Организация коррекционной работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в детском саду.
консультация по информатике (подготовительная группа) на тему
Мотроное развитие ребенка с задержкой психического развития осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы таких детей отстает от нормы и характеризуется непропорциональностью развития всех компонетов моторики. Специалисты МБДОУ № 133 предлагают использовать разработанную методику для развития потенциальных возможностей детей, коррекции нарушений моторного развития, нормализации двигательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы с детьми с ЗПР | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Галина Ивановна,
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 133»
городского округа Самара
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ДЕТСКОМ САДУ № 133
Проблема организации коррекционной работы на физкультурных занятиях и в свободной деятельности при обучении и воспитании дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза особенно актуальна в условиях нынешнего экономического, экологического и социального неблагополучия, когда резко возросло количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи.
Анализ общего моторного развития дошкольников с ЗПР, проведенный специалистами МБДОУ, позволяет говорить о том, что у детей этой категории страдают в разной мере и чисто операционные навыки и интеллектуальный компонент деятельности. Выявляются нарушения умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения, быстрая истощаемость, пресыщенность любым видом деятельности, двигательная расторможенность.
Так же моторное развитие детей с ЗПР осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы этих детей отстает от нормы и характеризуется своеобразием, проявляющимся в непропорциональности развития всех компонентов моторики. Следствием органического поражения головного мозга являются различные формы двигательных нарушений. Даже при небольших нарушениях движения качественно несовершенны – неточны, зажаты, сопровождаются большим количеством синкинезий. Дети с ЗПР характеризуются повышенной утомляемостью, они не могут длительное время находиться в одной позе, заниматься одним видом деятельности, выполнять однообразные задания.
Несовершенство моторного развития осложняется следующими факторами:
- недоразвитие зрительных и слуховых функций;
- недостаточная оптико-пространственная ориентировка;
- недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук;
- нарушение тактильного и тактильно-кинестетического восприятия;
- замедленность процессов приема и переработки информации;
- недоразвитие тонкой моторики, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (парциальный моторный инфантилизм);
- ослабление памяти: речевой, зрительной, моторной, слуховой;
- значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
- отставание в речевом развитии (ограничение словарного запаса, замедленность в овладении грамматическом строем речи);
- значительное отставание в развитии наглядно-действенного мышления и в формировании словесно-логического мышления.
Эти особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Специалисты МДОУ № 133 предлагают использовать занятия по физическому воспитанию для развития потенциальных возможностей личности, коррекции нарушений психофизического развития, нормализации деятельности, создание предпосылок для успешного усвоения учебных программ.
При планировании работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР учитывается и то, что трудности формирования двигательных навыков связаны не столько с недостаточностью развития отдельных анализаторов (анализаторных систем), сколько с дискоординацией их взаимодействия. Неравномерность и мозаичность нарушений психических функций обуславливают высокие компенсаторные возможности детей с ЗПР. При организации индивидуального подхода и обеспечение ситуации успеха, опираясь на сохранные анализаторы, сформированные психические функции, дозированную подачу материала с опорой на «зону ближайшего развития», на реальный уровень и реальную мотивацию, дети с ЗПР могут достигнуть уровня нормального развития на конец дошкольного обучения.
Правильное физическое развитие, овладение двигательными умениями и навыками осуществляется одновременно с решением коррекционных задач по преодолению недостатков психофизиологического развития.
В настоящее время физическое воспитание детей с ЗПР осуществляется по программе Васильевой М.А. и Мастюковой Е.М. Однако, названные программы не всегда учитывают индивидуальные типологические особенности каждого ребенка с ЗПР – представляющие собой комплекс нарушений психического развития детей, зачастую осложненный отклонениями в развитии ЦНС и нарушением соматического здоровья. На основании обследования общего моторного развития и уровня физической подготовленности детей с ЗПР, посещающих МБДОУ № 133, педагоги нашего детского сада разработали систему работы по физическому воспитанию для этих детей, которая предполагает работу по следующим направлениям:
- ведение систематического учета физической подготовленности воспитанников;
- организация систематического врачебного контроля в течение всего года;
- дозировка физических нагрузок в соответствии с различной функциональной подготовленностью детей, тяжестью и характером нарушений;
- использование адекватных методов и средств физического воспитания с учетом особенностей развития дошкольников.
Эффективность коррекционной работы по устранению недостатков психофизического развития дошкольников определяется правильной организацией педагогического и врачебного контроля. Педагог и врач располагают данными об уровне физического развития и физической подготовленности детей, следят за их изменениями за определенный промежуток времени. Данные правильно организованных динамических наблюдений за физическим развитием каждого дошкольника служат объективными показателями влияния всей системы учебных мероприятий на его развитие.
Система физкультурных занятий с детьми с ЗПР предполагает следующее:
- обязательность повторений формируемых двигательных навыков;
- учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- постепенное повышение требований (усложнение двигательных и словесных заданий);
- всестороннее воздействие на личность ребенка (изменения в функциональных системах организма, двигательной сфере);
- комплексность (взаимосвязь с основными видами деятельности).
Музыка на физкультурных занятиях является организующим началом. Каждый музыкальный сигнал вызывает определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, память, слух, восприятие, пространственную ориентацию, способствует коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
Наряду с занятиями по физической культуре используются другие физкультурно-оздоровительные формы в режиме дня:
- утренняя и «пробуждающая», корригирующая гимнастики;
- игры и физические упражнения в свободной деятельности и на прогулках;
- использование подвижных видов работ на всех занятиях;
- закаливающие и гигиенические процедуры;
- физминутки и динамические паузы на предметных занятиях;
- профилактическая гимнастика;
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники совместно с родителями.
В занятия по физической культуре включаются не только игры и упражнения, развивающие память, внимание, но и такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают создавать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С помощью их у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
При организации физкультурных досугов психофизическая нагрузка распределяется следующим образом:
- ритмическая разминка (ходьба и маршировка в различных направлениях), дающая установку на нужный темп движения;
- упражнения и игры, активизирующие произвольное и слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- упражнения на развитие общей моторики;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения с предметами;
- упражнения и игры для развития речи, мимики, пантомимики;
- упражнения и игры для развития мелкой моторики;
- упражнения для работы над дыханием, голосом, артикуляцией;
- ритмические упражнения для развития координации слов и движений;
- заключительные упражнения на релаксацию.
Использование психогимнастики на занятиях позволяет включать в комплексы этюды, упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей.
Основной задачей коррекционной работы с детьми с ЗПР является интеграция их в среду нормально развивающихся сверстников, поэтому работа по физическому воспитанию носит комплексный характер и не ограничивается только проведением занятий. В режиме дня предусмотрены различные комплексы гимнастик: пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, для мимической мускулатуры лица, утренняя, пробуждающая. Комплексы утренней гимнастики даются детям с ЗПР те же, что и нормально развивающимся детям, но с учетом специфики их моторного развития и их двигательной активности. Методика проведения утренней гимнастики разработана в соответствии с принципом пошагового планирования работы. В течение двух недель комплекс идет без изменений, а в последующие две недели для преодоления двигательного стереотипа (характерного для детей с ЗПР) в хорошо знакомый комплекс вводятся дополнительные движения, увеличивается количество выполняемых движений.
В течение всего дня предусмотрено время для проведения работы по обеспечению двигательной активности, закрепления изученных движений (действий). Подвижные игры на прогулке обеспечиваются соответствующим выносным материалом. Для двигательной активности в свободной и совместной деятельности организована развивающая среда группы и всего ДОУ в целом: оборудованный спортивным инвентарем зал, наличие классиков, спортивной площадки на участке детского сада, уголок физического воспитания в группе со стандартным и нестандартным оборудованием. К изготовлению нестандартного оборудования привлекаются родители, т.к. это обеспечивает заинтересованность всех участников образовательного процесса.
Регулярно с детьми проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, совместные с родителями спортивные развлечения.
Система комплексной коррекционно-воспитательной работы по физическому воспитанию учитывает специфику деятельности дошкольников с ЗПР:
- обучение органически связано с формированием сенсорных эталонов, обогащением и конкретизацией словарного запаса, развитием восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, эмоционально-волевой сферы.
Такой подход к организации работы по физическому воспитанию позволяет оптимально организовать целенаправленную своевременную коррекцию нарушений деятельности детей с ЗПР, развить нарушенные психофизические функции, обеспечить социализацию, способствует общему умственному развитию.
Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной.
При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует также развитию личностных качеств детей с ЗПР, умению преодолевать трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Содержание работы на занятиях по физическому воспитанию является активная физическая деятельность дошкольников. Занятия способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе формы движения, поставлены перед необходимостью коллективной деятельности. Занятие оказывает большое влияние на развитие мышления: помогает осознать правила подвижных игр, осмыслить свое место в них, свою роль, создают благоприятные условия для творческого воображения. Занятие состоит из трех частей.
