Тема: «Игры для развитие высших психических функций и речи у детей с расстройством аутистического спектра»
картотека

Соколова Татьяна Витальевна

Представленные игры предназначены для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данных игр – преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида № 14 "Василёк"

Алтайский край, г. Рубцовск , пр. Ленина, 29

(8-385-57) 9-87-52; _ E-mail: vasilek.dou@mail.ru

Адрес сайта http://ds14.educrub.ru/

Подготовила: Соколова

 Татьяна Витальевна

Учитель-дефектолог

Рубцовск 2022

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.

Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников.

Представленные игры предназначены для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данных игр – преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС.

Задачи:

-развитие  внимания;

-развитие памяти, мышления  и речи.

Игры условно разделены на несколько блоков: развитие мелкой моторики, обогащение словаря, лексико-грамматических категорий, совершенствование зрительного восприятия, памяти, мышления.

Отличительной чертой этих игр является комплексный характер подачи материала.

Данные игры могут быть использованы в практике учителей-логопедов, учителей дефектологов, воспитателей, родителей, что будет способствовать эффективному коррекционно-развивающему процессу.

Основные этапы работы

Работа с детьми, страдающими  аутизмом, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.

Первый этап. Первичный контакт Адаптационный период. Работа с ребенком  чаще  всего  растягивается  на  несколько  месяцев,  поэтому  к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступать уже на 2—3-м занятии, после установления формального контакта с ребенком.

Второй этап. Организация занятий и рабочего места. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.

Работа над опорными коммуникативными навыкам. Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.

На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В качестве стимульного материала подойдут парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки. Этого можно добиться простым способом: вместе с картинкой педагог держит в руке лакомство.

Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «ДА»,

«НЕТ» Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7—8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми. «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не делает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы.

Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи». Педагог фиксирует кисть ребенка в положении жеста и учит четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.

Несмотря на некоторую механистичность в использовании жестов, нужно поощрять их применение ребенком, так как этот минимальный набор невербальной коммуникации позволяет родителям определять желания ребенка, тем самым устраняя многие конфликтные ситуации.

При работе с пазлами, деревянными рамками и другими заданиями на конструктивный праксис, используется речевая инструкция: «Двигай». Когда ребенок совмещает кусочки мозаики или пазлы (с помощью взрослого), слово «Двигай» повторяется до тех пор, пока деталь четко не встанет на место. В этот момент нужно провести ручкой ребенка по собранному полю, определяя отсутствие зазоров и выпуклостей, повторяя при этом: «Гладко получилось». Ровность и гладкость рабочего материала служит критерием правильности сборки, после чего ребенок поощряется.

Четвертый этап. Обучение чтению Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:

  • аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
  • послоговое чтение;
  • глобальное чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов. При нормальном развитии речи всю аналитическую работу по вычленению фонемы как основной составляющей единицы устной речи ребенок выполняет самостоятельно. Для выделения отдельной буквы из слова и соотнесения ее с определенным звуком такому ребенку тоже не требуется значительная помощь со стороны взрослого. В условиях патологического становления речи малыш не в состоянии сам произвести столь сложный анализ речевых единиц, поэтому без специального обучения он не сможет перейти от фотографического «угадывания» слов к истинному чтению.

Глобальное чтение Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв — от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВИДЫ РАБОТ: 1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

  1. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина».

Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие.

Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

  1. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений:

  • схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. — здесь удобно работать перед зеркалом);
  • план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.
  1. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия. Кошка сидит.

Кошка спит. Кошка бежит.

Можно использовать таблички        при изучении цветов,        при определении величины, количества.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Послоговое чтение

Для того чтобы составить достаточное количество слоговых таблиц, нужно знать основные типы слогов:

  • открытые: согласный + гласный (па, мо);
  • закрытые: гласный + согласный (ап, ом).

В таблице может быть взята одна согласная буква в сочетании с различными гласными (па, по, пу...) или одна гласная с разными согласными (ам, ап, ак...).

Игры и упражнения для развития речи аутистов Упражнение «Первые звуки»

Цель: произносить значащие звуки

Задание: произносить различимый звук при лопании мыльного пузыря

Материал: банка с мыльным раствором

Сядьте за стол напротив ребенка. В центр поставьте банку с мыльными пузырями. Выдуйте или пусть он сам выдует мыльный пузырь. При лопании каждого пузыря произносите четко звук (например, "хлоп!"). Обратите внимание на то, проявляет ли ребенок интерес к пузырям и шуму. Если он смотрит охотно, то продолжайте делать пузыри, возьмите его палец, чтобы проколоть им пузырь и чтобы он лопнул. Подражайте каждому звуку, который производит ребенок, и возвращайтесь к вашему звуку ("хлоп!"). Если он не пытается подражать Вам, то привлеките его внимание к Вашему рту, показывая ему, как Вы производите звук. Затем помогите ему так сложить губы, чтобы получился аналогичный звук. Выдувайте пузыри дальше и повторяйте это действие, пока он не начнет сам производить звук, Поощряйте его сразу же, как только ему это удается.

Упражнение «Простые восклицания» Цель: произнести первые звуки

Задание: повторять и спонтанно произносить самостоятельно звуки в определенном месте, распознавать связь между звуком и действием

Материал: мяч

Когда играете с ребенком в мяч, уроните его и воскликните: "О-о!". Повторяйте оба действия много раз и постарайтесь, чтобы он подражал Вам. Если ему в этом необходима помощь, то придайте ее рту форму "О". Если ребенок вместе с Вами начал восклицать "О-о!", то бросьте мяч и помедлите, прежде чем воскликнуть, чтобы увидеть, правильно ли издает он сам восклицание. Похвалите его тотчас, если он воспроизводит желаемый звук. Если он самостоятельно говорит "О-о!" или когда бросает мяч, то попытайтесь таким же образом научить его говорить протяжное "О-о-о!" для выражения удивления. Покажите ему его любимую игрушку или кекс и воскликните: "О-о-о!". Пусть он воскликнет так же, прежде чем Вы дадите игрушку. Если он овладеет обоими восклицаниями, то создайте ситуацию, в которой он сможет их применить. Так, в течение дня уроните что-то на пол (небьющееся), если знаете, что он наблюдает за Вами. Посмотрите, спонтанно ли он восклицает "О-о!". Подобным образом можете обнаружить что-то удивительное, в то время как ребенок смотрит на Вас, чтобы увидеть, от удивления ли он восклицает "О-о!". Если он произносит какой-нибудь другой звук, то повторите его пару раз и возвратитесь к звуку "О-о-о!".

Упражнение «Первые слова»

Цель: переход от подражания звуков к смысловым словам

Задание: говорить простые слова в смысловой связи

Материал: мяч, автомобиль, кукла

Самыми подходящими словами для начала являются обычно мама и папа. Укажите на себя и скажите: "Мама". Возьмите его руку, подведите ее к своему лицу и еще раз повторите: "Мама". Поощряйте каждую его попытку подражать слову. Когда он привыкнет к этому упражнению, замедлите поощрение, чтобы дать ему стимул произнести слово более четко. Также поступите со словом "папа". Другими подходящими словами являются: "мяч", "автомобиль", "кукла". Важно, чтобы нужные предметы были у Вас

под рукой, когда Вы тренируете эти слова, чтобы он мог соединить звучание с объектом.

Обучая его первым словам, выбирайте лишь те, которые состоят из одного или двух слогов (у слов из двух слогов оба слога должны звучать идентично). Выбирайте слова с простыми начальными буквами, которые Вы уже изучали.

Упражнение «Приветствие и прощание» Цель: приобретение речевых обиходных форм

Задание: в соответствии с ситуацией приветствовать словами и жестами

Материал: отсутствует

Каждый раз, когда входите, поднимайте руку, улыбайтесь и говорите: "Привет, Виктор!". Если Вы находитесь с ним вместе в комнате, а кто-то входит, то помогите ему поднять руку для приветствия и за каждую попытку сказать "Привет" поощряйте его. Таким же образом обучите его прощанию. Если Вы выходите из комнаты, то говорите "Пока" и помашите ему рукой. Следите, чтобы он видел, что Вы выходите из комнаты. Если он не делает попыток ответить на приветствие или не машет в ответ, то остановитесь у двери и повторите оба действия. Если он все еще не имитирует Ваши движения и выражения, то позаботьтесь о том, чтобы третье лицо Вам помогло проделать указанные действия.

Упражнение «Подражать голосам животных и шумам из окружающей среды»

Цель: побуждение к самостоятельному образованию звуков и оживлению игры

Задание:        спонтанно подражать        различным        голосам        животных и шуму транспортных средств

Материал: автомобиль, самолет, игрушки - собака, кошка

Когда ребенок без посторонней помощи сможет подражать шумам, исходящим от предметов или животных, научите его различать эти шумы и подражать им к месту. Поставьте на стол игрушечную собачку и автомобиль. Скажите: "Виталий, дай мне то, что делает "р-р-р". Произносите шум очень отчетливо, так как это Вы делали, выполняя упражнение на подражание. Если он дает Вам автомобиль, то скажите: "Хорошо, Виталий!". Наконец спросите: "Что делает автомобиль?". Если необходимо, то изобразите начало шума. Повторите это упражнение с другими предметами, которые издают хорошо различимый шум. Следите, чтобы ребенок уже владел звуками, прежде чем учить его сочетать предметы.

Упражнение «Слова, обозначающие действия»

Цель: усвоение понятий, обозначающих действия, и расширение языковых выразительных возможностей

Задание:        самостоятельно        и        правильно        использовать        простые        слова, обозначающие действия

Материал: изображения людей, выполняющих повседневные действия

Покажите ему картинку, на которой человек выполняет хорошо различимое простое действие, которое ребенок хорошо знает. Покажите ему, например, человека, который гуляет или бежит. Скажите: "Смотри, Костя, человек бежит!". Подчеркивайте слово, выражающее действие, чтобы ребенок заметил, о чем идет речь в этом упражнении. Повторите предложение "Человек бежит" много раз, каждый раз подчеркивая глагол.

Затем спросите: "Костя, что делает человек?". Поощрите его сразу, если он попытается сказать "бежит" или "бежать". Таким же образом поступите с другими картинками, на которых люди выполняют простые, четко различимые действия. Подходящими словами, выражающими действие, для начала являются: сидеть, спать, бежать и прыгать. Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово. Используйте любую возможность в течение дня, чтобы укрепить его знания слов, выражающих действия, касательно их понимания и использования. Если ребенок, например, бегает, спросите: "Что делает Костя?" или "Костя, тебе нравится бегать?".

Упражнение «Называть членов семьи»

Цель: расширение речевых способностей выражения и коммуникации

Задание: самостоятельно назвать членов семьи

Материал: фотографии членов семьи, домашних животных (все люди и животные должны быть четко различимы)

Сначала покажите ребенку лишь одну фотографию. Покажите на сфотографированного человека, убедитесь, что ребенок смотрит и скажите: "Мама. Это мама. Дима, кто это? Это …". Пусть он сам дополнит предложение. Если он затрудняется, то покажите ему свои губы, медленно повторяя слово. Затем помогите ему произнести слово, помогая своей рукой составить губы соответственно слову. Повторяйте это действие, пока он не назовет первое фото как минимум 5 раз. Затем добавьте вторую фотографию, показывайте ему обе фотографии сначала в уже известной ему последовательности, а затем переходите к непоследовательному их показу. Если он минимум 5 раз правильно назовет обе фотографии, то укажите на реального человека и повторите вопрос. Еще раз покажите ему фото, если ему нужна помощь. Если он овладеет двумя именами, то добавьте таким же способом имена следующих членов семьи. Не забывайте в течение дня спрашивать имя человека, которого он видит, и имя которого он выучил.

Упражнение «Игра в "да" и "нет"»

Цель: расширение словарного запаса, отвечать на короткие вопросы словами "да" и "нет"

Задание: на вопрос "Это ...?" отвечать "Да" или "Нет"

Материал: 2 коробки, 5-8 предметов домашнего обихода, которые ребенок хорошо знает (ботинок, чашка, мяч, ложка, мыло)

Покажите ребенку последовательно все предметы и положите их в коробку. Показывая предметы, дайте ему понять, из каких частей состоит задание. Возьмите один предмет из коробки и покажите его. Когда ребенок на него смотрит, спросите: "Это ботинок?". Сначала отвечать будете Вы,

чтобы он повторил за Вами. Скажите: "Нет, это не ботинок". Положите его в другую коробку, чтобы ребенок знал, что с этим предметом работа закончена. Поступите так же с другими предметами, пока все не окажутся в другой коробке. Сначала ребенок будет отвечать лишь "Да", "Нет" или просто кивать головой. Если он будет прогрессировать, то пусть повторяет за Вами все предложение: "Да, это чашка". Начните с небольшого количества предметов, постепенно добавляя

Упражнение «Назвать животных» Цель: расширение словарного запаса

Задание: без помощи назвать 4 животных

Материал: игрушки или рисунки животных

Когда Вы тренируетесь с ребенком правильно сочетать названия животных, проверьте, может ли он сам назвать животных. Положите перед ним 4 игрушки. Попросите его дать одну, говоря: "Анна, дай мне собачку!". Повторите название животного много раз, если ребенок отдал его Вам. Если он подал Вам всех животных по Вашей просьбе, то возьмите одного из них и спросите: "Анна, что это?". Если ему нужна помощь, то подскажите начальную букву и подождите, закончит ли она слово самостоятельно. За каждую попытку назвать слово поощряйте его. Избегайте в начале этого упражнения слишком часто повторять слова, иначе ребенок может запутаться. Когда наименование животных станет ему доступнее, обратите большее внимание на произнесение слова, чем на его показывание или подачу.

Упражнение «Назвать предметы»

Цель: отвечать на вопросы и называть предметы

Задание: назвать предметы, которые относятся к одной категории (без языковой поддержки)

Материал: предметы домашнего обихода, которые можно сгруппировать по общим категориям (например, съедобные предметы: яблоко, банан, печенье, булочка)

Если ребенок может сочетать предметы определенной категории, показывая на них или, подавая их Вам, то научите его называть эти предметы. Разместите предметы так, чтобы ребенок их хорошо видел. Спросите: "Иван, что можно есть?". Четко подчеркните понятие "есть". Сначала ребенок будет на них показывать или захочет принести их Вам, так как это ожидалось от него в предыдущих упражнениях. Не позволяйте ему в этот раз вставать и приносить предмет. Если он указывает на предмет, который относится к нужной категории, то скажите: "Хорошо, Иван, что это?". Сами несколько раз назовите предмет, и пусть он повторит название. Так как ему трудно произносить многие слова, удовлетворитесь неполными ответами. Через определенное время он будет произносить их значительно лучше. Если ребенок не найдет все предметы нужной категории, то привлеките его внимание к оставшимся предметам. Если Вы увеличите число категорий, которые ребенок должен сочетать, то он постепенно поймет различие между вопросом "Где что-то синее?" (когда он должен указать на

предмет) и вопросом "Что синее?" (когда он должен его назвать).

Упражнение «Понятие размера»

Цель: овладеть словами и использовать слова, обозначающие свойства и понятия размера

Задание: на вопрос: "Это маленький или большой?" отвечать словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий знак.

Материал: 2 одинаковых предмета различной величины (например, кубики или бусины)

Когда ребенок научился называть и подавать большие и малые предметы, начните учить его самостоятельно говорить, большой ли это предмет или малый. Положите 2 кубика различной величины на стол. Скажите: "Сергей, дай мне большой". Если он подает Вам большой, то скажите: "Хорошо, Сергей, большой". Держите кубик перед ним и спросите: "Он большой или маленький?". Вначале Вы сами отвечаете на вопросы. "Сергей, посмотри, он большой. Ну, а теперь скажи ты!". Помогите ему произнести слово. За каждую попытку поощряйте его. Чтобы не запутать ребенка, заставьте его дальше идентифицировать большие и маленькие предметы, но пусть он сам произносит слово, означающее величину. Затем научите его следующему понятию и спрашивайте его так, чтобы однажды он смог бы ответить "большой" или "маленький".

Упражнение «Он и она»                                                          Цель: употребление личных местоимений и учет пола

Задание: различать рисунки лиц мужского и женского пола и использовать при описании картинок местоимения "он" и "она"

Материал: картинки из журналов, на которых изображены мужчина и женщина, девушка и юноша, выполняющие какое-то действие, знакомое ребенку (пол изображенного лица должен быть четко различим)

Покажите ему картинку с мужчиной, который делает то, что знакомо ребенку. Скажите: "Антон, смотри! Он сидит!". Громко подчеркните местоимение. Таким же образом покажите ему рисунок женщины или девушки. Скажите: "Антон, смотри! Она бежит!". Затем положите рисунки рядом. Следите за тем, чтобы ребенок смотрел на нужную картинку, когда Вы повторяете оба предложения и подчеркиваете при этом оба местоимения. Повторите их несколько раз, показывая на соответствующие рисунки, чтобы ребенок видел различие. Повторите это упражнение с другими рисунками или просмотрите всю стопку, прежде чем требовать от ребенка самому описывать картинку. Каждый раз подчеркивайте местоимение, когда кладете картинку на стопку. Попытайтесь, чтобы ребенок показал, на какой стопке лежит картинка. Если ребенок без Вашей помощи может сортировать картинки, то задержите ее в руке и спросите: "Кто бежит?". Сами произнесите начальный звук и заставьте его ответить: "Она". Следите, чтобы предложения были краткими и простыми. Выбирайте действие, которое ребенку хорошо знакомо. Пусть он сначала произносит только местоимение, но когда его языковые навыки улучшатся, пусть повторяет все предложение.

Упражнение "На" и "под"

Цель: понимание и использование обозначений места

Задание: использовать слова или знаки рукой "на" и "под", чтобы показать положение предмета

Материал: 3 чашки, сладости и т.п.

Покажите ребенку сладости. Спрячьте часть из них под опрокинутую чашку и пусть он возьмет их. Повторите это несколько раз, чтобы он привык к этому процессу. Часть сладостей положите на чашку и велите ребенку ее взять. Когда он начнет искать сладости на чашке и под ней, вводите выражения "на" и "под". Покажите ему, например, конфету и скажите: "Егор, смотри под чашкой!". Положите ее под чашку, если уверены, что он на Вас смотрит. Повторите этот процесс многократно, используя слова "на" и "под". Если ребенок сидит с Вами за столом и Вы оба занимаетесь этим упражнением, начните требовать от него нужные выражения, прежде чем поощрять его. Если Вы сказали: "Егор, смотри, под" - и спрятали вознаграждение под чашкой, то задержите его руку, чтобы он взял его не сразу. Спросите: "Где оно?" - и медленно многократно повторите предлог "под". Покажите губами, как произнести данное слово и, если необходимо, коснитесь пальцами его губ, чтобы подсказать ему, что он должен Вам подражать, Сначала будьте довольны любому ответу. Постепенно приучайте его говорить осознанно и обращать внимание на произношение.

Игры с пальчиками в работе с аутичными дошкольниками

Задачи:        развитие  контакта,        формирование  способности  к  подражанию;

«заражение» положительными эмоциями, формирование умения выражать эмоции и настроение; активизация речевой деятельности; развитие моторики.

«Про кулачок с ладошкой»

Ребенок попеременно сжимает пальцы в кулачки и разжимает их, имитируя мягкие движения кошки.

Кулачок – ладошка! Я иду как кошка!

«Ладошка»

Ладошка вверх,

Ладошка вниз,        Дети делают движения в соответствии с текстом.

На бочок,

И в кулачок.

Упражнение «Улитка»

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Взрослый показывает на стол или ковер.

- Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно.

Положить кулак на стол и медленно передвигать его вперед, предложить ребенку повторить движение за вами.

-Давай позовем улитку: может, она выглянет из своего домика. Улитка, улитка, высуни рожки!

Дам тебе я хлебушка крошки!

(высовываем вперед указательный и средний пальцы)

Упражнение «Рыбка»

Рыбка-малютка по речке плывет,        

(Ладони прижаты друг к другу «ковшиком». )

Рыбка-малютка хвостиком бьет.        

(Волнообразные движения из стороны в сторону –«плывущая рыбка».)

Пальчиковая игра «Про пальчики»

Взрослый берет каждый пальчик ребенка и рассказывает про него: Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький, Этот пальчик средненький, Этот пальчик сильненький, Ну а этот – малышок.

Вместе будет кулачок!

Русская народная потешка

Игра «Еж»

Вот идет колючий еж. Руки ритмично «ходят» по столу.                                            До чего же он хорош!  Пальцы одной руки располагаются между пальцами другой.                    

Игра «Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит                                                                        Пальчики в кулаке, указательный и мизинец разведены.                                                           И усами шевелит.                                                                                                   В стороны, шевелятся.

Игра «Тук-тук»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:                                                                                                                               С пилой работать я привык:

Вжик, вжик!

Теперь беру я молоток: Тук-тук, ток-ток!

Для друзей построю дом. Постучимся и войдем:

-Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Заходи скорей мой друг!

Игра «На полянке дом стоит»

На полянке дом стоит.        Ребенок изображает «крышу».

Ну, а к дому путь закрыт.        Соединяет кулачки.

Мы ворота открываем -        Разъединяет кулачки.

Всех вас в домик приглашаем.        Имитирует приглашение.

Стол стоит на толстой ножке,        Ставит ладонь на кулак.

Рядом - стульчик у окошка,        Прижимает ладонь к кулаку.

Два бочонка под столом.        Сжимает пальцы в кулаки.

Вот какой мы видим дом!        Выставляет кверху большой палец.

Игра «Сколько насекомых»

Сколько насекомых в воздухе кружат?        Сжимает и разжимает пальцы.

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

Два жука и две пчелы,        Загибает пальцы.

Мухи две, две стрекозы, Две осы, два комара.

Называть ответ пора!

Игра «Мячик»

Стихотворение заучивается вместе с движениями с мячом.

Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.

А теперь последний трюк: Мяч катаю между рук.

О. Крупенчук

Упражнение «Солнышко»

(использование грецкого ореха) Нарисую солнышко

Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешка по часовой стрелке между ладонями).                                                                                                                                                На своей ладошке.                                                                                                                                                 Пусть оно сияет                                                                                                                                 (Проводить орешком по каждому пальчику.)                                                                                                   Хоть и понарошку.

Упражнение «Про кота»

Кот сибирский, кот пушистый,                                                  Дети совершают чередующиеся ритмичные движения:

Учит он котят считать:        два хлопка,

- Ну-ка, детки, по порядку:        два удара кулаком о стол.

Раз, два, три, четыре, пять!        Загибают пальцы.

Речедвигательные упражнения, используемые с аутичными детьми Упражнение «Зарядка»

Взрослый выполняет упражнение вместе с ребенком, взяв его за руки.

Руки вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп        (хлопает).

Руки вниз.

Топ-топ-топ                         (топает).                               Руки в стороны.

Ух-ух-ух        (машет кистями рук, как крыльями).

Руки вперед.

Тук-тук-тук        (стучит кулачками).

Упражнение «Ручки в стороны, в кулачок»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения: Ручки в стороны, в кулачок,

Разожмем – и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожмем – и на бочок, Ручки вниз, в кулачок, Разожмем – и на бочок.

Упражнение «Мы топаем ногами»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения: Мы топаем ногами:        Дети ходят на месте.

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками:        Хлопают в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Качаем головой.        Наклоняют голову вправо-влево.

Мы руки поднимаем,        Поднимают руки вверх.

Мы руки опускаем,        Опускают руки вниз.

Мы руки разведем.        Поднимают руки в стороны.

И побежим кругом.        Бегут.

Игра с кубиками-мякишами «Кубики»

Игра сопровождается чтением стихотворения взрослым. Кубик я несу, несу,

Кубик я не уроню.

Жёлтый (красный, синий, зеленый) Кубик я несу.

Уронила кубик, ой! Принесу теперь другой.

Побуждайте ребенка «ойкнуть».

Коммуникативные игры для детей любой группы РДА Игра «Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

Игра «Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание

ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает: Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» - Покачнулись ты и я… С.Ихсанова

Игра «Привет! Пока!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

- Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

-Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!

При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.

-Пока! Пока!

Затем предлагает ребенку попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи и прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Игра «Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта; развитие движений.

-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе.

Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

-Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

Игра «На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

Игра «Мой кубик, твой кубик…»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т.д.

Игра «Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию,

«заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиков- мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

Игра «Догонялки»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию,

«заражение» положительными эмоциями.

Взрослый предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая:

«Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его,

старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.

Игра «Закружились, завертелись»

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.

Взрослый берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.

Имитация движений

Стоя напротив ребенка, скажите: “Делай это”, одновременно покажите действие, чтобы ребенок мог его сымитировать. Постепенно закрепляйте только выполнение словесных команд, не показывая движения.

Проводите эти занятия в формате «Повторяй за мной». 1. Прыгать

  1. Поворачиваться кругом
  2. Руки вперед
  3. Маршировать
  4. Сесть на пол
  5. Постучать руками по полу
  6. Постучать в дверь
  7. Ползти
  8. Обойти вокруг стола
  9. Лечь на пол
  10. Руки на пояс
  11. Вращать талией (попой)
  12. Коснуться пальцев ног
  13. Побежать и остановиться
  14. Поднять одну ногу
  15. Полететь как самолет
  16. Проползти под столом
  17. Поднять стул
  18. Пнуть мяч
  19. Поскакать

Сопоставляем предмет с изображением

Поместите предметы на столе перед ребенком. Предъявите предмет, который соответствует одному из тех, что на столе и скажите: «Подбери пару».

Подтолкните ребенка положить предмет сверху такого же или перед ним. Сначала начинайте с одного предмета на столе. Постепенно вводите и другие предметы. Используйте одинаковые предметы, картинки, буквы, разноцветные предметы, карточки с цифрами и фигуры. В качестве

подсказки можно подвинуть нужный предмет ближе к ребенку.

Начинайте с предметов, которые легко лягут поверх друг друга (чашка, ложка, или тарелка). Можно начать хотя бы с трех предметов на столе и менять их положение, чтобы усилить различие.

Инструкция: подбери пару

Реакция: правильно выполняет инструкцию дата введения дата усвоения

  1. Одинаковые предметы
  2. Одинаковые картинки
  3. Картинки с предметами
  4. Предметы с картинками
  5. Цвета
  6. Фигуры
  7. Буквы
  8. Цифры
  9. Неидентичные предметы (большой и маленький)
  10. Ассоциативные предметы (карандаш и бумага)

Учим цвета

  1. Узнает цвета.

Положите перед ребенком цветные листы бумаги и скажите: «Покажи на

…(название цвета)».

  1. Называет цвета.

Покажите цветной предмет и спросите, какого он цвета. Произносите название цвета в качестве образца ответа. Со временем прекратите подсказки.

Попробуйте применить эту методику во внеучебной ситуации. Расположите желаемые предметы разного цвета так, чтобы ребенок их видел, но не мог

сразу достать. Когда ребенок попросит какой-нибудь из предметов, спросите, какого он цвета, прежде, чем дать ему это. Например, желтый мяч, синяя

машинка, зеленый кубик. Если ребенок попросит M&M, спросите, какого он цвета, а затем дайте ему.

Инструкция

  1. «Покажи на … цвет»
  2. «Какой это цвет?» Реакция
  1. Показывает на нужный цвет
  2. Называет цвет дата введения дата усвоения
  1. Синий
  2. Красный
  3. Желтый
  4. Зеленый
  5. Белый
  6. Черный
  7. Фиолетовый
  8. Оранжевый
  9. Розовый
  10. Коричневый

Различаем формы и фигуры

  1. Узнает формы.

Разложите разные фигуры и попросите показать на…

  1. Называет их.

Покажите ребенку одну фигуру и спросите, какой она формы.

Начинайте с трехмерных (объемных) фигур одинакового цвета, а затем вводите двухмерные фигуры (плоские) например, линейное изображение фигур. Со временем учите ребенка называть формы предметов (например, поднимите коробку и спросите, какой она формы.)

Инструкция

  1. «Покажи на … »
  2. «Что это?» Реакция
  1. Показывает на нужную форму
  2. Называет форму дата введения дата усвоения
  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Треугольник
  4. Прямоугольник
  5. Ромб
  6. Овал
  7. Сердце
  8. Звезда

Копирует простые рисунки

Положите бумагу и маркеры перед ребенком. Скажите «Сделай это» или

«Нарисуй …» и одновременно изобразите на бумаге (например, круг), чтобы ребенок сымитировал ваш рисунок. Подтолкните ребенка взять

принадлежности для рисования и повторить рисунок. Можно поставить на листе ребенка точку, откуда начинать рисунок.

Пусть ваш ребенок пробует рисовать на детском мольберте. Если рисунки бледные, используйте не карандаши, а фломастеры. Рисование должно быть

радостным!

Инструкция: «Делай это» Реакция: правильно рисует

  1. Вертикальная линия
  2. Горизонтальная линия
  3. Знак плюс
  4. Круг
  5. Диагональ
  6. Прямолинейные буквы
  7. Буквы с закруглением
  8. Цифры
  9. Фигуры
  10. Улыбка
  11. Цветок
  12. Машина
  13. Дом
  14. Человек
  15. Радуга

Различаем характеристики предмета

Два одинаковых предмета (н-р: машинки), но разные по размеру (большая и маленькая). Инструкция: «Покажи на большую машинку».

2. Называет предметы с их характеристикой.

Те же машинки. Инструкция: «Что это?». При необходимости подскажите ответ: «Большая машинка».

Инструкция

  1. «Покажи, … … »
  2. «Что это?» Реакция
  1. Правильно показывает на предмет
  2. Называет характеристику и предмет
  1. Большой/маленький
  2. Мокрый/сухой
  3. Горячий/холодный
  4. Чистый/грязный
  5. Высокий/низкий
  6. Тяжелый/легкий
  7. Твердый/мягкий
  8. Пустой/полный
  9. Молодой/старый 10.Старый/новый 11.Длинный/короткий 12.Толстый/тонкий 13.Гладкий/неровный 14.Открытый/закрытый

Узнаем числа

Узнает.

Карточки с числами перед ребенком: “Покажи …”

2. Называет.

Показав карточку, спросите, какое это число. (От 1 до 20).

Для закрепления навыков, может быть, пора найти какие-нибудь новые, захватывающие похвалы (стимуляторы).

Инструкция

  1. «Покажи цифру … »
  2. «Какая это цифра?»

Реакция

  1. Показывает на нужную цифру

Называет цифру

Использованные источники:

  1. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997.
  2. Карточки PECS
  3. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007
  4. Нуриева        Л.        Г.        Развитие        речи        у        аутитаых        детей:        Методические разработки.— М.: Теревинф,
  5. Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
  6. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. - Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997.
  7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: МГУ, 1990. - 197 с.
  8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Особенности формирования речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Одним из основных признаков расстройства аутистического спектраявляются речевые нарушения. Проявления речевых нарушений чрезвычайномногообразны по характеру и динамике и проявляются по-разному: отполн...

Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Пособие предназначено для учителей-логопедов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, может быть рекомендовано педагогам-дефектологам, осуществляющим свою деятельно...

Игры на развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

Нарушение речи у детей с РАС одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям детей, у кото...

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...

Формирование активной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)

Формирование активной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...