Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями зрения.
консультация по коррекционной педагогике

Ребёнку с нарушенными зрительными функциями трудно определить форму, величину, пространственное расположение предметов, рассматривать движущиеся объекты. Нарушение бинокулярного и стереоскопического зрения усложняет и затрудняет его практические действия, ориентацию в пространстве, измерительные действия. Усвоение таких понятий, как «больше – меньше», «толще – тоньше», «Дальше – ближе», формируются у такого ребёнка в сравнении с нормально видящим медленнее, и имеет свои особенности.

Рассматривая предмет, дети с нарушениями зрения нередко выделяют не основные его признаки, а второстепенные. Учитывая это, педагоги должны использовать иллюстрационный материал, оптимально приближенный к реальности – с чёткой формой изображённых предметов и контрастным колоритом.

На занятиях плохо видящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работа с опорой на зрение. И эту особенность следует иметь в виду и, создавая условия для успешной работы на занятиях, учитывать зрительные нагрузки.

Педагоги детских садов должны хорошо знать принципы коррекционно – педагогической работы и строить воспитание и обучение детей с учётом её особенностей. Так, в ходе плеоптического лечения применяется метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключают ведущий, некосящий глаз. В этот период ребёнок, плохо видя амблиопичным глазом, с трудом ориентируется среди окружающих его предметов. Он мало движется, предпочитает больше сидеть, чем ходить или бегать, движения его робки, неуверенны. Так как он плохо видит, то не всегда понимает, как надо выполнять задание, а это нередко приводит к нежеланию работать, доводить начатое до конца, что, в свою очередь сказывается на формировании познавательных интересов.

Поэтому принципы коррекционно – педагогической работы требуют:

  1. создания в процессе обучения детей условий, благоприятных для зрительного восприятия;
  2. оптимального использования наглядных пособий;
  3. применения специальных методов обучения, учитывающих особенности нарушения зрения у каждого ребёнка;
  4. индивидуализации подхода к обучению с учётом психофизиологических особенностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_u_detey_s_narusheniem_zreniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями зрения.

Ребёнку с нарушенными зрительными функциями трудно определить форму, величину, пространственное расположение предметов, рассматривать движущиеся объекты. Нарушение бинокулярного и стереоскопического зрения усложняет и затрудняет его практические действия, ориентацию в пространстве, измерительные действия. Усвоение таких понятий, как «больше – меньше», «толще – тоньше», «Дальше – ближе», формируются у такого ребёнка в сравнении с нормально видящим медленнее, и имеет свои особенности.

Рассматривая предмет, дети с нарушениями зрения нередко выделяют не основные его признаки, а второстепенные. Учитывая это, педагоги должны использовать иллюстрационный материал, оптимально приближенный к реальности – с чёткой формой изображённых предметов и контрастным колоритом.

На занятиях плохо видящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работа с опорой на зрение. И эту особенность следует иметь в виду и, создавая условия для успешной работы на занятиях, учитывать зрительные нагрузки.

Педагоги детских садов должны хорошо знать принципы коррекционно – педагогической работы и строить воспитание и обучение детей с учётом её особенностей. Так, в ходе плеоптического лечения применяется метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключают ведущий, некосящий глаз. В этот период ребёнок, плохо видя амблиопичным глазом, с трудом ориентируется среди окружающих его предметов. Он мало движется, предпочитает больше сидеть, чем ходить или бегать, движения его робки, неуверенны. Так как он плохо видит, то не всегда понимает, как надо выполнять задание, а это нередко приводит к нежеланию работать, доводить начатое до конца, что, в свою очередь сказывается на формировании познавательных интересов.

Поэтому принципы коррекционно – педагогической работы требуют:

  1. создания в процессе обучения детей условий, благоприятных для зрительного восприятия;
  2. оптимального использования наглядных пособий;
  3. применения специальных методов обучения, учитывающих особенности нарушения зрения у каждого ребёнка;
  4. индивидуализации подхода к обучению с учётом психофизиологических особенностей детей.

Благоприятные условия для зрительного восприятия предполагают достаточную освещённость помещения, удобное размещение мебели, комфортное для каждого ребёнка расположение за столом, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии, правильную зрительную нагрузку, организацию во время занятий разнообразных тренировочных упражнений для зрения.

