Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"
консультация на тему
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается
Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии называется латерализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
![]() | 351.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности».
Подготовила: учитель-дефектолог Поддубнова А.П. г.Нефтеюганск 2015 |
Учет функциональной асимметрии мозга и
половозрастных различий в дифференцированном подходе
учебной деятельности.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается
Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии называется латерализация.
Моторная асимметрия включает в себя асимметрию рук, ног, тела и лица.
Сенсорная асимметрия включает в себя - прежде всего асимметрию глаз и ушей.
И функциональная асимметрия мозга включает в себя ведущую роль мозговых полушарий.
Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга: она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.
Функциональная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении функций между его правым и левым полушариями.
Эксперименты Роджера Сперри показали, что каждое полушарие мозга специализируется на выполнении определенных функций и что сенсомоторные функции левой стороны тела управляются правым полушарием, а сенсомоторные функции правой стороны тела – левым полушарием.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
- Доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди).
- Доминирование правого полушария – которому свойственно конкретно образное мышление, развитии воображение(правополушарные) Причем, известно, что до 7-9 лет ребенок является существом правополушарным. И действительно для маленьких детей характерна непроизвольность, малая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет непосредственный, образный характер.
- Равнополушарные (отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий )
Левополушарный тип.
Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализировано на оперирование словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление.
Ведущее восприятие у левополушарных людей – аудиальное (слуховое).
Для них характерно заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций.
Правополушарный тип.
Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга специализировано на образах реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.
Функция правополушарных компонентов мышления - одномоментное схватывание большого числа противоречивых связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.
Восприятие у правополушарных преобладает визуальное и кинестетическое.
Равнополушарный тип.
Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.
Учет асимметрии мозга при обучении.
До сих пор многие переоценивалась роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такие функции правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов и т. д. не обращалось внимания.
Оптимальные психолого – педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно
Учение, как и любую деятельность можно представить в виде следующей последовательности действий:
- установка на деятельность(подготовка ученика для решения учебной задачи);
- обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных
психологических особенностей, создание условий для успешного решения учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное
отношение к результату своего учебного труда).
Мотивационный этап (установка на деятельность).
Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности.
Для формирования мотивации у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотива. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Занятия школьными науками рассматривается как средство для развития мышления. Операционный этап(обеспечение деятельности).
Задача учителя на этом этапе - дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встречаются с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чему правополушарных одноклассников. Тем не менее , левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.
Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Ученик правополушарного типом мышления, работая в паре с левополушарным учащимся над заданием, может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. А левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявление различий, создание категорий.
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной).
Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик так же корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности. Перед учителем на этом этапе стоит задача организовать работу таким образом, чтобы вызвать эмоциональной стимул и осознанный мотив для выполнения следующего задания.
При выборе методов проверке знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы закрытого типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы закрытого типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы открытого типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.
Учителю необходимо учитывать, что ученики с разным межполушарным взаимодействием делают разные количественные и качественные ошибки.
Особенности сенсорного восприятия.
Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движение глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а в право - левополушарными.
Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов: светлая доска и темный мел. Посадка учеников - полукругом. Вне этих условий потеря может составить до 30% информации.
Для левополушарных учащихся наиболее значимая правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
Таким образом, деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные особенности функциональной асимметрии мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.
Посадка учащихся с учетом мозговой латерализации
Классная доска | ||
1-й ряд Левополушарные аудиалы | 2-й ряд Равнополушарные визуала, аудиалы,кинестетики | 3-й ряд Правополушарные визуалы, кинестетики. |
Рекомендуемые методы опроса учащихся
с учетом мозговой латерализации.
Левополушарные учащихся | Правополушарные учащихся |
решение задач, вопросы закрытого типа ( успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов); письменные опросы с неограниченным сроком выполнения (которое позволяет проявить свои способности к анализу). | методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения, ( дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ) Вопросы открытого типа |
Организация дифференцированного подхода.
Этап операционной организации урока | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Восприятие Материала | Целостное Интонационная сторона речи Визуалы(зрительное) Кинестетики(осязательное) | Дискретное(по частям) Смысловая сторона речи Аудиалы(слуховое) |
Переработка Информации | Быстрая холистическая | Медленная последовательная |
Интеллект | Невербальный Интуитивный практический | Вербальный Логический Теоретический |
Деятельность | Приверженность к практике Чувство тела Чувство тела Чувство ритма Координация движений Пространственная ориентация | Приверженность К теории Чувство времени |
Речь | Интонация речи | Синтаксис Семантика Смысл и структура речи |
Эмоции | Экстравертированность (ориентация во вне) Отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость) | Интровертированность (ориентация вовнутрь) Положительные эмоции(радость, чувство наслаждения, счастья) |
Память | Непроизвольная Наглядно-образная Визуальная и мышечная(основа врожденной грамотности) на прошлое | Произвольная Знаковая слуховая |
Мышление | Наглядно-образное Оперирование образами спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное(в пространстве) Инсайт(озарение) | Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное, рациональное Программируемое Двухмерное(на плоскости) Хитсайт |
Коммуникативность | Ориентация на свое тело | Ориентация на социум |
Творчество | Образы Эмоции Чувства Ритм | Ноты Технология Структура инструменты |
Профессии | Человек-человек Человек-природа Человек-искуство | Человек-машина Человек-знак |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга Роль межполушарного взаимодействия при обучении ребенка в школе Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия: «Колечко» . «Кулак-ребро-ладонь» . «Лезгинка». « Зеркальное рисование » «Веселые карандаши»
Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое
желтый синий оранжевый черный красный зеленый фиолетовый желтый красный оранжевый зеленый черный синий красный фиолетовый зеленый синий оранжевый
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение профиля функциональной асимметрии
Методика определения ведущей руки, глаза, уха....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-434435-1397474531.jpg)
Практические упражнения для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей (на основе функциональной асимметрии головного мозга).
Здесь представлены авторские разработки дидактического материала с опорой на индивидуальные особенности детей. В качестве критерия индивидуальности взята функциональная асимметрия головного мозга (дом...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-171593-1446984978.jpg)
Развитие мозга. Функциональная асимметрия.
Моторные, сенсорные, псхические ассимитрии. Развитие мозга. Становление речевой функции....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-786705-1461822515.jpg)
Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.
Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-835542-1477153058.jpg)
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизволь...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-900963-1488829833.jpg)
Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"
На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и н...