«Особый путь для ребенка»
картотека

Леонова Наталья Викторовна

Особый путь для ребенка

 

Врачи диагностировали у ребенка задержку психического развития? Только без паники: все развиваются по-разному

Представьте: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький, не может ответить почти ни на один вопрос! Вердикт специалистов – задержка психического развития, или ЗПР. Задержка психического развития – это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobyy_put_dlya_rebenka.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 НОРИЛЬЧОНОК»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Особый путь для ребенка»

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ЛЕОНОВА Н.В.

НОРИЛЬСК

Особый путь для ребенка

Врачи диагностировали у ребенка задержку психического развития? Только без паники: все развиваются по-разному

Представьте: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький, не может ответить почти ни на один вопрос! Вердикт специалистов – задержка психического развития, или ЗПР. Задержка психического развития – это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении.

Предупрежден – значит вооружен

ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. Если вовремя начать заниматься с таким ребенком, он может достичь уровня развития обычного малыша его возраста.

Трудно точно сказать, что становится причиной возникновения ЗПР. Это могут быть любые проблемы внутриутробного развития – болезни и стрессы беременной мамы, травмы малыша в животике, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы. Неприятности в родах. Очень важны и первые месяцы  жизни ребенка: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Почва для любых задержек развития – это неблагоприятное окружение в семье: родители-алкоголики, физические наказания, грубость взрослых (угрозы, окрики), неправильное воспитание. Никто не может расти и развиваться без любви. Помните об этом.

\

Давайте разберемся

Задержка психического развития бывает разной. Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью) как будто «засыпают». Часть из них можно «разбудить» и заставить работать, а некоторые – уже нет. А если обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, организм компенсирует дефект развития.

В случае ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство, и слаженная работа ряда специалистов на протяжении многих лет. ЗПР может развиться у детей, ослабленных бесконечными болезнями. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и страх за здоровье крохи.

Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психолога или психотерапевта, а обучение ребенка нужно налаживать в условиях больницы. Лишние лекарства для преодоления ЗПР здесь ни к чему: бедный малыш и так их переел.

Но несмотря на такие трудные случаи, все-таки самой тупиковой, по мнению дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Очень обидно, когда нормальный малыш начал отставать в развитии от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.

Тестируем сами

Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его достижениям начинают расти. Приблизительно в 2-3 года у внимательной мамы закрадывается подозрение, что «что-то» не так. К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко – дефектолог. В 5-6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развития эмоционально-волевой сферы. Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР? Вот несколько тестов, которые помогут разобраться в этом.

Тест №1

Основан на наблюдениях за крохой на первом году жизни.

Записывайте все ступеньки развития малыша. Когда он начал держать головку (это должно произойти не позднее 1,5 месяцев), переворачиваться (в 3-5 месяцев), хватать игрушку (в 4 месяца), сидеть (не позже 8 месяцев), вставать (в 8-10 месяцев), ходить (1год 2 месяца). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в 2 месяца, а лепетать с 6-8 месяцев. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его – в 10-12 месяцев. Первое слово «мама» вы должны услышать к первому дню рождения малыша.

Если все эти возрастные нормы сильно растянуты, а малыш не эмоционален, долго не узнает близких, у вас есть повод для беспокойства.

Тест №2

Для малышей 8-10 месяцев.

Хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в прятки. Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. «Где киска?» - удивляетесь вы. 9-месячный малыш должен с уверенностью первооткрывателя убрать коробочку с игрушки и чрезвычайно обрадоваться находке. Малыш уже видит «сквозь» стены, то есть он понимает, что игрушка не исчезла бесследно. У него формируются простейшие мыслительные навыки.

Тест №3

Подходит для ребятишек от 1 года до 1,5 лет.

Самое простое, что поможет распознать проблему вовремя – попытаться оценить речевую и двигательную активность малыша. Если активность невысока, у крохи нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу.

Тест №4

Для малышей от 2 до 3 лет.

Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Если даже после многократных проб кроха не справился, не торопитесь с выводами. Обратитесь к хорошему психоневрологу или дефектологу.

Тест №5

Для ребят от 3- 5 лет.

Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития малыша в этом возрасте становится речь. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем мире, услышать грамматические и звуковые неточности, определить уровень понимания обращенной к нему речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед.

Тест №6

Для детей 5-6 лет.

Ограничимся самими яркими признаками отставания.

Счет. Ребенок должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание.

Форма и размер. Ребенок уже в 3 года понимает, где «один», а где «много», где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое. Если ребенку в 5 лет трудно даются эти понятия, он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы – есть все основания предполагать у него ЗПР. Также ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8-10 колец.

Цвета и оттенки. В 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года – узнавать и называть основные цвета – красный, синий, желтый.

В 5-6 лет и продуктивная деятельность много расскажет нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование. Стоит волноваться, если ребенок в 5 лет все еще рисует «головоногов», то есть людей без туловища, а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Обычно и координация движений оставляет желать лучшего.

Кто поможет?

Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно показать его психоневрологу. Нужно пройти ряд обследований, на основании которых врач сделает окончательный вывод.

Допустим, врач заподозрил у вашего 5-летнего малыша ЗПР. В этом случае он обязан собрать анамнез, то есть расспросить вас о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни вашего ребенка. На основании даже этой первой беседы он может попросить вас сводить ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмму) или эхо-ЭЭГ (это исследование считается более точным).

Также вам необходимо будет посетить ЛОР-врача, окулиста, логопеда.

Если это ЗПР

Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь данная проблема поддается коррекции.

Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений? Родители такого ребенка имеют право на зачисление в специальную группу для детей с ЗПР. Туда набирают не более 10 человек и тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу. В задачи специалистов и педагогов таких групп входит развитие мышления, памяти, внимания ребят, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Большое внимание уделяют работе с родителями.

Главное для родителей малыша с ЗПР – никогда не опускать руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ

ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...

Презентация. Игра, как особое пространство развития ребенка от 3-х до 7-ми лет по программе "Детство" в контексте ФГОС ДО

Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, сближают ...

Игра как особое пространство развития ребенка

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по ФГОС ДО в рамках образовательных областей...

Консультация для родителей "Игра-как особое пространство развития ребенка"

Игра- самая любимая и естейственная деятельность дошкольников.Игра сопроваждает дошкольников в течении всего времени пребывания в детском саду и дома.Веселые хороводные игры,игры-экспериментирования,с...

особым детям особая забота права ребенка

календарные планы права ребенка старшая группа...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...