потребности к игровой и коммуникативной деятельности с детьми; Повышение социальной активности; Расширение познавательных интересов; Повышение качества обучения. |
2. | Родители детей с ОВЗ | Уменьшение социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития. |
3. | Дети с нормой в развитии | Формирование навыков игрового и коммуникативного взаимодействия с ребёнком с ОВЗ; Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития. |
4. | Педагоги | Адаптация образовательной программы; Разработка методических рекомендаций; Разработка и адаптация сценариев мероприятий. |
Показатели результативности и эффективности проекта
- Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство;
- Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать;
- Участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах;
- Повышение познавательной активности ребёнка с ОВЗ;
- Повышение эмоционально положительного отношения к общению у детей с ОВЗ;
- Толерантное отношение детей общеразвивающих групп к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Описание основных мероприятий проекта
- Формирование группы участников проекта, направленного на социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ.
- Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
- Консультация психолога по адаптационному периоду детей с ОВЗ.
- Изучение методической литературы по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
- Диагностика уровня коммуникативной деятельности детей с ОВЗ.
- Диагностика уровня коммуникативной деятельности детей общеразвивающей группы.
- Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
- Составление плана мероприятий по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
- Подготовительная беседа с детьми с нормой в развитии о том, как себя вести с «особыми» детьми.
- Разработка сценариев мероприятий, ролевых игр, направленных на создание коммуникации между детьми с особенностями и детьми с нормой в развитии.
Календарный план по реализации проекта
№ | Направления работы | Пути реализации, формы работы | Сроки |
1. | Сбор информации | Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей, диагностика | Сентябрь |
2. | Организация адаптационного периода | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. | Сентябрь-октябрь |
3. | Развитие коммуникативных навыков | Индивидуальные и групповые фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья» Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; | В течение года |
4. | Развитие игровой деятельности | Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики», «Давай знакомиться!» | Ноябрь-май |
Участие в конкурсном движении | Участие в районном фестивале «Творение души и рук моих» Участие в международной акции «Урок цифры» Участие в международном конкурсе «Человек и природа» (Сказки А. С. Пушкина) Участие в международном конкурсе «Человек и природа» (Вода) Участие в международной викторине для дошкольников «Моя любимая Россия» Участие в международной викторине для дошкольников «Красная книга России» Участие в международной викторине для дошкольников «Народы России» | Октябрь Ноябрь Декабрь Март Март Апрель Май | |
8. | Участие в социально-значимых проектах и акциях | Участие в акции «Покорми птиц зимой» Участие в раздельном сборе отходов Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. | Декабрь Январь |
9. | Работа с родителями | Беседы, консультации с родителями по социальному воспитанию ребёнка, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор сюжетно-ролевых игр. | В течение года |
Литература.
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей старшего возраста группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ТМНР. Тема: «Кошка»
Представлен конспект НОД для детей с ТМНР....
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»
В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....
Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха"
Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха". Описание пособия, цель, задачи, примерные игры и упражнения....
Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля «Черепаха»
Учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике...
Статья. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей с ТМНР
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для накопления представлений ...
Сенсорное развитие детей с ТМНР
laquo;Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного...
«Психологическая помощь и повышение родительской компетенции в области развития детей с ТМНР»
Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов....