Презентация на тему "Фонематическая сторона речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике
В презентации изложена последовательность работы логопеда по преодолению нарушений фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_fonematicheskaya_storona_rechi.pptx | 72.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонетико-фонематическое недоразвитие Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в следствие дефектов восприятия и произношения фонем. Это незаконченность процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, обнаруживающаяся в ряде особенностей произношения звуков.
Признаки ФФН А морфное , неотчетливое произнесение ряда звуков; Н едифференцированное произнесение пар или групп звуков; З амены более простыми по артикуляции звуками; Н естойкое употребление в речи, смешение; Нарушение слоговой структуры слова
Фонематический слух – сенсорная основа нашей речи Он начинает формироваться очень рано: 2 недели – реакция на звуки, шумы, в том числе голос; 3-4 недели – выделяет речь человека от других звуков; 3 месяца – развивается речевой слух; 8 месяцев – понимание связи «предмет – слово»; 9-10 месяцев – первые усеченные слова; 1 год – произносит 8-10 слов; к 2 годам становление фонематического слуха завершается, различает все звуки; 2,5-3 года – совершенствуется узнавание и различение слов, близких по звуковому составу (зуб – суп); 3.5 года – различает и выделяет звук; 4 года – различает и выделяет слог; 4.5 – 5 лет – различает и выделяет первый и последний звук; 6 лет - звуковой анализ Фонематический слух - это умение слышать звуки речи.
Фонематическое восприятие - это умение вслушиваться в состав слова и анализировать его. Без полноценного восприятия фонем, без четкого различения невозможно их правильное произнесение. Развивая фонематическое восприятие, необходимо сформировать умения: различать сходные фонемы на слух (пассив); различать сходные фонемы в произношении (актив); контролировать свое произношение на уровне слога. слова. предложения; сравнивать свою речь с речью окружающих
Развитие фонематического восприятия Этапы логопедической работы: узнавание неречевых звуков; различение высоты. силы, тембра голоса, голосовая дифференциация на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа
I этап Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: шумовые звуки окружающей среды, звуки игрушек, предметов, звукоимитации , звукоподражания.
II этап Умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова; звучание голоса, игрушек, сказочных персонажей, голосов друзей (близко – далеко, тихо – громко)
III этап Различение слов близких по звуковому составу: коза – коса; бумага – бумака – пумага – тумака; подбор слов: дом – том - ком – сом; различение неправильно произносимых слов: пыба – родка – шумка подбор слов на две группы звуков: с-з, ш-ж и др ; придумывание слов на данный звук
IV этап Различение слогов: лишний слог: на-на-па-на (выделение); последовательность: па-па-ба (запоминание); наличие данного слога: за- са - ца - ца -за- са (определение);
V этап Дифференциация фонем: различение, выделение, запоминание, подбор, повторение, сравнение звуки: ы-и, и-и, а-я, ц-ч, ч-ч, ж-ж, з-ж и т.п. звуковые ряды: ау, уа , иа , ауи , иуа , птк , ткп ряды слов: дом, кот, мак выделение заданного звука из звукового ряда: «А» – а, у, о, а, ы, а… «К» – т, п, н, к, ф, ц, к…
VI этап Развитие навыков элементарного звукового анализа определить, запомнить, повторить, сравнить, выделить, подобрать, различить: количество слогов, гласных звуков, согласных звуков; выработать умение анализировать звуковой состав односложных и двусложных слов, состоящих из прямых , обратных, открытых и закрытых слогов ; слова сложной слоговой структуры : уделяя особое внимание различению, выделению и произношению поставленного звука - прямой и закрытый « вет -ка», - со стечением « кни -га, волк», - многосложные « мо - ло -ток» ; уточнять в словах артикуляцию – учить находить нужный звук в слове : начало-конец-середина и место звука в слове Поставленный звук интенсивно закрепляется в устной речи путем проговаривания слов, фраз, рассказов и т.д.
Принципы развития фонетико-фонематических представлений переходить от легких элементов артикуляции и фонематического воспроизведения к более трудным ; использовать речевой материал, где не встречаются звуки , близкие к тем, над которыми ведется работа в данный момент; начинать работу над несколькими звуками одновременно, если нарушение произношения распространяется на звуки разных несходных фонематических групп (например [ ш ] и [ к ] ); целесообразно чередовать работу над звуками разных фонематических групп (например, закрепив [ ш ] , перенести акцент на [ к ] , затем [ ш ] исключить и заняться постановкой [ ж ] , а к продолжать закреплять, затем [ к ] исключить и начать дифференциацию [ ш ] – [ ж ] ); развитие звукового анализа должно протекать систематически и последовательно с одновременным закреплением поставленных звуков ; закрепление знаний по постановке и развитию фонематического слуха проводится на речевом материале весь звуковой состав которого правильно произносится ребенком; усложнять слоговую структуру слова и звуковой состав с постепенным возрастанием насыщенности в словах звуков, которые были нарушены .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ".
Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), I часть....
Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ", II часть.
Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), IIчасть....
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...
Презентация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»
Все мы знаем, что речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ...
Презентация: "Особенности просодической стороны речи у людей с заиканием"
Презентация: "Особенности просодической стороны речи у людей с заиканием"...