Выступление на РМО:« Индивидуальные и групповые занятия с ребенком после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Филимоновский детский сад».
материал
« Индивидуальные и групповые занятия
с ребенком после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Филимоновский детский сад»
⦁ Слайд Статистика. На 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3 детей с тотальной глухотой и тугоухостью 4-й степени.
На сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается более
12 млн. человек с нарушениями слухаимплантация в возрасте до 3-х лет – хорошие результаты при правильной организации реабилитации;
- имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от умеренных до хороших;
- имплантация в возрасте 7-15 лет - результаты от незначительных до хороших;
- имплантация в возрасте старше 15 лет – ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития, но развиваются коммуникативные навыки, улучшается качество жизни.
⦁ Слайд Актуальность.
В условиях успешных достижений медицины, появилась новая категория детей с нарушением слуха –дети с кохлеарнымиимплантами. При прохождение ПМПК таким детям присваивается статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно закону «Об образовании РФ» дети с отклонениями в развитии могут получать образование и в общеобразовательном детском саду.
⦁ Слайд.
В соответствие с ФГОС дошкольного образования коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и оказание им квалифицированной помощи в освоении программы и социальной адаптации.
4 слайд. Главной целью становится созданий условий , в которых для ребенка , не зависимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.
⦁ слайд
Период речевого развития после кохлеарной имплантации проходит 5-6 лет. То есть, с того момента, когда ребёнка имплантировали, мы начинаем считать возраст речевой. То есть он проходит период новорождённого ребёнка. Мы , практически вызываем звуки, мы ставим голос, потому что как такового голоса нет у ребёнка, здесь даже проблема в том, что он не может произнести правильно гласные. Это очень много работы и занимает очень большой срок.
Ребёнок после кохлеарной имплантации — это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе специалистов и воспитателей этой группы, так и, конечно же родителей.
Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это и речевые навыки, и двигательные навыки, и моторные, развивать высшие психические функции. В целом формировать гармоничную целостную личность. Одним словом, его нужно развивать так, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.
⦁ слайд
Мальчик пришел в детский сад в 2021 г. в с кохлеарнымимплантом в возрасте 3г 10 м .
⦁ слайд
Задача: педагога-психолога в детском саду помочь мальчику научиться жить в обществе сверстников и взрослых, т.е. стать социально-эмоционально компетентным.
При организации работы с таким ребенком, я постаралась использовать различные методы: это игротерапия, арт-терапия, психогимнастика.
Работу начала со знакомства с родителями и ребенком, с адаптации к новому месту. Володя, мальчик подвижный, активный, не усидчивый, с не устойчивым вниманием, испытывает трудности в точности и согласованности действий. Папа мальчика принимает активное участие в процессе воспитания, помогая при этом в достижении целей и задач занятий
⦁ слайд
На индивидуальных занятиях был выработан целый алгоритм действий:
- находиться со стороны импланта или перед ребенком;
- говорить простыми, повторяющимися фразами;
- стимулировать любые голосовые реакции ребенка и попытки говорить;
- использовать ситуации, побуждающие к голосовым реакциям, речи;
- относится к ребенку как к обычному, избегать опеки.
На занятиях активно использую такие игры, упражнения, как «Слушай», «Тук-тук», «Где звенит?», «Тихо - громко», музыкальные инструменты. Учу ребенка распознавать неречевые звуки: как гремит посуда, звонок телефона, как шумят машины, издаваемые звуки. Использую различные пальчиковые гимнастики, психогимнастики с движениями, артикуляционные гимнастики, «Шумящие коробочки», «Формы-вкладыши» различных вариантов, игры на соотнесение цвета и формы «Разложи шарики по цвету», «Вставь фигуры в прорези».
⦁ слайд
Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз
«Это ноги. Это руки. Это глазки.»
Выполнение инструкций.
«Покажи ноги. Покажи руки. Покажи глазки. У кого есть ноги? У кого есть лапы?»
⦁ слайд
Глухие дети накапливают словарный запас при использовании глобального чтения. Ребенку с КИ новые слова сначала предъявляют слухо-зрительно, а затем на слух.
Для развития двигательных навыков, сенсорного восприятия: ходьба по коврику с различным наполнением: узелки, шарики крупные и мелкие, по сенсорному коврику со следочками. Ребенок с удовольствием занимается, это снижается скованность, расслабляются мышцы, становятся более раскрепощенным эмоционально.
Спустя 4 месяца работы, стали замечать появление слабой, но реакции на действие . Володя стал садиться за стол , выдвигать стульчик, доставать карточки, игрушки, брать в руки и рассматривать картинки и книжки, это значит, ребенок начал спонтанно что – то понимать из речи, что очень радует воспитателей, и специалистов и родителей.
В группе среди детей, мальчик стал на общих занятиях проявлять активность. Учитывая, что отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, затрудняется восприятие мира и ограничиваются возможности его общения с окружающем , что отражается на его психомоторном и физическом развитии.
Большую часть времени ребенок находится в группе, среди детей и основное внимание ему уделяет воспитатель.
⦁ Слайд
Физическому воспитанию в процессе гармоничного развития ребенка с кохлеарнымиимплантами отводится важная роль. Как и у слышащих дошкольников оно направлено на укрепление здоровья, правильное физическое развитие, своевременное формирование двигательных навыков, основных двигательных качеств. Многие известные ученые (Ф.Фребель, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев) отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду.
Но у ребенка с нарушением слуха имеются ряд особенностей и трудностей в физическом развитии. Нарушение слухового восприятия вызывает специфические изменения, снижение двигательной памяти, произвольного внимания.
Состояние кохлеарной имплантации предполагает длительную слуховую и речевую реабилитацию ребенка с нарушением слуха. Самым важным моментом здесь является организация насыщенной речевой среды не только дома, но и в условиях группы детского сада, в ходе непосредственной образовательной деятельности по разделам программы ДОУ, в том числе и по физкультуре.
⦁ слайд
Любые подвижные игры, физические упражнения сопровождаются речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий, которые с ними будут производиться. Здесь на первый план выходит грамотное взаимодействие, специалистов, воспитателя и родителей Поэтому и подвижные игры я подобрала с учетом слуховых и речевых возможностей мальчика и они направлены на совершенствование его слухового восприятия и речи.
⦁ слайд
Игры соответствуют внутренним потребностям любого ребенка, а также создают оптимальную двигательную среду. Итак, подвижные игры, помогают малышу видеть, как я показываю движения и комментирую все вслух названия действий и движений. Я, как воспитатель, подобрала специальные подвижные игры. Такие игры как «Зеркало», «Веревочка», «Хлоп – топ» , «Догонялки», «Игры с мячом». Самое важное для мальчика сейчас, общение с другими детьми. Посредством игры , мы даем эталоны приветствия, прощания, просьбы. Все это проговаривается по несколько раз.
⦁ слайд
По мере овладения движениями Володя постепенно преодолевает отставание в моторике. Требования, предъявляемые к мальчику с нарушением слуха к концу дошкольного обучения, должны во многом совпадать с требованиями к нормально слышащим детям.
Хочу отметить, что создание благоприятных условий для развития ребенка с КИ в условиях ДОУ, учет индивидуальных, в том числе слуховых, возможностей ребенка, совместная планомерная работа воспитателей и родителей постепенно приносят небольшие, но результаты в дальнейшей успешной социализации ребенка.
⦁ слайд - 16 – 17
18 слайд
Впоследствии, и на занятиях в группе стали заметны результаты работы. Заходя в групповую комнату, реагирует на негромкую спокойную музыку, подбегает к магнитофону, очень эмоционально стал реагировать на физкультуру под музыку и музыкальные занятия. Улучшилась крупная, мелкая моторика, ребенок стала усидчивее, но внимание остается не устойчивое.
19 слайд
На сегодняшний день, мальчик успешно посещает детский сад, где посещает занятия с логопедом, учителем – дефектологом, педагогом-психологом.
Исходя, из небольшого опыта работы воспитателей и специалистов нашего учреждения, занимающихся с ребенком с кохлеарнымимплантом, можно сделать вывод о том, что если ребенок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы слухопротезирования, включен в систему инклюзивного и интегрированного образования, он должен и способен овладеть языком и успешно включиться в социум.
20 слайд
Литература
двух ситуациях:
- в естественных условиях,
дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит
естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как
активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха
имплантации:
- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти
занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных
ситуациях.
Исследования (И.В. Королевой, О.В. Зонтовой и других), практический опыт
обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от
эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации,
личностных особенностей учащихся.
Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития
остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации,
интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений.
Для занятий по РСВ в нача
двух ситуациях:
- в естественных условиях,
дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит
естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как
активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха
имплантации:
- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти
занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.
Исследования (И.В. Королевой, О.В. Зонтовой и других), практический опыт
обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от
эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации,
личностных особенностей учащихся.
Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития
остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации,
интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений.
Для занятий по РСВ в нача
двух ситуациях:
- в естественных условиях,
дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит
естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как
активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха
имплантации:
- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти
занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных
ситуациях.
Исследования (И.В. Королевой, О.В. Зонтовой и других), практический опыт
обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от
эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации,
личностных особенностей учащихся.
Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития
остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации,
интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений.
Для занятий по РСВ в нача
− подбор слова на заданный звук,
− различение слов, похожих по звучанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chtenie.docx | 8.13 КБ |
prezentatsiya_k_ped.chteniyu.pptx | 978.43 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Б. Солодова - воспитатель
« Индивидуальные и групповые занятия
с ребенком после кохлеарной имплантации в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Филимоновский детский сад»
- Слайд СтатистикаНа 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3 детей с тотальной глухотой и тугоухостью 4-й степени.
На сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается более
12 млн. человек с нарушениями слухаимплантация в возрасте до 3-х лет – хорошие результаты при правильной организации реабилитации;
- имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от умеренных до хороших;
- имплантация в возрасте 7-15 лет - результаты от незначительных до хороших;
- имплантация в возрасте старше 15 лет – ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития, но развиваются коммуникативные навыки, улучшается качество жизни.
- Слайд Актуальность.
В условиях успешных достижений медицины, появилась новая категория детей с нарушением слуха –дети с кохлеарнымиимплантами. При прохождение ПМПК таким детям присваивается статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно закону «Об образовании РФ» дети с отклонениями в развитии могут получать образование и в общеобразовательном детском саду.
- Слайд.
В соответствие с ФГОС дошкольного образования коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и оказание им квалифицированной помощи в освоении программы и социальной адаптации.
4 слайд Главной целью становится созданий условий , в которых для ребенка , не зависимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.
- слайд
Период речевого развития после кохлеарной имплантации проходит 5-6 лет. То есть, с того момента, когда ребёнка имплантировали, мы начинаем считать возраст речевой. То есть он проходит период новорождённого ребёнка. Мы , практически вызываем звуки, мы ставим голос, потому что как такового голоса нет у ребёнка, здесь даже проблема в том, что он не может произнести правильно гласные. Это очень много работы и занимает очень большой срок.
Ребёнок после кохлеарной имплантации — это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе специалистов и воспитателей этой группы, так и, конечно же родителей.
Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это и речевые навыки, и двигательные навыки, и моторные, развивать высшие психические функции. В целом формировать гармоничную целостную личность. Одним словом, его нужно развивать так, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.
- слайд
Мальчик пришел в детский сад в 2021 г. в с кохлеарнымимплантом в возрасте 3г 10 м .
- слайд
На индивидуальных занятиях был выработан целый алгоритм действий:
- находиться со стороны импланта или перед ребенком;
- говорить простыми, повторяющимися фразами;
- стимулировать любые голосовые реакции ребенка и попытки говорить;
- использовать ситуации, побуждающие к голосовым реакциям, речи;
- относится к ребенку как к обычному, избегать опеки.
- слайд
Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз
«Это ноги. Это руки. Это глазки.»
Выполнение инструкций.
«Покажи ноги. Покажи руки. Покажи глазки. У кого есть ноги? У кого есть лапы?»
- слайд
Глухие дети накапливают словарный запас при использовании глобального чтения. Ребенку с КИ новые слова сначала предъявляют слухо-зрительно, а затем на слух.
Для развития двигательных навыков, сенсорного восприятия: ходьба по коврику с различным наполнением: узелки, шарики крупные и мелкие, по сенсорному коврику со следочками. Ребенок с удовольствием занимается, это снижается скованность, расслабляются мышцы, становятся более раскрепощенным эмоционально.
Большую часть времени ребенок находится в группе, среди детей и основное внимание ему уделяет воспитатель.
- Слайд
Физическому воспитанию в процессе гармоничного развития ребенка с кохлеарнымиимплантами отводится важная роль. Как и у слышащих дошкольников оно направлено на укрепление здоровья, правильное физическое развитие, своевременное формирование двигательных навыков, основных двигательных качеств. Но у ребенка с нарушением слуха имеются ряд особенностей и трудностей в физическом развитии. Нарушение слухового восприятия вызывает специфические изменения, снижение двигательной памяти, произвольного внимания.
Состояние кохлеарной имплантации предполагает длительную слуховую и речевую реабилитацию ребенка с нарушением слуха. Самым важным моментом здесь является организация насыщенной речевой среды не только дома, но и в условиях группы детского сада, в ходе непосредственной образовательной деятельности по разделам программы ДОУ, в том числе и по физкультуре.
- слайд
- Любые подвижные игры, физические упражнения сопровождаются речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий, которые с ними будут производиться.
- слайд
Игры соответствуют внутренним потребностям любого ребенка, а также создают оптимальную двигательную среду. Итак, подвижные игры, помогают малышу видеть, как я показываю движения и комментирую все вслух названия действий и движений. Я, как воспитатель, подобрала специальные подвижные игры. Такие игры как «Зеркало», «Веревочка», «Хлоп – топ» , «Догонялки», «Игры с мячом». Самое важное для мальчика сейчас, общение с другими детьми. Посредством игры , мы даем эталоны приветствия, прощания, просьбы. Все это проговаривается по несколько раз.
- слайд
По мере овладения движениями Володя постепенно преодолевает отставание в моторике. Требования, предъявляемые к мальчику с нарушением слуха к концу дошкольного обучения, должны во многом совпадать с требованиями к нормально слышащим детям.
Хочу отметить, что создание благоприятных условий для развития ребенка с КИ в условиях ДОУ, учет индивидуальных, в том числе слуховых, возможностей ребенка, совместная планомерная работа воспитателей и родителей постепенно приносят небольшие, но результаты в дальнейшей успешной социализации ребенка.
- слайд - 16 – 17
18 слайд
Впоследствии, и на занятиях в группе стали заметны результаты работы. Заходя в групповую комнату, реагирует на негромкую спокойную музыку, подбегает к магнитофону, очень эмоционально стал реагировать на физкультуру под музыку и музыкальные занятия. Улучшилась крупная, мелкая моторика, ребенок стала усидчивее, но внимание остается не устойчивое.
19 слайд
Исходя, из небольшого опыта работы воспитателей и специалистов нашего учреждения, занимающихся с ребенком с кохлеарнымимплантом, можно сделать вывод о том, что если ребенок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы слухопротезирования, включен в систему инклюзивного и интегрированного образования, он должен и способен овладеть языком и успешно включиться в социум.