Первая часть подготавливает организм к основной моторной нагрузке и представляет собой вводные знакомые упражнения или их варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, связанные с ориентировкой в пространстве и в коллективе, не требующие многого времени на выполнение. Сюда входят упражнения на укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, специальные упражнения для выработки осанки. Научить детей правильно ходить – это значит, способствовать их гармоничному развитию. Упражнения в беге позволяют детям передавать смену ритма движения. Вводные упражнения дают установку на нужный темп и ритм движений. Музыкальное сопровождение регулирует характер движений: то медленных, то быстрых, то плавных, то отрывистых. Музыка сдерживает излишнюю возбудимость у одних детей и активизирует пассивных и инертных.
Коррекционные задачи вводной части: развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, умение работать по словесной инструкции, развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, совершенствование моторного развития, пространственной ориентации.
Заканчивается вводная часть построением в 2 колонны или в полукруг, или врассыпную.
Продолжительность этой части – 4 минуты.
В основной части занятия начинаются задачи по обучению детей обшеразвивающим упражнениям, затем основным движениям и воспитанию физических качеств (ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков). После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности детей с ЗПР, более трудные задачи намечают в начале основной части. Общеразвивающие упражнения выполняются с мелкими предметами: флажками, палками, гантелями, обручами, лентами, мячами. Подбор их обуславливается задачей постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.
Обучение основным движениям предусматривает, что одно может быть для детей новым, а другие находятся на этапах разучивания и совершенствования.
Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, повышает в значительной степени функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, характерной быстрыми, целеустремленными движениями. В основную часть занятия целесообразно включать пальчиковую гимнастику (как возможный переход от одного вида деятельности к другому).
Коррекционные задачи основной части: развитие переключаемости и избирательности зрительного внимания, координации движений, развитие способности концентрировать внимание и распределять его. Совершенствование пространственной ориентации, моторного развития, умение работать по многошаговой инструкции, развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела, умение действовать в коллективе, эмоционально-личностное развитие, обогащение словаря.
Продолжительность основной части занятия 17 –20 минут.
Заключительная часть занятия направлена на восстановление дыхания и релаксацию. Используются различные виды спокойной ходьбы, игры малой подвижности, релаксационные паузы.
Коррекционные задачи: развитие навыка самоконтроля, преодоление двигательного автоматизма. Актуализация сенсорных представлений, развитие воображения, мимики, пантомимики.
Продолжительность заключительной части 4 – 6 минут, всего занятия 25 – 30 минут.
Важно отметить, что особенностью физкультурного занятия в свете коррекционных задач, является положительный фон всей деятельности детей, который должен быть обеспечен тщательным подбором движений, умелым планированием, правильным отношением воспитателя к достижениям каждого ребенка. На занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов детей, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к воспитанникам. Не допускаются отрицательные оценки неудачных и ошибочных движений, резкий или повышенный тон в обращении к детям в случае их неуспеха.
Перечень оборудования, используемого в группе для детей с ЗПР для активизации их двигательной активности, совершенствования общего моторного развития.
Стандартное: мячи, разного размера, кегли, гантели, скакалки, вожжи, кольцебросы, ракетки для игры в бадминтон, городки, обручи, мишени для метания в цель.
Нестандартные: дорожки с нашитыми пуговицами, изображениями ступней, ладоней для разных видов ходьбы, наборы из природного и бросового материала для массажа ладоней и пальцем рук, разновеликие ворота для прокатывания разного размера шариков, колечек, удочки, штанги, предметы, разные по весу, «полосы препятствий», массажеры, колокольчики – «Допрыгни, позвони», палочки с тесьмой, маски, дефектологические кегли, бубны, дыхательные тренажеры, резиновые игрушки разной формы с шипами; вертушки, султанчики, листочки; ловушки разного размера для шариков, воланчиков; массажные коврики; валики - коррекционные; качалки ручные – ножные; ступени разновысокие; наклонные доски; набивные мячи.
