Использование инновационных технологий в развитии пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
статья по математике (старшая группа)
В статье описаны этапы обучения ориентировке в пространстве детей старшего дошкольного возраста и технологии, помогающие в обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование инновационных технологий в развитии пространственных представлений | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий в развитии пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Известный психолог 20 века Л.А. Венгер отмечал, что освоение детьми так называемых «действий пространственного ориентирования» определяют, как важнейший компонент «психического содержания общих умственных способностей».
Программы обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях предполагают рассмотрение пространственных, геометрических, графических представлений и умений в разных разделах программ: изобразительная деятельность, математика, конструирование. Развитие пространственных представлений и понятий происходит на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время физкультурных и музыкальных занятий, а также в процессе организации игровой, трудовой и бытовой деятельности.
Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги, восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов – специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы первого класса.
Ориентировка в пространстве означает ориентировку на местности. Она предполагает определение:
1) «точки состояния», т.е. местонахождения человека по отношению к окружающим его объектам;
2) местоположения предметов (или людей) относительно фиксированного положения человека в пространстве;
3) пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними.
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например, на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.
Содержание понятия «ориентировка на плоскости» включает: умение фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; умение самостоятельно характеризировать пространственное размещение объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией; умение ориентироваться на листе в клетку.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает основных пространственных направлениях и на листе бумаги. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:
- на первом этапе необходимо создать у детей чёткие представления о своём теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;
- на втором этапе - дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчёта при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять её в единый образ и применять в практической ориентировке;
- третий этап - решается задача обучения детей ориентировке между предметами, расположенными в окружающем пространстве, умению определять своё местоположение среди предметов и пространственное расположение одного предмета по отношению к другому;
- четвёртый этап - обучение детей моделированию предметно-пространственных отношений;
- пятый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства.
так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, то непосредственно организованная деятельность с детьми по сути, является системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах.
Сегодня много говорят о современных технологиях в образовательном процессе. Уточним понятие «технология» – это конкретное, научно-обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. Соответственно современные технологии – это новые технологии. Владение разными технологиями является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства педагога. К числу современных образовательных технологий, которые использую при ознакомлении дошкольников с пространственными отношениями можно отнести технологию моделирования
Моделирование – метод познания с помощью моделей, схем, представленных детям или составленные совместно в процессе исследования. Технология моделирования – наглядно-практический прием, включающих в себя создание моделей и их использование с целью формирования пространственных представлений у дошкольников. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность. Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причем достаточно эффективное. Технология моделирования включает в себя:
- Моделирование определенных ситуаций
- Составление опорных схем.
В освоении детьми пространственных отношений большую роль играют опорные схемы. Опорные схемы – это вывод, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду задействована только вербальная память. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память.
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1. Введение элементов схем, символов (цвета, формы, величины,
действия).
2. Использование элементов опорных схем на всех видах занятий и в
различных видах деятельности.
3. У ребенка не должно быть шаблонного применения символа только в
одной области. Символ универсален. Сочетание символов, прочтение
цепочки символов.
Мнемотехника – это технология развития памяти, а память – это сложная функция мозга, состоящая из восприятия, запоминания, хранения и воспроизведения информации. Пространственные ориентировки достаточно сложны для восприятия детей, поэтому некоторые приемы мнемотехники оказывают неоценимое значение для обучения детей пространственной ориентировки, тем более, что это технология основана на игровых приемах.
ТРИЗ – технология.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Технология лэпбук. – интерактивная папка.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме. Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте); развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь; помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым; помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал); позволяет сохранить собранный материал; объединяет педагогов, детей и родителей; способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно тематического планирования; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми; обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми; способствует творческой самореализации педагога.
Компьютерные игры
C целью развития зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений могут быть использованы интерактивные средства обучения. Использование компьютера в коррекционно-развивающей работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, установлению контакта с современным ребенком, что позволяет достигать поставленных целей и задач на занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу психолога, логопеда и воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений....
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Буклет "Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста" содержит информацию об актуальности проблемы нарушений письма и чтения, как следствия недостаточного уровня разви...
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...
Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
представление опыта работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...
Консультация для педагогов и родителей ДОУ "Развитие пространственных представлений для детей старшего дошкольного возраста"
развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
Использование квест-игр для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Использование квест-игр для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...