"Роль педагогического работника в деятельности по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике
«Роль педагогического работника в деятельности по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 18.81 КБ |
prezentacija_sj552.ppt | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
«Роль педагогического работника в деятельности по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ»
Ранняя диагностика нарушений чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Известно, что чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены.
В связи с выше изложенным педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей «группы риска». Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, в частности воспитатель, является метод наблюдения. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-трех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения
Существует несколько видов наблюдений.
Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под руководством педагога-психолога.
Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях, во время прогулки, отмечает особенности формирования моторных навыков, навыков самообслуживания, особенности развития личности, специфику в формировании коммуникативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности.
Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Известно, что именно в деятельности проявляются особенности психики человека. Поэтому воспитатель, участвуя, например, в игровой деятельности вместе с детьми, может более полно, чем при внешнем наблюдении со стороны, выявить особенности взаимодействий между детьми, личностные особенности, особенности общения, ролевые предпочтения, творческий потенциал и др.
Воспитатели обеспечивают как можно более раннее выявление индивидуальных и типологических особенностей ребенка и последующий их учет в работе с ним, обращают внимание на особенности базовых проявлений активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития, таких, как:
- уровень общей и двигательной активности;
- ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;
- характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например, еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);
- интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;
- качество настроения ребенка;
- способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;
- способность ребенка к преодолению препятствий.
При квалификации наблюдаемых особенностей детского поведения как отклонений, воспитатель руководствуется следующими критериями:
- изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;
- несоответствие поведения половозрастным нормам развития;
- длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;
- тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения (изредка возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о наличии серьезной причины);
- множественность своеобразных черт (более пристальное внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и эмоциональными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в других характеристиках психической деятельности);
- специфичность возникновения того или иного симптома отклонения, указывающая на социальный характер причины его возникновения;
- пристрастие к однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым;
- запаздывание в формировании навыков опрятности.
На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрослых воспитатели ДОУ выявляют детей со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.
При обнаружении у ребенка, отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), воспитатель организует более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра - ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А.Н. Леонтьева:
- внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;
- в ней перестраиваются частные психические процессы;
- от нее зависят основные изменения личности в данный период.
В случаях нарушений и патологии развития изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.
Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения, которое можно провести в реальной обстановке детского сада. При этом оценивается:
- проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
- выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
- адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
- возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
- характер игры (однообразная, творческая);
- поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).
Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности.
Пока причины отличающегося от обще возрастных норм поведения не выяснены, воспитатель строит свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди».
По выяснении причин отличающегося от обще возрастных норм поведения ребенка проводится специальная работа с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.
Используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных видах деятельности, воспитатели выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с задержкой психического развития Моторика: нарушена координация движений; движение рук и ног не согласовано; слабо сформированы навыки самообслуживания; не умеют правильно держать карандаш, кисточку (не контролируют силу нажима). Внимание: неустойчивое, рассеянное, повышенная отвлекаемость, неравномерная работоспособность; трудности в переключении с одного вида или найденного способа на другой. Память: изучаемый материал усваивается избирательно, ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые; ограничен объем памяти; характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Мышление: многократное повторение и упрощение инструкций, оказание помощи при выполнении заданий; отмечается подражательный характер деятельности детей; несформированность к творческому созданию новых образов; боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания. Восприятие и ощущения : трудности в узнавании предметов; недостаточная точность восприятия изображения, снижен объем восприятия. Эмоциональная сфера: часто идут на поводу у сверстников, так как не умеют проявлять инициативу; тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят; резкая смена настроения. VIDEOPLAYBACK-ONLINE-VIDEO CUTTERCOM_GCZJNHBV.MP4
Дети с расстройствами аутистического спектра Моторика: неверно оценивают расстояние до предмета (что может быть причиной неловкости); трудности в манипуляции с мелкими предметами; ходьба на цыпочках. Внимание: трудно установить зрительный контакт; полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; пугаются любых резких шумных звуков; устойчиво в течении нескольких минут или секунд. Память: развитие механической памяти (плохое понимание содержание сказок и стихов). Мышление: отсутствует интерес к окружающим, нежелание контактировать; трудно понимают развитие ситуации во времени; не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или зовут. Восприятие и ощущения: не различает эмоций окружающих; негативная реакция на световые, цветовые, двигательные раздражители; не проявляют особого интереса к новым людям, не участвуют в играх. Эмоциональная сфера: выраженная чувствительность к воздействиям окружающей среды; при попытке взять детей на руки начинают выгибать спину; с трудом осваивают навыки самообслуживания; монотонные движения (раскачивание, повторение, сортировка игрушек); длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука; не играет в сюжетно-ролевые игры; выраженная пассивность к сенсорным раздражителям, внезапные вспышки агрессии. ras-online-video-cuttercom_Wo0zJA1S.mp4
Дети с умственной отсталостью Моторика: движения неловкие, плохо координированы, чрезмерная замедленность или напротив, импульсивность; не сформированы навыки самообслуживания; трудности пользоваться чашкой и ложкой. Внимание: неустойчивое, ребенка невозможно привлечь надолго; внимание истощаемое: дети быстро устают от усилий по сосредоточению внимания; нарушена концентрация и переключаемость внимания; трудности ориентироваться в обществе; не понимают требований игры. Память: низкий объем памяти; медленно усваивают все новое; быстро забывают воспринятое; непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения. Мышление: логические операции недостаточно сформированы; развитие творческого мышления и воображения низкое; не могут самостоятельно придумать сюжет для игры или изобразительной деятельности. Восприятие и ощущения: отсутствует интерес к животным, чему-то новому, красочным предметам или игрушкам; слабость контакта со сверстниками; не стремятся узнать новое или интересно. Эмоциональная сфера: повышенное стремление к физической активности, нецеленаправленным играм; неустойчивость психического состояния; проблемы с овладением навыками самообслуживания; отсутствует чувство сострадания душевного понимания эмоций окружающих. Работа с умственной отсталостью. ДЦ 'Особое детство'. Дефектолог Костюшина О.В..mp4
Программы и учебно-методические пособия Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Учебно-методическое пособие КРО (Коррекционно-развивающее обучение). Е.А. Янушко Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко Игры с аутичным ребёнком.
