занятие с ребенком после кохлеарной имплантации
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Антипова Лариса Георгиевна

« Индивидуальные и групповые занятия

с ребенком  после кохлеарной имплантации

в группе компенсирующей направленности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_rebenkom_posle_kohlearnoy_implantatsii.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

« Индивидуальные и групповые занятия

с ребенком  после кохлеарной имплантации

в группе компенсирующей направленности  

 

    В условиях успешных достижений медицины, появилась новая категория детей с нарушением слуха – дети с кохлеарными имплантами. При прохождение ПМПК таким детям присваивается  статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Согласно закону «Об образовании РФ» дети с отклонениями в развитии могут получать образование и в общеобразовательном детском саду.

    В соответствие с ФГОС дошкольного образования коррекционная работа  должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,  образовательных потребностей и оказание им квалифицированной помощи  в освоении программы и социальной адаптации.   

   Главная цель при работе с таким ребенком заключается в том, что каких результатов можно достичь, от чего зависит успех занятий, какие занятия важны для ребенка с таким диагнозом.

Актуальной задачей становится созданий условий , в которых для ребенка , не зависимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.

     Период речевого развития после кохлеарной имплантации проходит  0   лет. То есть, с того момента, когда ребёнка имплантировали, мы начинаем считать возраст речевой. То есть он проходит период новорождённого ребёнка. Мы , практически вызываем звуки, мы ставим голос, потому что как такового голоса нет у ребёнка, здесь даже проблема в том, что он не может произнести правильно гласные. Это очень много работы и занимает очень большой срок.

     Ребёнок после кохлеарной имплантации — это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе  специалистов и воспитателей этой группы, так и, конечно же родителей.

     Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это и речевые навыки, и двигательные навыки, и моторные, развивать высшие психические функции. В целом формировать гармоничную целостную личность. Одним словом, его нужно развивать так, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.

      Мальчик пришел в детский сад в 2021 г. в  с кохлеарным имплантом в возрасте  4года.  Прооперирован в  3г 10 месяцев.

    Задача  педагога-психолога в детском саду помочь мальчику  научиться жить в обществе сверстников и взрослых, т.е. стать социально-эмоционально компетентным.

   При организации работы с таким ребенком, я постаралась использовать  различные  методы: это игротерапия, арт-терапия, психогимнастика.

Работу начала со знакомства с  родителями и ребенком, с адаптации к новому месту . Володя, мальчик подвижный, активный, не усидчивый, с не устойчивым  вниманием, испытывает трудности в точности  и согласованности действий.   Папа мальчика  принимает  активное участие в процессе воспитания , помогая при этом  в достижении целей и задач занятий

 На индивидуальных занятиях был выработан целый алгоритм действий:

 - находиться со стороны импланта или перед ребенком;

- говорить простыми, повторяющимися фразами;

 - стимулировать любые голосовые реакции ребенка и попытки говорить;

 - использовать ситуации, побуждающие к голосовым реакциям, речи; 

 - относится к ребенку как к обычному, избегать опеки.

   На занятиях  активно использую  такие игры, упражнения, как «Слушай», «Тук-тук», «Где звенит?», «Тихо - громко»,   музыкальные инструменты. Учу  ребенка  распознавать неречевые звуки: как гремит посуда, звонок телефона, как шумят машины, издаваемые звуки. Использую  различные пальчиковые гимнастики, психогимнастики с движениями, артикуляционные гимнастики, «Шумящие коробочки», «Формы-вкладыши» различных вариантов, игры на соотнесение цвета и формы «Разложи шарики по цвету», «Вставь фигуры в прорези».

  Одним  из  этапов  работы  с  имплантированными  детьми  является  различение   часто используемых слов и простых фраз

«Это ноги. Это руки. Это лапы.»

  Выполнение инструкций.  

«Покажи ноги. Покажи руки. Покажи лапы.  У кого есть ноги? У кого есть лапы?»

     Для развития двигательных навыков, сенсорного восприятия: ходьба по коврику с различным наполнением: узелки, шарики крупные и мелкие, по сенсорному коврику со следочками.     Ребенок с удовольствием занимается ,  это  снижается скованность, расслабляются мышцы, становятся более раскрепощенным эмоционально.

     Спустя 4 месяца  работы, стали замечать появление слабой, но реакции на действие . Володя стал садиться за стол , выдвигать  стульчик, доставать  карточки, игрушки, брать в руки и рассматривать картинки и книжки,   это значит,  ребенок  начал спонтанно  что – то понимать из речи,  что очень радует воспитателей, и специалистов и родителей.  

В группе среди детей, мальчик  стал   на общих занятиях проявлять активность. Учитывая, что отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, затрудняется восприятие мира и ограничиваются возможности его общения с окружающем , что отражается на его психомоторном и физическом развитии. Физическому развитию в процессе развития ребенка с кохлеарным имплантом отводится важная роль, особенно подвижным играм. Игры соответствуют внутренним потребностям любого ребенка, а также создают оптимальную двигательную среду. Итак , подвижные игры, помогают малышу видеть, как я  показываю движения и комментирую все вслух названия действий и движений.  Я, как воспитатель,  подобрала специальные  подвижные игры . Такие игры как «Зеркало», «Веревочка», «Хлоп – топ» , «Догонялки», «Игры с мячом». Самое важное для мальчика сейчас, общение с другими детьми. Посредством игры , мы даем эталоны приветствия, прощания, просьбы. Все это проговаривается по несколько раз.

Впоследствии, и на занятиях  в группе  стали заметны результаты работы. Заходя в групповую  комнату, реагирует  на негромкую спокойную музыку, подбегает  к магнитофону,   очень эмоционально стал  реагировать  на физкультуру под музыку и музыкальные занятия.  Улучшилась крупная, мелкая моторика,  ребенок  стала усидчивее, но внимание остается  не устойчивое.

На сегодняшний день, мальчик успешно посещает  детский сад,  , где посещает занятия с логопедом, учителем – дефектологом, педагогом-психологом.

 Исходя, из  небольшого  опыта работы специалистов нашего учреждения, занимающихся с ребенком с кохлеарным имплантом, можно сделать вывод о том, что если ребенок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы слухопротезирования, включен в систему инклюзивного и интегрированного образования, он должен  и способен овладеть языком и успешно включиться в социум.

двух ситуациях:

          -  в  естественных  условиях,

дома,  на  улице,  в  гостях  и  пр.  В  этих  ситуациях  слуховое  восприятие  происходит

естественно,  непроизвольно.  Здесь  ведущая  роль  принадлежит  родителям  и  то,  как

активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха

имплантации:

         - во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти

занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных

ситуациях.

 Исследования  (И.В.  Королевой,  О.В.  Зонтовой  и  других),  практический  опыт

обучения  таких  детей  показывают,  что  успешность  их  реабилитации  зависит  от

эффективности  проводимой  коррекционной  работы,  собственной  мотивации,

личностных особенностей учащихся.  

           Наиболее  важными  являются  возраст  имплантации,  уровень  развития

остаточного  слуха  со  слуховым  аппаратом  и  речи  на  момент  имплантации,

интенсивность  занятий  с  педагогом  и  родителями  после  имплантации,  наличие  у

ребёнка дополнительных нарушений.

          Для занятий по РСВ в нача

двух ситуациях:

          -  в  естественных  условиях,

дома,  на  улице,  в  гостях  и  пр.  В  этих  ситуациях  слуховое  восприятие  происходит

естественно,  непроизвольно.  Здесь  ведущая  роль  принадлежит  родителям  и  то,  как

активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха

имплантации:

         - во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти

занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных

ситуациях.

 Исследования  (И.В.  Королевой,  О.В.  Зонтовой  и  других),  практический  опыт

обучения  таких  детей  показывают,  что  успешность  их  реабилитации  зависит  от

эффективности  проводимой  коррекционной  работы,  собственной  мотивации,

личностных особенностей учащихся.  

           Наиболее  важными  являются  возраст  имплантации,  уровень  развития

остаточного  слуха  со  слуховым  аппаратом  и  речи  на  момент  имплантации,

интенсивность  занятий  с  педагогом  и  родителями  после  имплантации,  наличие  у

ребёнка дополнительных нарушений.

          Для занятий по РСВ в нача

двух ситуациях:

          -  в  естественных  условиях,

дома,  на  улице,  в  гостях  и  пр.  В  этих  ситуациях  слуховое  восприятие  происходит

естественно,  непроизвольно.  Здесь  ведущая  роль  принадлежит  родителям  и  то,  как

активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха

имплантации:

         - во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти

занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных

ситуациях.

 Исследования  (И.В.  Королевой,  О.В.  Зонтовой  и  других),  практический  опыт

обучения  таких  детей  показывают,  что  успешность  их  реабилитации  зависит  от

эффективности  проводимой  коррекционной  работы,  собственной  мотивации,

личностных особенностей учащихся.  

           Наиболее  важными  являются  возраст  имплантации,  уровень  развития

остаточного  слуха  со  слуховым  аппаратом  и  речи  на  момент  имплантации,

интенсивность  занятий  с  педагогом  и  родителями  после  имплантации,  наличие  у

ребёнка дополнительных нарушений.

          Для занятий по РСВ в нача

−  подбор слова на заданный звук,

−  различение слов, похожих по звучанию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации Лепка нетрадиционная – пластилинография. По теме «Шары на ёлке»

Программные задачи: Образовательные: - закрепить навыки и умения лепки елки в технике пластилинография; - закрепить признаки зимы; - расширять представления детей о новогоднем празднике - познакомить ...

Опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации .

В статье представлен опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации....

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми после кохлеарной имплантации в процессе музыкальных занятий

Материал для ознакомления воспитателей и музыкальных руководителей с формами и методами работы с детьми после кохлеарной имплантации....

Выступление на РМО:« Индивидуальные и групповые занятия с ребенком после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Филимоновский детский сад».

laquo; Индивидуальные и групповые занятияс ребенком  после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Филимоновский детский сад» ⦁ Слайд Статисти...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения ребенка старшей группы после кохлеарной имплантации на тему "Транспорт"..

Тема: «Транспорт».Цель: формировать у ребенка представление о различных видах транспорта.Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизация звука «Р»;- уточнить знания ребенка...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

Одним из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество является кохлеарная имплантация (КИ)....