Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
статья по логопедии (средняя группа) на тему
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имплантом, поступающих на обучение в логопедические группы детского сада. Рассматривается вопрос о успешной абилитации детей с КИ. Представлены основные виды работы с детьми с КИ на разных этапах развития речи и слуха детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota posle KI.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Логопеда ГДОУ ЦРР детского сада «Кудесница»
г. Санкт –Петербурга
Вдовенко М.О.
«Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада».
2011год
В последнее время быстро развивается кохлеарная имплантация как наиболее эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дц, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать - для этого детям после КИ надо научиться различать, узнавать речевые сигналы – фонемы, слоги, слова, накопить в памяти образы этих символов, развить навыки произношения этих звуков, соединения их в слоги и слова, сформировать навыки управления голосом, речевым дыханием. Наконец ребенок должен овладеть всей системой родного языка: лексикой, фонетикой, морфологией, синтаксисом.
Поэтому детям после КИ необходима длительная реабилитация. Возникает вопрос о том, где лучше осуществлять коррекционную работу. В сурдопедагогике накоплен большой опыт по восприятию слухового восприятия, детям после КИ необходимы занятия с сурдопедагогом. Вместе с тем, детям после КИ необходимо находиться среди говорящих детей и взрослых, чтобы создать эталоны звуков, слов, фраз.
Чаще всего дети после КИ попадают в логопедическую группу детского сада. Однако, оказавшись в речевой группе через несколько месяцев ребенок после КИ еще не понимает речи окружающих. Дети и взрослые логопедической группы так же не понимают детей с КИ, не владеют жестовой речью. Такой ребенок выпадает из общего образовательного процесса. Поэтому разработка технологии совместного обучения и воспитания детей с КИ в дошкольных учреждениях становиться наиболее важной в настоящее время.
Один из актуальных вопросов этой технологии – это взаимодействие работы учителя - дефектолога/сурдопедагога и учителя логопеда в группах совместного обучения и воспитания детей с КИ и логопатов. Слухоречевая абилитация детей после КИ является новым и недостаточно освоенным направлением работы как для логопедов, так и для сурдопедагогов. В логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми, имеющими различную речевую патологию: сенсомоторную алалию, дизартрию. Накоплен большой опыт работы не только по коррекции звукопроиз- ношения, но и по развитию всех компонентов речи: лексики, грамматического строя речи, связной речи, фонематических процессов. Вместе с тем, логопеды не знают особенностей коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Учителя дефектологи обладают системой работы по развитию слухового внимания и восприятия, формированию навыков ранней коммуникации, развитию слухоречевой памяти у детей с нарушением слуха. Владеют жестовой речью, позволяющей установить контакт с не говорящими детьми. Поэтому для достижения наибольшего эффекта в коррекционной работе с детьми после КИ необходима совместная работа сурдопедагога и логопеда.
Для выработки правильной стратегии коррекционной работы необходимо обследование слуха и речи ребенка с КИ. Специалисты проводят совместное обследование методом наблюдения за ребенком в процессе общения со сверстниками, родителями, опроса, анкетирования родителей, сотрудников группы. Сурдопедагог обследует слуховое восприятие. Логопед проводит традиционное логопедическое обследование, которое дает сведения о развитии всех компонентов речи ребенка: фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе. В результате анализа данных обследования устанавливается уровень речевого и слухового развития ребенка с КИ. В дошкольные логопедические группы поступают с разным уровнем коммуникативной компетенции:
- Довербальные дети, у которых отсутствуют или имеются ограниченные навыки ранней коммуникации, предшествующие устной речи. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых и указательных жестов. Для обозначения своего состояния дети используют крики, плач, эмоциональные звуки. Отсутствуют понимание речи, потребность в диалоге.
- Дети, начинающие использовать в речи аморфные слова, состоящие из одного, двух слогов. Они понимают небольшой набор бытовых инструкций, реагируют на собственное имя.
- Дети с функциональной речью. Собственная речь детей представлена простыми предложениями из двух, трех аморфных слов. Навыки словоизменения и словообразования не доступны. Звукослоговая структура слов сильно искажена. Лексически запас крайне беден. Понимание речи в рамках бытовой ситуации.
Коррекционная работа строится с учетом уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы, составляется карта индивидуального маршрута, определяется содержание деятельности каждого специалиста.
Учитель - дефектолог | Учитель - логопед |
I этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.
II этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ. Учитель-дефектолог учит:
3 этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ. Учит:
| I этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.
II этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.
3 этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ. Продолжает работу:
- учит пересказывать корот- кие рассказы, сказки с опо- рой на наглядность. - составлять рассказы – опи- сания по картинкам, по планам – схемам. |
Таким образом, учитель – дефектолог в своей работе большее внимание уделяет развитию слухового восприятия, учит знавать, различать и опознавать на слух неречевые и речевые звуки; слова, словосочетания, фразы, тексты. Учитель – логопед большее внимание уделяет развитию произносительной стороны речи: вызыванию и постановке звуков, накоплению активного словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматического строя речи. Только совместная работа учителя сурдопедагога и учителя логопеда позволяет достичь оптимальных результатов в абилитации детей после кохлеарной имплантации.
Учитель – логопед Вдовенко М.О.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»
В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации
В современных условиях мы ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.
Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми после кохлеарной имплантации в процессе музыкальных занятий
Материал для ознакомления воспитателей и музыкальных руководителей с формами и методами работы с детьми после кохлеарной имплантации....
РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»
Одним из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество является кохлеарная имплантация (КИ)....
Коррекционная работа с детьми после кохлеарной имплантации.
В материале описываются пути коррекционной работы с детьтми после кохлеарной имплантации....
Комментарии
работа с детьми после КИ