Обучение письму детей с расстройствами аутистического спектра
презентация по логопедии
Описана последовательная работа по обучению письму детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pismu_detey_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика обучения письму «Личный букварь» На протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывалась система подготовки детей с аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра (РАС) к школьному обучению.
Проблемы обучения аутичных детей ребенок знает все буквы, играет в них, собирает орнаменты из магнитной азбуки, но отказывается складывать из букв слова; ребенок знает буквы, но соотносит каждую из них только с одним конкретным словом; ребенок умеет складывать слова из букв или обучен чтению по слогам, но не понимает смысла прочитанного, не может ответить ни на один вопрос; ребенок умеет читать, но не умеет и категорически отказывается учиться писать; ребенок понимает прочитанный короткий рассказ, отвечает на вопросы по тексту, но не может его пересказать.
Задача развития смыслообразования Использование специального, наполненного для ребенка личностным смыслом учебного материала, организации таких условий обучения, которые позволяют добиться осознания ребенком каждого учебного задания, каждого собственного действия, а также полного осмысления каждого усвоенного навыка.
Последовательность работы с букварем На первом занятии в альбоме, который называется «Мой букварь», педагог на глазах у ребенка делал «рабочую заготовку». В верхнем левом углу листа рисовалось «окно» для буквы, рядом с ним справа — 3 линейки для ее написания (печатными буквами). В нижней половине листа очерчивались 3 «окна» для рисунков предметов, в названии которых есть данная буква, и для обозначающих их подписей.
Последовательность работы с букварем Затем педагог писал несколько букв на первой линейке и просил ребенка их обвести — цветным карандашом или авторучкой. Если он затруднялся обвести букву самостоятельно, взрослый манипулировал его рукой. На второй линейке ребенок писал буквы по точкам, которые взрослый ему намечал для ориентира, на третьей — уже самостоятельно. Важно также, что во время работы в альбоме ребенок учился видеть «рабочую строку», привыкал писать вдоль линии, не выходя за нее.
Последовательность работы с букварем Как только ребенок написал несколько букв самостоятельно или сделал это с помощью взрослого, педагог называл три слова, в названии которых изучаемая буква встречается в начале, середине и конце. Педагог просил ребенка повторить эти слова и показывал на три окошка внизу листа. Затем взрослый писал изучаемую букву в трех окошках, каждый раз на том месте, где она должна быть в названном слове.
Последовательность работы с букварем Когда все предметы были подписаны, педагог просила ребенка обвести или подчеркнуть изучаемую букву в словах. При этом сначала педагог, а позже и сам ребенок называл место буквы в слове.
Последовательность работы с букварем в общем виде Изучение новой буквы. Букву пишет сначала взрослый, затем сам ребенок (или взрослый его рукой). Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в сделанном взрослым рисунке. Подписывание нарисованных предметов. Ребенок сам или с помощью взрослого пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.
Необходимые умения вырабатываемые у ребенка с РАС на начальном этапе обучения по методике Умение правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах. Умение правильно писать букву отдельно и в словах.
Модифицированная методика «Глобальное чтение» Заломаева Н.Б.
Первый этап Рассматривания фотографий из семейного альбома.
Первый этап Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: "Я", "МАМА", "ПАПА", "БАБУШКА", "ДЕДУШКА", "СЕСТРА", "БРАТ".
Итоги первого этапа Ребенок должен усвоить понятия "карточка" и " надпись-табличка".
Второй этап Специальная тренировка для подготовки руки к письму:
Второй этап Ребенок проводит прямые, волнистые линии, рисует зигзаги, дорожки-серпантины, штрихует фигуры, обводит их по контуру, соединяет точки и т. д.:
Второй этап Работа с буквами магнитной азбуки.
Третий этап На этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений.
Четвертый этап Одновременно появляются два новых вида работы : 1 ) освоение прописей; 2 ) обучение счету.
Четвертый этап
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Упражнения и игры как средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра
Упражнения и игры как средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра...
Организация речи педагогов и родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра при их обучении и воспитании
В данной статье будут даны рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и педагогов, работающих с детьми, каким образом организовать собственную речь, ...
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра основам математических представлений
Обучение детей с РАС основам математических представлений...
Выступление на методическом объединении учителей – логопедов, учителей - дефектологов. Тема «Метод глобального чтения. «Личный букварь» - главный помощник при обучении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму»
Расширение знаний педагогов о методе глобального чтения, знакомство с этапами работы по созданию пособия – «личный букварь»....
Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно - игровым действиям
Статья содержит информацию об особенностях детей с РАС и путях развития у них предметно-игровых действий....
Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»
Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...