Методика обучения нормально видящих дошкольников предусматривает широкое применение наглядных пособий, особенно в процессе сообщения нового материала. Далеко не все наглядные пособия пригодны для детей с нарушениями зрения. Геометрические формы, картинки, панно, игрушки, которые обычно используются в условиях фронтального показа, слишком малы по размерам. Предметы с блестящей поверхностью также не подходят для демонстрации слабовидящим детям. Стилизованные изображения с недостаточно чётким контуром чрезвычайно затрудняют процесс зрительного восприятия.

Методика занятий по формированию счёта и представлений о количестве у детей дошкольного возраста, принятая для массовых детских садов рекомендует использовать плоскостной геометрический материал: круги, квадраты, овалы и т.д. Детям с нарушением зрения наряду с плоскостными фигурами необходимо давать объёмные предметы и игрушки (ёлочки, матрёшки, грибки, машинки и т.д.). Работа с объёмными предметами позволяет детям получить дополнительные представления о форме, цвете, величине объектов.

Детям с нарушениями зрения трудно рисовать на листах из тетрадей в клетку, применение которых рекомендуется для работы в массовых детских садах. На занятиях по математике нужно использовать листы, разлинованные в крупную клетку. И лишь, после того как дети приобретут умение рисовать по специально вычерченным клеткам, им предлагаются листы из обычных тетрадок.

Сочетание различных форм наглядности и словесного пояснения – эффективный метод обучения. Так, скажем, чтобы научить ребёнка делить целое на четыре части, воспитатель сначала показывает, как сложить листок вдвое, чтобы его стороны и углы совпали. Лишь, после того как дети выполнят этот этап задания, он рассказывает и показывает, как согнуть листок ещё раз, и дети выполняют второй этап, и так до конца. Поэтапный способ пояснения и показа задания облегчает усвоение детьми практических навыков, а также способствует фиксации отдельных этапов работы, осмыслению её процесса и умению рассказывать о ней.

Эффективно использовать на занятиях по математике рисование. Например, давать детям задания типа «диктанта». Заключается такое задание в следующем: каждому ребёнку даётся листок с разлинованными дорожками и предлагается нарисовать какое-то количество кругов (или квадратов, прямоугольников) на каждой дорожке, а затем подсчитать, где больше фигур, где меньше, насколько меньше и т.д. В следующий раз детей просят разделить листы на четыре части и в каждой нарисовать разное количество предметов: в правой верхней части пять кругов, в левой нижней шесть овалов, в правой нижней на один квадрат меньше, чем кругов в правой верхней части, и т.д.

Подобные упражнения способствуют закреплению понятий «верх», «низ», «верхняя сторона», «правый угол», «левый», «верхний», «нижний» и т.д. Упражнения рекомендуется проводить не только с помощью рисования, но и с использованием игрушек, когда, скажем, по ходу игры требуется поместить зайчика в левом углу комнаты, мишку посередине и т.д. Полезны и упражнения типа «Найди место в комнате, в ходе которых воспитатель просит одного из воспитанников: «Стань в правом переднем углу», другого: «Встань в середине левой стены», третьего: «Встань в середине комнаты» и т.д. После того, как каждый занял своё место, даётся другое задание: «Те, кто стоит в правом переднем углу и в середине комнаты, меняются местами» и т.д. В процессе этой игры дети учатся ориентироваться в помещении и соотносить названия сторон и углов комнаты со своим местонахождением. Можно использовать на занятиях игры – загадки: «Где стоит тот предмет, который нужно угадать?» Ведущий описывает искомый предмет по форме, цвету, величине; остальные дети угадывают, о чём идёт речь, отыскивают подразумеваемый предмет и говорят, где он стоит.

В связи с недостаточностью зрительной ориентировки следует упражнять детей в счёте окружающих предметов, учить сравнивать последние между собой, и находить общие и отличительные признаки. Больше всего детям нравятся те задания, которые предполагают поиск. Так, могут увлечь, например, задачи: «Сосчитайте сколько круглых предметов в комнате», «Назовите самые высокие и самые низкие предметы в комнате», «Найдите самые тонкие и самые толстые предметы», «Чего в комнате по четыре штуки, по пять?», «Каких предметов в комнате больше: квадратной или прямоугольной формы?» и т.п.

Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счёта полезно вести счёт с опорой то на зрение, то на слух, то на осязание. Результат включения всей сенсорной сферы ребёнка в процесс формирования понятий о количестве сказывается прежде всего в том, что дети начинают считать самые разные объекты окружения. При таком подходе облегчается и обучение детей находить общие единичные, качественные и количественные категории ряда предметов.

В связи с нарушением глазодвигательной функции зрения при косоглазии затрудняется счёт движущихся предметов. Однако счёт движений – прыжков, шагов, хлопков, хотя легко даётся детям, но его также следует использовать в качестве коррекционного упражнения.

Обучение измерению в работе со слабовидящими детьми целесообразнее начинать с определения величин окружающих предметов: крышки стола, стенки шкафа и т.д. На занятиях по измерению сыпучих и жидких тел необходимо иметь стаканчики, мензурки и другие мерки в количестве достаточном для того, чтобы обеспечить участие в работе каждого ребёнка, ибо фронтальная демонстрация процедуры измерения из-за неполноценного зрения детей может оказаться не вполне продуктивной. Если воспитатель демонстрирует измерение жидкости, например воды, её необходимо подкрасить и, подставив позади стакана экран, выделить уровень жидкости и все возможные его изменения. В данной процедуре также необходимо, чтобы по ходу показа и пояснений воспитателя и одновременно с ним дети поэтапно выполняли все действия измерения. Упражнение завершается анализом проделанного.

Для обучения детей количественным операциям полезно использовать наглядный показ. Так, воспитатель может дать одному ребёнку две куклы, а другому одну, спрашивая при этом: «Сколько кукол у обоих?» Или же показать некоторое количество однотипных предметов, а затем, отнимая (или прибавляя) по одному, попросить определить, сколько стало.

Рекомендуется и самим воспитанникам поручать выполнение аналогичной работы со своими игрушками. Таким образом, дети подводятся к процедуре самостоятельного решения задачи. Чтобы приучить ребят к этой процедуре, целесообразно давать им сюжетные картинки, требующие операции счёта: «Шесть птичек сидят на ветке, а одна улетает» и т.п. После того как дети научатся решать такого рода задачи, можно давать им предметные картинки с изображением различных объектов, требуя составить задачу по поводу этих предметов.

Полезно также составление задач с использованием слов: ушли, пришли, жили, купили, подарили, улетели и т.д. Цель этого упражнения – приучить детей к самостоятельному выбору ситуации, избегая подражания друг другу в составлении задачи, что весьма свойственно дошкольникам.

Формирование математических представлений требует индивидуального подхода к детям, особенно в тех случаях, когда у ребёнка резко снижена острота зрения, ослаблено здоровье и отмечается задержка в психическом развитии.

Чтобы поддержать работоспособность детей на протяжении всего занятия, по истечении 12 минут целесообразно проводить физкультминутку: дети выполняют упражнения для мышц рук, ног, спины и зрения. Воспитатель предлагает им посмотреть в окно, на стоящие вдали дома, деревья. Подобные упражнения, способствующие разрядке зрительного напряжения, необходимо проводить с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием, и в процессе занятий и после занятий.

Таким образом, особенности развития элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения указывают на необходимость повышения эффективности обучения и воспитания этой категории дошкольников с целью успешного овладения ими программного содержания по математике. Обучение дошкольников должно предусматривать не только сообщение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, которые во многом определят успешность обучения их в школе.

                Литература

  1. Волкова И.П.  Индивидуально – типологические особенности лиц с нарушениями зрения //      Дефектология. - 2005. - №3.- С. 39-47.
  2. Гайлене И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушениями зрения. // Дефектология – 1990 - №2 С. 13-17
  3. Плаксина Л.И. Математика в детском саду для детей с нарушениями зрения. М. Просвещение. 1992
  4. Тупоногов Б.К.  Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект //  Дефектология .-1998.-№5.-С.58-63.
  5. Тюхалкина Т.А. Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения г. Нижний Новгород 1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха

Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепление числа и цифры 7, знаков «<», «>», «=»; упражнение в решении примеров на сложение и вычитание.Коррекционно-развивающая:  Развитие слухового в...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта

В работе расрывается методика формирования  элементарых математических представлений у детей с нарушением интеллекта...

Об особенностях формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представл...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа «Собираем урожай»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, старшая группа...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...