Квиз – игра «Письмо ребёнка с ОВЗ» Какое у меня настроение? Что я люблю делать? Что мне нравиться? Как я себя чувствую в обществе? Чего я боюсь? Как я отношусь к детям, взрослым, как относятся ко мне? В чём мои основные трудности?
Основные критерии отграничения детей с ОВЗ ЗПР УО РАС Моторика: - нарушение координации движений (сложно сохранить равновесие, удержать ритм и темп); - движение рук и ног не согласовано. - слабо сформированы навыки самообслуживания; не умеют правильно держать карандаш, кисточку (не контролируют силу нажима). Моторика: - движения неловкие, плохо координированы, чрезмерная замедленность или напротив, импульсивность; - трудности пользоваться чашкой и ложкой. - не сформированы навыки самообслуживания. Моторика: - неверно оценивают расстояние до предмета (что может быть причиной неловкости); - трудности в манипуляции с маленькими предметами; - ходьба на цыпочках (из-за возможных проблем с координацией, дети с трудом учатся ходить по лестнице); (так же из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация – повешенное и неконтролируемое слюноотделение). Внимание: -неустойчивое внимание, рассеянность, повышенная отвлекаемость, неравномерная работоспособность; -трудности в переключении с одного вида или найденного способа на другой. Внимание: - неустойчивое, ребенка невозможно привлечь надолго; - внимание истощаемое: дети быстро устают от усилий по сосредоточению внимания; - нарушена концентрация и переключаемость внимания; - трудности ориентироваться в обществе. - непонимание требований игры. Внимание - трудно установить зрительный контакт; -полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; - пугаются любых резких звуков; - устойчиво в течение нескольких минут или секунд. Память: - изучаемый материал усваивается избирательно, ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые; - ограничен объем памяти; преимущество наглядной памяти над словесной; - характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Память: - низкий объем памяти; - усваивают все новое очень медленно, (нуждаются в многократном повторении инструкций); - быстро забывают воспринятое (не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике). - наблюдается непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения. Память: - развитие механической памяти (плохое понимание содержание сказок и стихов). Мышление: - требуется многократное повторение и упрощение инструкций, оказание помощи при выполнении заданий; - отмечается подражательный характер деятельности детей; - несформированность к творческому созданию новых образов; - боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания. Мышление: - логические операции недостаточно сформированы; - развитие творческого мышления и воображения крайне низкое; - не могут самостоятельно придумать сюжет для игры или изобразительной деятельности. Мышление: - отсутствует интерес к окружающим, нежелание контактировать с окружающими; - трудно понимают развитие ситуации во времени; - не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или зовут. Восприятие и ощущения: - трудности в узнавании предметов; - недостаточная точность восприятия изображения, снижен объем восприятия. Восприятие и ощущения: - отсутствует интерес к животным, чему-то новому, красочным предметам или игрушкам; - слабость контакта со сверстниками; - не стремятся узнать новое или интересное. Восприятие и ощущения: - не различает эмоций окружающих; - н егативная реакция на световые, цветовые, двигательные раздражители; - н е проявляют особого интереса к новым людям, не участвуют в играх. Эмоциональная сфера: - часто идут на поводу у сверстников, так как не умеют проявлять инициативу; - тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят; - резкая смена настроения. Эмоциональная сфера: - повышенное стремление к физической активности, нецеленаправленным играм; - неустойчивость психического состояния (отсутствует контроль над настроением, может появиться внезапный смех или слезы); - проблемы с овладением навыков самообслуживания; - отсутствует чувство сострадания, душевного понимания, эмоций окружающих. Эмоциональная сфера: - выраженная чувствительность к воздействиям окружающей среды (силе голоса, света, температуре, прикосновениям); - при попытке взять детей на руки (начинают выгибать спину); - с трудом осваивают навыки самообслуживания; - у них наблюдаются монотонные движения (раскачивание, повторение, сортировка игрушек); (такие движения говорят, что ребенку не комфортно находиться в этой обстановки); - длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука; - не играет в сюжетно-ролевые игры; - выраженная пассивность к сенсорным раздражителям; - внезапные вспышки агрессии.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом"
В презентации представлен опыт организации деятельности учителя-логопеда в МАДОУ по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ....
Выступление к презентации "Раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом"
Выступление к презентации "Раннее выявление и сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом"....
Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
Представляю опыт работы организации деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ...
Мастер - класс «Выявление и сопровождение детей группы риска»
Материал для работы педагога - психолога по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми»...
Выступление на семинаре по теме: «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одарённости в соответствии с ФГОС»
Работа с одаренными детьми актуально для государства и поэтому, миссия госсударства заключается в поддержке одаренных детей, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой и интелл...
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...
Выявление и сопровождение детей, имеющих предпосылки физической одаренности
Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позит...