Мастер - класс для педагогов ДОУ: «Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Вашему вниманию хочу представить мастер - класс"Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_muhina_e.g.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов ДОУ
«Здоровьесберегающие аспекты профилактики
и сохранения зрения»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с упражнениями зрительной гимнастики и методикой их проведения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Разрешите представить вам мастер-класс по теме: «Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения»
Прежде чем, мы начнём рассматривать вопросы профилактики и сохранении зрения, я хочу вас познакомить с теми приёмами в работе, которыми владею сама. Когда я приступила к решению данной проблемы, мне необходимо было понять, как видят дети с различными зрительными нарушениями. Я надела очки с заклеенными стёклами и ощутила себя слабовидящим ребёнком. Вы можете испытать эти ощущения вместе со мной
- Что вы чувствуете? (Спросить у педагогов, что они ощущают)
- Совершенно с вами согласна. Да, дети с нарушениями зрения видят фрагментарно, ограниченно
- Скорее всего, дискомфорт, тревогу, неудобство.
Так видят люди с различными дефектами зрения.
Дошкольный возраст – это особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Высокие зрительные нагрузки, детей ставшие нормой, провоцируют появление проблем со зрением, что значительно снижает качество жизни.
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются зрительная гимнастика и упражнения.
Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми и замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярно проводимая гимнастика для глаз, так называемая физминутка, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.
Со своими детками мы проводим различные виды гимнастик: с атрибутами, с индивидуальными пособиями, гимнастика для детей в стихах, с использованием ИКТ и др.
Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скоррегировать проблемы.
Я познакомлю вас с условиями, которые необходимо соблюдать при проведении зрительной гимнастики.
Длительность проведения зрительной гимнастики зависит от возраста детей– 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
Упражнений зрительной гимнастики множество
Сейчас мы с вами научимся делать упражнения зрительной гимнастики, которые не требуют особой подготовки, удобны и эффективны и в использовании.
Прежде чем выполнять упражнения:
- снимите очки, если они у вас есть.
-сядьте прямо, не напрягайтесь, опустите и расслабьте плечи, зафиксируйте положение головы, в противном случае будут работать мышцы шеи, а не глаза.
следите за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным
- сосредоточьте все внимание на глазах
Упражнение 1 . Повороты глаз.
Цель этого упражнения: развитие и укрепление глазодвигательных мышц.
Давайте попробуем его выполнить. Следите за движением моей руки. (Выполняем)
Следующий вид упражнение – моргание.
Цель этого упражнения – усиление кровообращения глаз и укрепление мышц век. Быстро отрываем и закрываем глаза в течение 2 секунд. Спасибо! После упражнения полезно закрыть глаза, расслабиться, дыхание ровное, свободное.
3. Упражнение «Прищепочки».
Этим упражнением мы обеспечиваем приток крови к глазам.
Указательным и большим пальцами обеих рук прищипываем брови в направлении от внутреннего края глаза к внешнему. Попробуйте выполнять вместе со мной. Почувствовали, как тепло стало бровям?
4. Рисование носиком.
Давайте представим, что на кончике вашего носа находится карандаш. Волшебный «нос-карандаш» может нарисовать любую картинку. Это очень важный инструмент, который поможет побороть вам вредную привычку смотреть неподвижно, что вызывает напряжение и ухудшение зрения. Свободно двигая головой, обведите контур. Начинаем обводить от звездочки слева -направо.
5. Метка на стекле.
Вот эта метка. Она должна находиться на расстоянии 25-30 см от вас.
Цель упражнения – снятие зрительного утомления, тренировка умения четко фокусировать изображение предмета.
Вы должны по команде переводить взгляд с метки до стены.
Для того чтобы детям легче было запомнить упражнения зрительной гимнастики можно применять стихотворные формы словесных подсказок.
Предлагаю вместе со мной сделать упражнения.
Я читаю текст, а вы выполняйте движения, согласно текста.
« Веселая неделька»
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна;
(снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна;
(снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки;
(упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.
(Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;
(совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый
(совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
В настоящее время широко используются так называемые электронные физкультурные минутки для глаз
Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки для глаз проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов на экране
Хочу посоветовать всем педагогам ежедневно включать зрительную гимнастику с детьми в образовательную деятельность для профилактики нарушений зрения. Гимнастика может быть полезна детям любого возраста и взрослым.
Я надеюсь, что вы в практике своей работы будете использовать различные комплексы зрительных гимнастик.
Закончить нашу встречу нам хочется стихотворением Алёны Глазовой:
Взгляните в детские глаза!
Когда тоска и груз забот...
Там сказки свет и чудеса,
Там вся вселенная живёт.
Взгляните в детские глаза!
Лишь только время подвернётся.
Улыбка ваша иль слеза
В глазах ребёнка отзовётся.
Взгляните в детские глаза,
Когда хотите ощутить,
Всё, что словами не сказать,
Всё, для чего есть смысл жить.
Взгляните в детские глаза!
Пусть ваше сердце громче бьётся!
Глаз детских свет забыть нельзя,
Тот свет, пусть с вами остаётся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
"Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения"
Уважаемые коллеги. Разрешите представить ва мастер-класс по теме " Здоровье сберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения" Цель мастер-класса: познакомить педагогов с упрпажнениями зр...
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...
«Здоровьесберегающие аспекты профилактики и сохранения зрения»
Консультация по проблемам сохранения и укрепления зрения детей в концепции модернизации российского образования...
Мастер-класс для педагогов «Использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей»
Мастер-класс для педагогов на МО района...