Модель двигательного режима детей с ЗПР в МБДОУ
№ | Виды занятий | Особенности организации |
I | Физкультурно-оздоровительные занятия | |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно в зале или на открытом воздухе 10-12 мин. |
2 | Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз) | Ежедневно 5-7 мин. |
3 | Физминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий длительностью 3-5 мин. |
4 | Пальчиковая гимнастика | Ежедневно, по мере необходимости, в течение занятий и между ними, в течение всего дня |
5 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей, тематического планирования длительностью 25-30 мин. |
6 | Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки, длительностью 12-15 мин. |
7 | Прогулки – походы (пешие, лыжные) | 2-3 раза в месяц, длительностью до 60 мин. |
8 | Оздоровительный бег | 2 раза в неделю по подгруппам во время утренней прогулки длительностью 3-5 мин. |
9 | Гимнастика после дневного сна в сочетании в воздушными ваннами и закаливающими процедурами, профилактикой плоскостопия | Ежедневно, длительностью 8-10 мин. |
II | Учебные занятия | 2 раза в неделю в зале |
1 | По физической культуре | 1 раз на прогулке длительностью 20-25 мин. |
III | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя в зале и на воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей. |
IV | Физкультурно-массовые занятия | |
1 | Неделя здоровья: каникулы | 1-2 раза в год (зимой и летом) |
2 | Физкультурный досуг | 1-2 раза в месяц длительностью 30 мин. |
3 | Физкультурно-спортивные праздники | 2-3- раза в год длительностью 40 мин. |
4 | Игры – соревнования между возрастными группами | 1-2 раза в год в зале, на воздухе длительностью 30-40 мин. |
V | Внегрупповые дополнительные виды занятий | |
1 | Группы ОФП | По желанию родителей не более 2 раз в неделю, длительностью 25-30 мин. |
VI | Совместная физкультурно-оздоровительная работа д/с и семьи | |
1 | Домашнее задание | Определяется воспитателем |
2 | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях д/с | Во время подготовки проведения физкультурных досугов, праздников, каникул, посещения открытых занятия |
3 | Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ | По обоюдному желанию родителей, воспитателей, детей |
Дошкольники с ЗПР требуют особой формы предъявления учебного материала: ребенок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнять многое из традиционных заданий. Предлагаемая форма организации коррекционной работы позволяет без излишней сухости, физического и эмоционального перенапряжения добиваться хороших педагогических результатов. Для детей, испытывающих трудности в обучении и в адаптации, такие занятия являются реальным и самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нем источником нравственного и умственного развития, условием формирования личности, навыков общения. Занятия побуждают детей к свободному речевому обобщению, предъявляют богатые возможности для осуществления целенаправленной коррекционной работы, создают оптимальные условия для развития мотивационной сферы детей, формируя у них познавательные мотивы, учебные навыки, межличностные отношения.
Данная система работы с дошкольниками с ЗПР в условиях МДОУ комбинированного вида (дети с ЗПР) позволила получить хорошие результаты по коррекции нарушений в развитии моторной сферы и развитию важнейших психических функций. Анализ полученных данных доказал эффективность системы работы по физическому воспитанию детей с ЗПР.
- Показатели физического развития детей на начало года были значительно ниже нормы. На конец учебного года дети по некоторым показателям приблизились к норме, особенно в развитии моторной сферы. Общее физическое развитие детей также приблизилось к норме.
- Количество случаев простудных заболеваний значительно снизилось, что говорит о повышении сопротивляемости детского организма.
- Создана соответствующая развивающая среда группы: физкультурный уголок, как стандартным, так и нестандартным оборудованием, которое дети используют в свободной и совместной деятельности, на прогулке. С детьми проводятся спортивные досуги, праздники, совместные с родителями спортивные развлечения.
- Система работы по физическому воспитанию способствовала обеспечению интеграцию детей ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников, успешной подготовке к обучению не только в классе коррекции, но и в обычной массовой школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальное воспитание детей с задержкой психического развития" (методические рекомендации)
В статье освещаются основные особенности развития детей с задержкой психического развития, общие задачи музыкального воспитания, условия для успешной работы с детьми с ЗПР, методы и приёмы, используем...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшей группы с задержкой психического развития
Данный материал включает в себя все разделы индивидуальной коррекционной рабобты с детьми старшей группы с задержкой психического развития, что помогает систематизировать и облегчить работу с детьми и...
Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».
В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...
Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Необходимость использования информационнокоммуникативных технологий в коррекционной работе, бесспорно. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ИКТ - помощник в повышении актив...
Реализация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детском саду
Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их ...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития
технологические карты занятий для детпей от 4 до 8 лет...
Система взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями в коррекционно-образовательном пространстве группы для детей с задержкой психического развития "Коррекционный час «Познавайка!"
В ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах компенсирующей направленности должна учитывать особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития....