ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2021-2022 учебный год
материал (средняя группа)
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 73.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПО ТЕМЕ
«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
на 2021-2022 учебный год
Воспитатель : Якунова Н.В.
Цель | Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала. | |
Задачи |
| |
Гипотеза. | Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме создает условия для всестороннего развития детей, развития творческих способностей ребенка | |
Актуальность | Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие. Одним из видов творчества является рисование. Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. | |
Планируемые результаты | У детей:
У педагога: - повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования; У родителей: - повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах. Для ДОУ/группы: - будет составлена картотека «Нетрадиционные техники рисования»: - пополнена предметно-развивающей среды (зона художественно-эстетического развития). | |
Принципы саморазвития | Доступность, непрерывность, взаимосвязь, соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ | |
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме |
| |
Перспективы при продолжении работы на следующий год | Продолжить работу по теме «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Продолжить подборку картотеки по данной теме; Изучить новинки методической литературы; В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных выставок творческих работ | |
Срок реализации программы | 1сентября 2016г по 1 сентября 2017г.(один год) | |
Форма самообразования | Индивидуальная | |
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Изучение литературы по теме; уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС; разработка и апробирование на практике авторской программы по художественно- эстетическому развитию с использованием нетрадиционных материалов «Кисточка и карандашик»; посещение ОД воспитателей и специалистов своего ДОУ; выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях; самоанализ и самооценка ОД в своей группе; внесение необходимых корректив. | |
Учет возможных рисков | Возможные риски: - Недостаточное количество материалов для различных техник рисования. - Непонимание важности проблемы родителями | Механизм их преодоления: - Подготовить совместно с родителями различных материалов для рисования - Проведение индивидуальных консультаций с родителями. |
№ | Этап самообразования | Цель | Форма работы | Сроки | Практические выводы |
1 | Подготовительный этап Аналитико-диагностический. | Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме. | Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | Август - сентябрь 2016г | Список нормативных документов, психолого-педагогических, научно- методической литературы |
Анализ ситуации по выбранной проблеме. Изучение теоретических основ развития речи дошкольников, на основе методических разработок авторов | Результат мониторинг | ||||
Изучение вопросов организации и проведения НОД, составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток на тему «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка» | консультации, рекомендации, брошюры, памятки -конспекты НОД | ||||
Составление плана самообразования и перспективного плана работы с детьми и родителями | План самообразования и перспективный план работы и родителями | ||||
2 | Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала). | Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками | Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми интегрированные Од художественно- эстетический направленности с применением рисования нетрадиционными техниками | Октябрь 2016 - июль 2017 | Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. |
- Разработка и апробирование в ДОУ авторской программы по художественно- эстетический направленности с применением нетрадиционной техники «Кисточка и карандашик» с детьми 3-5 лет - - составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития | Авторская программа по художественно- эстетический направленности с применением нетрадиционной техники «Кисточка и карандашик» с детьми 3-5 лет | ||||
Составление картотеки «Нетрадиционные техники рисования» | Картотека «Нетрадиционные техники рисования» | ||||
формирование и оформление методической копилки | Подборка практической работы по данной теме : картотеки, Дидактические игры | ||||
Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования | схемы, модели, алгоритмы | ||||
Создать презентации по теме самообразования | Презентация «Мы рисуем» | ||||
Обогащение ПРС зоны художественно- эстетической направленности в группе ДОУ | Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет) | ||||
Участие личное педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах ДПТ | Фотовыставки, выставки творческих работ, альбом «Наши достижения» | ||||
3 | Заключительный этап. | Диагностика. Мониторинг. | Обобщить опыт работы по теме самообразования «Художественно- эстетического развития детей через применение нетрадиционных материалов» | Август 2017 | Мониторинг Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога» |
Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта. | Доклад, статья | ||||
Мастер – класс. «Художественно- эстетическое развитие детей через применение нетрадиц. материалов» | Конспект мастер-класса | ||||
Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме) | Доклад | ||||
Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования. | Фотоотчет |
План работы с детьми и родителями в рамках самообразования по теме
№ п/п | Период | Содержание работы | Цель | Результат |
Работа с детьми | ||||
Август Сентябрь | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало года | Мониторинг Заполнение таблицы наблюдения за детьми | |
Презентация: «Нетрадиционные техники рисования». | Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования | Оформление презентации | ||
Упражнять в технике рисования ладошкой, | закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество; | Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ладошкой» | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет». | Цель. Развивать творческое воображение, мелкую моторику; | Дидактическая игра «Составь букет». | ||
Октябрь | Презентация «Необычное и увлекательное рисование» | Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования | Оформление презентации | |
Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография моторику. | Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение | Карточка- образец «Техника нетрадиционного рисования пластилинография» | ||
Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери радугу». | Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение | Дидактическая игра «Собери радугу». | ||
Ноябрь | Картотека нетрадиционных техник рисования | Закреплять знания детей с нетрадиционными техниками рисования | Оформление картотеки нетрадиционных техник рисования | |
Совместная творческая деятельность педагога Рассматривание иллюстраций, фотографии , рисунков на тему «Цветы» и беседа «Как можно изобразить цветы нетрадиционными методами рисования» | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление умения применять для создания продуктов деятельности нетрадиционных техник рисования. | Рассматривание иллюстраций, разработка плана беседы | ||
Продолжать упражнять в технике печатания пробкой | Развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования пробкой» | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор». | Развивать творческое воображение, мелкую моторику; | Дидактическая игра «Составь узор». | ||
Декабрь | Совместный праздник с родителями «Новый год» изготовление рисунков нетрадиционными техниками рисования для оформления группы | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Совместный праздник «Новый год». Оформление предметно- развивающейся среды группами к празднику | |
Познакомить с техникой рисования манкой(солью, сахаром, крупой), | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования крупой, солью, сахаром, солью, манкой | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». | Формировать умение располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета спектра | Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». | ||
Январь | Рассматривание презентации на тему «Снежные узоры на окне» | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Оформление презентации | |
Познакомить с техникой печатания кляксографией | Познакомить с техникой печатания кляксографией развивать чувство цвета | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования кляксографией» | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение | Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | ||
Февраль | Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Составление картотеки творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности | |
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?» | Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение | Дидактическая игра «Какого цвета предмет?» | ||
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику; | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ватными палочками» | ||
Март | Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «Цветы для мамы» | Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов; закреплять умение работать в коллективе | Презентация стенгазеты «Цветы для мамы» | |
Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». | Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета; | Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». | ||
Апрель | Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «День космонавтики» | Закрепить умение работать в коллективе .формировать социально-коммуникативные навыки | Презентация стенгазеты «День космонавтики» | |
Просмотр презентации «Народное декоративно- прикладное творчество | Прививать любовь к Родине, формировать умение видеть прекрасное а ДПТ | Оформление презентации | ||
Май | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец года | Мониторинг Заполнение таблицы наблюдения за детьми | |
Оформление фотоальбома «Мы рисуем» | Создание эмоционального фона детей , психологического комфорта | Презентация фотоальбома «Мы рисуем» | ||
Июнь | Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» | Создание эмоционального фона детей , психологического комфорта | Презентация альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» | |
Рисование во время прогулки песком на деревянных планшетах | Создание эмоционального фона детей, творческого воображения | Рисунки на деревянных планшетах | ||
Июль | Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорису-ка». | Развивать творческое воображение, мелкую моторику; | Дидактическая игра «Дорисуй-ка». | |
Рисование на асфальте мелками | Развивать творческое воображение, мелкую моторику; | Рисунки на асфальте | ||
Август | Беседа с детьми о нетрадиционных техниках рисования | Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник рисования на конец года | Мониторинг Составление плана –конспекта беседы Выводы по знаниям детей о нетрадиционных техниках рисования | |
В течение года. | Реализация Программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, | Знакомить детей с новыми нетрадиционными методами рисования, развивать творческое воображение | Программа по доп. образованию художественно – эстетической направленности, | |
В течение года. | Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать творческое воображение | Методики по ХЭ деятельности | |
В течение года. | Создать серию занятий по нетрадиционной технике рисования по лексическим темам | Формировать у детей знания о нетрадиционных методах рисования, развивать творческое воображение | Конспекты ОД по нетрадиционной технике рисования по Программе | |
В течение года. | Выставки детских работ выполненных по нетрадиционным техникам | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать эмоциональный фон | Выставки детских работ выполненных с применением нетрадиционных техник рисования | |
Работа с родителями | ||||
Сентябрь | Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало года, уровньформирования у родителей знаний о нетрадиционных техниках рисования | Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей | |
Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей детей» | Рассказать родителям о их родителей в развитии творческих способностей детей | Родительское собрание Конспект родительского собрания | ||
Презентация Картотека нетрадиционных техник рисования | Познакомить родителей с разнообразием нетрадиционных техник рисования | Презентация Картотеки нетрадиционных техник рисования | ||
Презентация Программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности с применением нетрадиционных материалов «Кисточка и карандашик» | Познакомить родителей с авторской Программой по дополнительному образованию нетрадиционных материалов «Кисточка и карандашик» | Презентация Программы | ||
Октябрь | Мастер-класс «Увлекательное рисование» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | Конспект мастер-класса , продукты творческой деятельности родителей | |
Создание клуба «Родительская гостиная» Составить план работы клуба. Гостиная для родителей «Творим вместе» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования. Решение интересующих родителей проблем художественно-эстетического развития детей | заседание клуба «Родительская гостиная» план работы клуба. | ||
Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | ||
Ноябрь | Презентация «Необычное и увлекательное рисование | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | Оформление презентации | |
Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для родителей | Конспект мастер-класса , продукты творческой деятельности родителей | |||
Папка передвижка «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры» | Папка передвижка «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры» | |||
Декабрь | Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». | |
Совместный праздник «Новый год» Изготовление атрибутике к Новогоднему празднику с применением нетрадиционных материалов и техник | Формирование эмоционального фона в группе , умение работать в коллективе закреплять взаимоотношения с родителями | Совместный праздник «Новый год», готовые атрибуты к празднику | ||
Январь | Клуб «Родительская гостиная» «Рождественские колядки» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования. Решение интересующих родителей проблем художественно-эстетического развития детей | заседание клуба «Родительская гостиная» план работы клуба. | |
Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | папки-передвижки | ||
Февраль | Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности | Оформление картотеки | ||
Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Изготовление памятка для родителей | |||
Март | Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Повышение знаний родителей по проблеме самостоятельной изобразительной деятельности детей | Рекомендация для родителей | |
Совместное развлечение с детьми «Красавица Весна» Изготовление атрибутов к празднику | Формирование эмоционального фона в группе , умение работать в коллективе закреплять взаимоотношения с родителями | Конспект развлечения «Красавица Весна». | ||
Апрель | Консультация для родителей «Психология и творчество» | Повышение знаний родителей о влиянии творческой деятельности на психологическое развитие детей | Конспект для родителей | |
Май | Конкурс «Лучшее портфолио дошкольника» | Формирование эмоционального фона и гордости за достижения своего ребенка | Портфолио дошкольника документы за участие в конкурсе | |
Июнь | Презентация альбома «Наши достижения» | Обобщение опыта работы по нетрадиционной технике рисования и художественно- эстетическому развитию детей | Оформление альбома Дипломы, сертификаты за участие в конкурсах | |
Родительское собрание «Обобщение опыта работы по нетрадиционной технике рисования» | Конспект родительского собрания | |||
Июль | Буклет «Виды нетрадиционного рисования» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | Буклет | |
Индивидуальная беседа с родителями | План беседы | |||
Август | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец года | Анализ анкетирования родителей | |
В течение года. | Для изготовления и пополнения ПРС группы материалами для работы по данной теме и для работы с детьми | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования, развитие ПРС | Пополнения ПРС группы материалами | |
В течение года. | Выставка совместных с детьми творческих работ , а также отдельно творческих работ родителей | Формирование эмоционального фона группы участников образовательного процесса | Выставки творческих работ, фотоотчеты | |
Самореализация | ||||
1 | Сентябрь | Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов. | Собран дополнительный материал по нетрадиционным техникам рисования для детей дошкольного возраста из Интернет – источников. |
Разработана и апробирована Программа по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности с применением нетрадиционных материалов «Кисточка и карандашик» | Познакомить родителей с авторской Программой по дополнительному образованию нетрадиционных материалов «Кисточка и карандашик» | Программа по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности с применением нетрадиционных материалов «Кисточка и карандашик» | ||
Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная методика рисования» | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов. | Разработаны консультации, рекомендации брошюры для работы с родителями «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка | ||
Создание клуба «Родительская гостиная» Составить план работы клуба. | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования. Решение интересующих родителей проблем художественно-эстетического развития детей | Создание клуба «Родительская гостиная» Составить план работы клуба. | ||
Повышение квалификации по допол образовательной программе повышения квалификации «Обеспечение качества современного образования – основные напрвления региональной образовательой политики(в сфере дошкольного образования) 18 ч. | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Удостоверение повышения квалификации | ||
2 | Октябрь | О.В. Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11 | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания |
Составление конспектов ОД, | Повышение знаний воспитанников о нетрадиционных техниках рисования. | Составление конспектов занятий | ||
Оформление Картотеки нетрадиционных техник рисования | Повышение знаний воспитанников о нетрадиционных техниках рисования. | Картотека нетрадиционных техник рисования | ||
3 | Ноябрь | Создание и использование презентаций компетентности родителей. | Повышение эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетентности родителей. | Презентации по данной теме |
Изучение литературы: Р.Г. Казакова «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания | ||
Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для родителей | Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для родителей | |||
Д. Эйнон. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995. | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания | ||
4 | Декабрь | Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности | Повышение знаний воспитанников о нетрадиционных техниках рисования. | Картотека творческих игр на развитие воображения |
Мастер – класс для педагогов по теме: «Рисуем без кисточки». | Повышение педагогической компетенции, передача опыта работы | Мастер – класс, конспект мастер- класса , презентация | ||
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия холдинг». | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания | ||
5 | Январь | Участие в вебинаре АО Издательство «Просвещение» | Сертификат участника вебинара | |
Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения». | Повышение педагогической компетенции, передача опыта работы | Консультация для педагогов | ||
Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с. | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания | ||
6 | Февраль | .Тюфанова И.В. » Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г. | ||
Участие в Всероссийском инновационном проекте «Детский сад- территория опережающего развития» АНО дополнительного профессионального образования «Аничкин мост» | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы Распространение педагогического опыта в рамках | Сертификат участника проекта | ||
7 | Март | . Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006. | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания |
8 | Апрель | Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с | ||
Участие в итоговой оценке всероссийского конкурса творческих работ «Малая родина» https://stranatalantov.com/office/profile/ | Благодарственное грамота за участие в оценке | |||
9 | Май | Отчет по теме самообразования. | Отчет по повышение педагогической компетенции в рамках самообразования | Выступление на педсовете, Доклад, презентация ,отчет |
Никитина А.В. Казакова Р.Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с. | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания | ||
10 | Июнь | Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования. | Отчет по повышение педагогической компетенции в рамках самообразования | Отчет |
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004. | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания | ||
Вебинар «Художественное творчество детей. Творим, играем, мастерим» | Свидетельство участника вебинара | |||
11 | Июль | Участие в курсах повышения квалификации «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования с ФГОС ДО» | Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО | Участие в курсах повышения квалификации «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования с ФГОС ДО» |
12 | Август | Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» | Формирование эмоционального фона в группе | . Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» |
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007. | Повышение педагогической компетенции изучение опыта работы | Изучение литературы, краткое описание содержания | ||
13 | В течение года | Реализация Программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании. | Знакомить детей с новыми нетрадиционными методами рисования, развивать творческое воображение | Программа по доп. образованию художественно – эстетической направленности, |
14 | В течение года | Участие в конкурсах в Интернет- ресурсах | Формирование эмоционального фона в группе, развитие дружеских взаимотношений всех участников воспитательно- образовательного процесса | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. |
15 | В течение года | Оснащение предметно-развивающей среды –зоны художественно-эстетического развития | развитие дружеских взаимотношений всех участников воспитательно- образовательного процесса, пополнение ПРС | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. |
16 | В течение года. | Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная методика рисования» | Знакомить родителей с проблемой по данной теме | Разработаны консультации , рекомендации брошюры, памятки- папки- передвижки для работы родителями |
17 | В течение года. | Создать серию конспектов ОД по нетрадиционной технике рисования | Формирование у детей знаний о нетрадиционных техниках безопасности | Серия занятий по нетрадиционной технике рисования |
18 | В течение года. | Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями, творческих работ родителей , педагогов группы | Формирование эмоционального фона в группе, развитие дружеских взаимотношений всех участников воспитательно- образовательного процесса | Выставки детских работ |
19 | В течение года. | Изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями | Развитие дружеских взаимотношений всех участников воспитательно- образовательного процесса, пополнение ПРС группы | Изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями |
20 | В течение года. | Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Формирование знаний о методиках, приемах использования техник нетрадиционных материалов у детей | методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми |
21 | В течение года. | Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете ). транслирование своего опыта – публикации на сайте Международный образовательный портал МААМ. RU - http://www.maam.ru/ Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http://nsportal.ru/ | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. | Свидетельства о распространении своего педагогического опыта |
Отчет по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
Для развития творческой активности я разработала и апробировала Программу по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности для детей 3-5 лет «Кисточка и карандашик». Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Цель программы. Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
Развивающие
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Работая ДОУ, я обратила внимание что, в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, рисунки однообразны и бедны в цветовом решении. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу, в частности меня заинтересовали техники нетрадиционного рисования. Для себя четко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством. Поэтому в основу моей Программы положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе детей в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник рисования. Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Занятия проводятся в форме кружковой работы. Проводила занятия во второй половине дня с детьми среднего дошкольного возраста, один раз в неделю, продолжительность одного занятия 20-25 минут.
Работу с детьми я строила так, чтобы дать им элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг.
Познакомившись с методической литературой Г. Н. Давыдовой, А. В. Никитина А.В., Р.Г. Казакова по нетрадиционным техникам рисования, я нашла много интересных идей, соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи:
- сформировать у детей технические навыки рисования;
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
- научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
- привлекать детей к работе с различными материалами упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.
В ДОУ я создала следующие условия внедрения нетрадиционных техник:
- провела мониторинг на начало и конец года;
- разработала программу «Кисточка и карандашик»;
- организовала предметно-развивающую среду (зону художественно- эстетического развития)
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- -умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
На интегрированных занятии, я использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. Дети могли рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть и работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольберта.
Работая с детьми, необходимо сотрудничать с их родителями. Я использовала любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на в совместной деятельности с детьми в индивидуальной и в групповой работе, а также в свободной деятельности детей. Работая по Программе, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами могут выбирать тот или иной способ нетрадиционного рисования.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник выяснилось, что у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, а за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт моей работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. В результате моей работы рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
С целью определения уровня освоения детьми программы я провела мониторинг (в количестве 10 детей). Мониторинг проводила на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности (сентябрь-май). Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения программы повысился. Получая положительные результаты, у меня появилось желание разнообразить практические занятия детей по рисованию. Большим стимулом для детей является организация групповых выставок детских работ, совместных работ детей и родителей, а также выставки работ родителей воспитанников.
Результат обследования
Уровни | Сентябрь | Май |
Высокий | - | 60% |
Средний | 50% | 40% |
Низкий | 50% | - |
Вывод: В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников и раскрывают творческий потенциал ребенка, повышают интерес к художественно- эстетической деятельности, развивать психические процессы, улучшают эмоциональный фон. это современный педагог-это ИКТ – педагог, где И – интеллект, К – коммуникабельность, Т – творчество. Поэтому педагог должен всегда заниматься своим самообразованием, углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени.
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
10. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
11. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
14. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
15. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
18. Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ 19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...
Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...
ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...
Проект по самообразованию «Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
laquo;Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Для развития творческой активности я изучила и апробировала Программу ...
План самообразования на 2023-2024 учебный год. Тема: «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель: Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:- изучить методичес...
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...