20 слайд
Литература
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статистика На 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3 детей с тотальной глухотой и тугоухостью 4-й степени. На сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха . имплантация в возрасте до 3-х лет – хорошие результаты при правильной организации реабилитации; имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от умеренных до хороших; имплантация в возрасте 7-15 лет - результаты от незначительных до хороших; имплантация в возрасте старше 15 лет – ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития, но развиваются коммуникативные навыки, улучшается качество жизни .
Актуальность В условиях успешных достижений медицины, появилась новая категория детей с нарушением слуха – дети с кохлеарными имплантами . При прохождение ПМПК таким детям присваивается статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Согласно закону «Об образовании РФ» дети с отклонениями в развитии могут получать образование и в общеобразовательном детском саду .
В соответствие с ФГОС дошкольного образования коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и оказание им квалифицированной помощи в освоении программы и социальной адаптации.
Главной целью становится созданий условий , в которых для ребенка , не зависимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.
Задача педагога-психолога в детском саду помочь мальчику научиться жить в обществе сверстников и взрослых, т.е. стать социально-эмоционально компетентным.
Глухие дети накапливают словарный запас при использовании глобального чтения. Ребенку с КИ новые слова сначала предъявляют слухо -зрительно, а затем на слух.
Физическому воспитанию в процессе гармоничного развития ребенка с кохлеарными имплантами отводится важная роль. Как и у слышащих дошкольников оно направлено на укрепление здоровья, правильное физическое развитие, своевременное формирование двигательных навыков, основных двигательных качеств.
Мы уделяем максимальное внимание развитию слухового восприятия (как на индивидуальных занятиях, так и в условиях работы со всей группой)
Физическому развитию в процессе развития ребенка с кохлеарным имплантом отводится важная роль, особенно подвижным играм.
Отличительная черта занятий с таким ребенком — их игровая форма и разнообразие видов деятельности
Впоследствии, и на занятиях в группе стали заметны результаты работы. Заходя в групповую комнату, реагирует на негромкую спокойную музыку, подбегает к магнитофону, очень эмоционально стал реагировать на физкультуру под музыку и музыкальные занятия. Улучшилась крупная, мелкая моторика, ребенок стала усидчивее, но внимание остается не устойчивое.
Выводы Современные модели кохлеарных имплантов обеспечивают хорошее восприятие речи, облегчающее социальную реабилитацию детей. На сегодняшний день, мальчик успешно посещает детский сад, группу компенсирующей направленности, где проходят занятия с логопедом, учителем – дефектологом, педагогом-психологом.
Литература , которая помогает в работе Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г. Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов - Санкт-Петербург: КАРО, 2011 . Королева Н.И «Учусь слушать и говорить» http://www.istok-cochlear.ru Реабилитация детей школьного возраста в условиях семьи после проведения кохлеарной имплантации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового трегнинга по формированию положительного эмоционального отношения к обучению в школе «Труд и игра-наши лучшие друзья!» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности МБДОУ детский сад комбинированного вида «Родничок»
Данный игровой тренинг разработан для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности....
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...
Карта развития жизненных компетенций детей группы компенсирующей направленности МБДОУ №__
Форма карты обследования уровня сформированности жизненных компетенций детей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Сценарий праздника: « Звук, ты, мой друг» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад «Малышок» Подготовила: учитель-логопед Забавко С.И
Занятие преднозначенно для подведения итогов и демонстрации знаний детей в конце года....
Аналитическая справка об участии воспитателя Сафроновой Ольги Николаевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности "МБДОУ Д/с № 56"
Анализ развивающей предметно - пространственной среды группы компенсирующей направленности МБДОУ "Д/с № 56". Воспитатель Сафронова О.Н....
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»...
Конспект индивидуального занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с ЗПР ( РАС) дошкольного возраста в ходе совместной деятельности...