ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
рабочая программа по коррекционной педагогике
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_slaboslyshashchih.docx | 106.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Ф.И.О. ребёнка: Артем Иванович
Дата рождения: 17.01.2013 г.
Программу реализуют:
Учитель – логопед: _______________________________________
Педагог – психолог : ______________________________________
Воспитатели:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Целевой раздел | ||
1.1. | Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной программы для ребенка с нарушение слуха | |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы | |
1.3. | Принципы и подходы к реализации Программы | |
1.4. | Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы | |
1.5. | Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником Программы. | |
II. Содержательный раздел | ||
2.1. | Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с нарушением слуха, представленными в пяти образовательных областях | |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы | |
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | |
2.4. | Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с нарушением слух. | |
III. Организационный раздел | ||
3.1. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной программы для ребенка с нарушение слуха
Настоящая индивидуальная образовательная программа (далее – Программа) предназначена для работы со слабослышащими детьми 5-7 лет. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с ребёнком-инвалидом по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
• Конвенции о правах ребёнка;
• Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
• В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
• В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014) (далее – Порядок);
• Данная программа составлена на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет.
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 мая 2013 г. N 28564;
• Устава дошкольной образовательной организации ГБОУ Школа Марьина роща им. В.Ф. Орлова по г Москве;
• Правил внутреннего трудового распорядка.
Программа спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей ребёнка-инвалида. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребёнка (Жемна Артем Иванович) дошкольного возраста с нарушением слуха и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы:
всестороннее развитие ребенка-инвалида с нарушением слуха в соответствующих его возрасту детских видах деятельности и с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей; его позитивная социализация и интеграция в общество.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:
• сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида с нарушением слуха;
• осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии ребенка-инвалида дошкольного возраста с нарушением слуха;
• создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития ребенка-инвалида дошкольного возраста с нарушением слуха;
• создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника с нарушением слуха, отвечающих современным требованиям;
• осуществление взаимодействия с семьёй воспитанника для обеспечения полноценного развития ребёнка-инвалида с нарушением слуха;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка - инвалида с нарушением слуха;
• создание условий для интеграции ребёнка-инвалида с нарушением слуха в общеобразовательные учреждения;
• обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования;
• повышение профессионального мастерства педагогов.
1.3.Принципы и подходы к реализации Программы.
1. Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения ребёнка-инвалида, гармонического развития личности ребенка-инвалида с нарушением слуха на основе систематической коррекционно-образовательной деятельности, результатом которой является социальное развитие воспитанника, обеспечение ему возможности интегрироваться в ординарное общество.
2. Направленность коррекционно-педагогической деятельности на решение развивающих, образовательных и коррекционных задач. Важное значение для обеспечения социализации ребёнка-инвалида с нарушением слуха приобретает формирование и развитие у него устной речи (ее восприятия и воспроизведения), поэтому особое место в системе коррекционно- педагогической деятельности занимает формирование у ребёнка с нарушением слуха самостоятельной речи как средства общения и развитие ее различных форм и сторон.
3. Индивидуальный подход к ребёнку-инвалиду с нарушением слуха с учетом уровня его психофизического развития, состояния речи и слуха, а также сроков обучения ребенка, участие родителей (законных представителей) в коррекционно-воспитательной работе.
Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
2. Cодействие и сотрудничество ребёнка и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы ребёнка в различных видах деятельности.
4. Cотрудничество ДОУ с семьёй.
5. Приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы построения образовательного процесса с недостатками слуха:
1. Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка-инвалида с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений.
2. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка-инвалида с нарушением слуха.
3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка-инвалида с нарушением слуха.
4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку - инвалиду с нарушением слуха и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка-инвалида с нарушением слуха.
5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку-инвалиду с нарушением слуха и его родителям.
6. Принцип личностно-ориентированного и деятельного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка-инвалида с нарушением слуха.
7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка-инвалида с нарушением слуха, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений.
8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок-инвалид с нарушением слуха является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы слабослышащего ребёнка
Нейросенсорной называется тугоухость или глухота, обусловленная поражением звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора. Нейросенсорная глухота – это не одно заболевание, а целая группа различных патологий, которые приводят к нарушению функционирования слухового нерва, внутреннего уха или слухового участка коры головного мозга. Но поскольку все данные патологии затрагивают звуковоспринимающий аппарат слухового анализатора, а потому имеют сходный патогенез, то их объединяют в одну большую группу нейросенсорной тугоухости. Морфологически нейросенсорная глухота и тугоухость могут быть обусловлены расстройством функционирования слухового нерва и коры головного мозга, а также аномалиями строения внутреннего уха (например, атрофия сенсорного аппарата улитки, изменение структуры сосудистой полости, спирального ганглия и т. д., возникшими из-за генетических нарушений или вследствие перенесенных заболеваний и травм. По происхождению нейросенсорная тугоухость врожденная. Ребёнок наблюдается невропатологом Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития. Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями слухового восприятия зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье.
