Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш» у дошкольников в домашних условиях»
консультация
Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш» у дошкольников в домашних условиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_sh_.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование правильного произношения звука «Ш»
у дошкольников в домашних условиях»
Развитие речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за собственной речью.
У детей дошкольного возраста обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х').
Основной принцип формирования правильного звукопроизношения - последовательная, поэтапная коррекционно-развивающая работа, которая включает в себя игровые упражнения, используемые при нарушении звукопроизношения.
Коррекционно-развивающая работа при нарушении произношения звука «Ш» включает в себя следующие игровые упражнения:
1. Артикуляционная гимнастика:
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Парус»
Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
«Остудим чаек» или «Парус»
Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
2. Правильная артикуляция звука «Ш»:
- губы округлены и выдвинуты вперед;
- зубы сомкнуты, либо сближены;
- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат;
- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка;
- звук «Ш» произносится без голоса – глухой.
3. Упражнение «Кто шипит?».
Как шипит змея? «Ш-ш-ш». Шипим как «Змея».
4. Упражнение «Поймай звук».
Развитие фонематического слуха.
Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Ш» в словах:
«шайба», «бабушка», «поезд», «шалаш», «овощи», «капуста», «карандаш», «земля», «шар», «компьютер», «зонт», «лягушка», «ромашка».
5. Упражнение «Подбери слова».
Подобрать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук «Ш».
6. Упражнение «Сколько слогов в слове».
Определение количества слогов в словах: «машина», «шашки», «матрешка», «шар», «штаны», «шампунь», «шляпа», «шоколад», «рубашка».
7. Упражнение «Найди слово».
Найти слова, в которых звук «Ш» находиться:
- в начале слова;
- в середине или в конце слова:
«кошка», «лукошко», «шайба», «вишня», «кукушка», «шалаш», «шина», «ландыш», «шашки», «карандаш», «шутка», «Маша».
8.Упражнение «Звуковая схема слова»
Составление звуковой схемы слова («шалаш»).
9.Упражнение «Сочиняем логопедические стишки».
Закончить каждое предложение словом со звуком «Ш».
Проговаривать 3-5 раз в день.
Ошка, ошка, ошка — называю ... (кошка).
Ушка, ушка, ушка — назову ... (подушка).
Ышка, ышка, ышка — называю ... (мышка).
Ашка, ашка, ашка — назову ... (рубашка, ромашка).
Ишня, ишня, ишня — называю ... (вишня).
Уша, уша, уша — называю ... (груша).
Шина, шина, шина — назову ... (машина).
Ша-ша-ша, у меня ... (лапша).
Шо-шо-шо, летом ... (хорошо).
Шу-шу-шу, я флажком ... (машу).
Шу-шу-шу, Мише я ... (пишу).
Ши-ши-ши, Миша с Машей ... (малыши).
Ши-ши-ши, наши дети ... (хороши).
Аша-аша-аша, это наша ... (Маша).
Ошка-ошка-ошка, на окошке ... (кошка).
Ушка-ушка-ушка, Машина ... (подушка).
Ышка-ышка-ышка, вот шалунья ... (мышка
Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы. Проявите терпение, мягкую настойчивость. Проводите регулярно упражнения и результаты постепенно появятся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л
Конспект открытого подгруппового занятия....
формирование правильного произношения звуков
в статье описано поэтапное формирование звукопроизношения...
ЗАНЯТИЕ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч »
Занятие...
Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
· упражнения для развития дыхания детей;· упражнения для губ;· упражнения для щек;·...
Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков.
Мнемокарточки звуков русского языка в картинках и схемах...
Консультация "Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях".
Полезная информация для родителей, чем занять ребенка дома, как увлечь физкультурой....
КОНСУЛЬТАЦИЯ: «КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Консультация для родителей....