Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш» у дошкольников в домашних условиях»
консультация

Яковлева Ирина Сергеевна

Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш»  у дошкольников в домашних условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravilnogo_proiznosheniya_zvuka_sh_.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование правильного произношения звука «Ш»

у дошкольников в домашних условиях»

Развитие речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за собственной речью.

У детей дошкольного возраста обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х').  

Основной принцип формирования правильного звукопроизношения - последовательная, поэтапная коррекционно-развивающая работа, которая включает в себя игровые упражнения, используемые при нарушении звукопроизношения.

Коррекционно-развивающая работа при нарушении произношения звука «Ш» включает в себя следующие игровые упражнения:

1. Артикуляционная гимнастика:

 «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Парус»

Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

«Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

2. Правильная артикуляция  звука «Ш»:

- губы округлены и выдвинуты вперед;

- зубы сомкнуты, либо сближены;

- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат;

- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка;

- звук «Ш» произносится без голоса – глухой.

3. Упражнение «Кто шипит?».

Как шипит змея? «Ш-ш-ш».  Шипим как «Змея».

4. Упражнение «Поймай звук».

Развитие фонематического слуха.

Хлопните в ладоши, когда  услышите звук «Ш» в словах:  

«шайба», «бабушка», «поезд», «шалаш», «овощи», «капуста», «карандаш», «земля», «шар», «компьютер», «зонт», «лягушка», «ромашка».

5.  Упражнение «Подбери слова».

 Подобрать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук «Ш».

6. Упражнение «Сколько слогов в слове».

Определение количества слогов в словах:  «машина», «шашки», «матрешка», «шар», «штаны», «шампунь», «шляпа», «шоколад», «рубашка».

7. Упражнение «Найди слово».

Найти слова, в которых звук «Ш» находиться:

-  в начале слова;

-  в середине или в конце слова:

«кошка», «лукошко», «шайба», «вишня», «кукушка», «шалаш», «шина», «ландыш», «шашки», «карандаш», «шутка», «Маша».

8.Упражнение «Звуковая схема слова»

Составление звуковой схемы слова («шалаш»).

9.Упражнение «Сочиняем логопедические стишки».

Закончить каждое предложение словом со звуком «Ш».

Проговаривать 3-5 раз в день.

Ошка, ошка, ошка — называю ... (кошка).

Ушка, ушка, ушка — назову ... (подушка).

Ышка, ышка, ышка — называю ... (мышка).

Ашка, ашка, ашка — назову ... (рубашка, ромашка).

Ишня, ишня, ишня — называю ... (вишня).

Уша, уша, уша — называю ... (груша).

Шина, шина, шина — назову ... (машина).

Ша-ша-ша, у меня ... (лапша).

Шо-шо-шо, летом ... (хорошо).

Шу-шу-шу, я флажком ... (машу).

Шу-шу-шу, Мише я ... (пишу).

Ши-ши-ши, Миша с Машей ... (малыши).

Ши-ши-ши, наши дети ... (хороши).

Аша-аша-аша, это наша ... (Маша).

Ошка-ошка-ошка, на окошке ... (кошка).

Ушка-ушка-ушка, Машина ... (подушка).

Ышка-ышка-ышка, вот шалунья ... (мышка

Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы. Проявите терпение, мягкую настойчивость. Проводите регулярно упражнения и результаты постепенно появятся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование правильного произношения звуков

в статье описано поэтапное формирование звукопроизношения...

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков.

Мнемокарточки звуков русского языка в картинках и схемах...

Консультация "Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях".

Полезная информация для родителей, чем занять ребенка дома, как увлечь физкультурой....