Статья. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей с ТМНР
статья по коррекционной педагогике

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Интеллектуальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие. У детей с ограниченными возможностями здоровья опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sidorova.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Интеллектуальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие. У детей с ограниченными возможностями здоровья опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Таким детям для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. А игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

 Основными задачами в начале коррекционно-педагогической работы по сенсорному развитию являются:

вызывать на эмоциональный контакт,

заинтересовывать ребенка,

научить понимать элементарную инструкцию,

выполнять подражательные действия,

привлечь к выполнению совместных действий.

 Необходимо осуществлять поэтапное знакомство детей с игровым материалом, материал давать малыми дозами (знакомить на занятии с одной игрушкой, обучать предметно-манипулятивным действиям с ней).

Совершенствовались моторные функции («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон; и т. п.). В ходе педагогической работы важно осуществлять коррекцию

зрительно-двигательной координации: учить фиксировать взгляд ребенка на предмете, прослеживать перемещающийся предмет. В работе можно использовать следующие игры: игры на выделение предметов из фона («Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки»), упражнения на развитие представлений о форме предметов («Что катится, что де катится?», «Цветные шарики», «Закрой коробочки разной формы»), игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений («Достань колечко», «Далеко и близко», «Дорожка к домику»). Также осуществлялась работа по коррекции слухового восприятия детей: привлечение внимания к звучащему предмету (колокольчик, погремушка, голос), игры на ориентировочно-поисковую реакцию («Запомни и найди», «Найди и принеси»), игры на различение интонационного звучания («Громко — тихо», «Быстро — медленно») и др.  
Опираясь на те умения и способности, которыми владеют    далее следует формировать ориентировочно-познавательную деятельности (развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение). На обучающих занятиях и в свободное время с детьми можно проводить следующие игры: игры — экспериментирования с природным материалом («Налей цветную воду в разные емкости», «Печем куличи-формочки с изображением геометрических фигур, предметов разной величины»); игры-упражнения с бросвым материалом и бумагой («Цветной салют», «Бумажные снежинки», «Склеивание листочков из бумаги»); игры с предметами-орудиями («Накроем кастрюли крышками», «Разложи посуду на подносы»). В течение всего времени у детей совершенствовались сенсорные эталоны и закреплялись в дидактических и сюжетно-дидактических играх: «Подберем куклам одежду», «Игра с матрешками, пирамидками», «Машины и гаражи», «Подбери картинки» и др. Также в работе использовались игры-пантомимы, этюды на развитие временных и пространственных представлений: «Когда это бывает», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Тема: «Игрушка как средство сенсорного развития детей от рождения до 3-х лет».

Статья. Тема: «Игрушка как средство  сенсорного развития  детей от рождения до 3-х лет».Статью написала: воспитатель ГБДОУ д/с № 47 Гончаренко Е. М.Игрушка во все исторически эпохи была связ...

Статья (младшая группа) на тему: «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет»   Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении...

Статья «Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»

laquo;Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»...

Статья воспитателя Лебедевой Т.С." Сенсорное развитие детей с отклонением в развитии"

Сенсорное развитие дошкольника с отклонением в развитии....

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха"

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха". Описание пособия, цель, задачи, примерные игры и упражнения....

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля «Черепаха»

Учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике...

Сенсорное развитие детей с ТМНР

laquo;Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного...