Обучение письму детей с расстройствами аутистического спектра
презентация по логопедии

Барашева Алёна Юрьевна

Описана последовательная работа по обучению письму детей с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение письму детей с расстройствами аутистического спектра Подготовил: учитель-логопед Барашева Алёна

Слайд 2

Методика обучения письму «Личный букварь» На протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывалась система подготовки детей с аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра (РАС) к школьному обучению.

Слайд 3

Проблемы обучения аутичных детей ребенок знает все буквы, играет в них, собирает орнаменты из магнитной азбуки, но отказывается складывать из букв слова; ребенок знает буквы, но соотносит каждую из них только с одним конкретным словом; ребенок умеет складывать слова из букв или обучен чтению по слогам, но не понимает смысла прочитанного, не может ответить ни на один вопрос; ребенок умеет читать, но не умеет и категорически отказывается учиться писать; ребенок понимает прочитанный короткий рассказ, отвечает на вопросы по тексту, но не может его пересказать.

Слайд 4

Задача развития смыслообразования Использование специального, наполненного для ребенка личностным смыслом учебного материала, организации таких условий обучения, которые позволяют добиться осознания ребенком каждого учебного задания, каждого собственного действия, а также полного осмысления каждого усвоенного навыка.

Слайд 5

Последовательность работы с букварем На первом занятии в альбоме, который называется «Мой букварь», педагог на глазах у ребенка делал «рабочую заготовку». В верхнем левом углу листа рисовалось «окно» для буквы, рядом с ним справа — 3 линейки для ее написания (печатными буквами). В нижней половине листа очерчивались 3 «окна» для рисунков предметов, в названии которых есть данная буква, и для обозначающих их подписей.

Слайд 6

Последовательность работы с букварем Затем педагог писал несколько букв на первой линейке и просил ребенка их обвести — цветным карандашом или авторучкой. Если он затруднялся обвести букву самостоятельно, взрослый манипулировал его рукой. На второй линейке ребенок писал буквы по точкам, которые взрослый ему намечал для ориентира, на третьей — уже самостоятельно. Важно также, что во время работы в альбоме ребенок учился видеть «рабочую строку», привыкал писать вдоль линии, не выходя за нее.

Слайд 7

Последовательность работы с букварем Как только ребенок написал несколько букв самостоятельно или сделал это с помощью взрослого, педагог называл три слова, в названии которых изучаемая буква встречается в начале, середине и конце. Педагог просил ребенка повторить эти слова и показывал на три окошка внизу листа. Затем взрослый писал изучаемую букву в трех окошках, каждый раз на том месте, где она должна быть в названном слове.

Слайд 8

Последовательность работы с букварем Когда все предметы были подписаны, педагог просила ребенка обвести или подчеркнуть изучаемую букву в словах. При этом сначала педагог, а позже и сам ребенок называл место буквы в слове.

Слайд 9

Последовательность работы с букварем в общем виде Изучение новой буквы. Букву пишет сначала взрослый, затем сам ребенок (или взрослый его рукой). Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в сделанном взрослым рисунке. Подписывание нарисованных предметов. Ребенок сам или с помощью взрослого пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.

Слайд 10

Необходимые умения вырабатываемые у ребенка с РАС на начальном этапе обучения по методике Умение правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах. Умение правильно писать букву отдельно и в словах.

Слайд 11

Модифицированная методика «Глобальное чтение» Заломаева Н.Б.

Слайд 12

Первый этап Рассматривания фотографий из семейного альбома.

Слайд 13

Первый этап Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: "Я", "МАМА", "ПАПА", "БАБУШКА", "ДЕДУШКА", "СЕСТРА", "БРАТ".

Слайд 14

Итоги первого этапа Ребенок должен усвоить понятия "карточка" и " надпись-табличка".

Слайд 15

Второй этап Специальная тренировка для подготовки руки к письму:

Слайд 16

Второй этап Ребенок проводит прямые, волнистые линии, рисует зигзаги, дорожки-серпантины, штрихует фигуры, обводит их по контуру, соединяет точки и т. д.:

Слайд 17

Второй этап Работа с буквами магнитной азбуки.

Слайд 18

Третий этап На этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений.

Слайд 19

Четвертый этап Одновременно появляются два новых вида работы : 1 ) освоение прописей; 2 ) обучение счету.

Слайд 20

Четвертый этап

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Упражнения и игры как средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра

Упражнения и игры как средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра...

Организация речи педагогов и родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра при их обучении и воспитании

В данной статье будут даны рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и педагогов, работающих с  детьми, каким образом организовать собственную речь, ...

Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно - игровым действиям

Статья содержит информацию об особенностях детей с РАС и путях развития у них предметно-игровых действий....

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...