1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения
воспитанником адаптированной индивидуальной
образовательной Программы
Целевые ориентиры образования для слабослышащего ребёнка
1. Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
2. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого.
3. Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.
4. Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
5. Стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
6. Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности.
7. Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Участвует в совместных играх, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
8. Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
9. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика: он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
10. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
12. Ребёнок проявляет любознательность, обладает элементарными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.
Планируемые результаты освоения Программы ребёнком с нарушением слуха
Ребёнок-инвалид с нарушением слуха должен уметь:
1. Обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их.
2. Выражать просьбы и желания с помощью голоса.
3. Различать и выполнять действия с опорой на пиктограммы и таблички.
4. Проговаривать сопряжено и отражённо весь речевой материал на уровне произносительных возможностей каждого ребёнка.
5. Произносить хорошо знакомые слова и фразы в самостоятельной речи.
6. Заучивать наизусть короткие стихи.
7. Читать по слогам, затем повторять слово целиком устно.
8.Взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
II. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с
направлениями развития ребенка с нарушением слуха,
представленными в пяти образовательных областях
В совокупности обозначенные образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения.
Это связано с тем, что ребенок-инвалид с нарушением слуха имеет специфические особенности восприятия, обусловленные непосредственно имеющимися нарушениями, поэтому он нуждается в специальном воздействии, направленном на коррекцию его слухоречевого развития, на формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Поэтому в содержание Программы включены такие разделы, как развитие слухового восприятия, развитие звукопроизношения, формирование устной речи, обучение произношению слов и фраз, обучение самостоятельной устной речи, практическое овладение грамматическими формами, рассказывание, обучение письму.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка-инвалида, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах детской деятельности.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие ребенка-инвалида с нарушением слуха с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.
Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями и особенностями развития ребенка с нарушением слуха, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной сурдопедагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы организуется адекватная возможностям ребенка охранительно- педагогическая и предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Предусматривается варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповые и индивидуальные.
Содержание образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
• воспитывать: дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
• воспитывать уважительное отношение к окружающим;
• продолжать формировать навыки культурного поведения;
• приучать ребенка-инвалида без напоминания здороваться, прощаться, благодарить взрослых и детей за оказанную услугу, вежливо обращаться с просьбой, при необходимости предлагать свою помощь взрослым;
• учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, уступать дорогу младшим и взрослым;
• приучать ребёнка с уважением относиться к труду и отдыху старших, охотно выполнять их просьбы и поручения;
• формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
• воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• продолжать учить ребенка-инвалида радоваться успеху другого ребенка, результату собственного и совместного действия и переживать за товарищей, жалеть их и, по возможности, помогать при неудачах;
• формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
• приучать справедливо разрешать споры, побуждать видеть хорошее в поведении сверстников, положительно оценивать хорошие поступки товарищей;
• расширять представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома;
• развивать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
• привлекать внимание ребенка-инвалида к явлениям окружающей общественной жизни;
• учить соблюдать правила поведения на улице;
• развивать стремление ребёнка-инвалида выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• поддерживать естественно возникающие в жизни детей обращения друг к другу.
Взрослый оречевляет ситуации (ребёнок воспроизводит его речь сопряженно и отраженно), используя фразы соответственно уровню слухоречевого развития ребенка;
• продолжать учить ребенка-инвалида договариваться с детьми при работе в паре, втроем, в группе;
• в ситуациях общего дела продолжать учить детей дослушивать до конца реплику (высказывание) ребенка-инвалида и отвечать на нее, обращаясь непосредственно к говорящему;
• учить ребенка-инвалида задавать другим вопросы и выслушивать ответы на них с последующим одобрением или пояснением;
• учить ребенка-инвалида в общем разговоре выражать одну и ту же мысль различными языковыми средствами, меняя лексику, структуру, грамматику высказывания (я бабочку нарисовал- я нарисовал бабочку - у меня бабочка получилась! - ой! бабочка! бабочка у меня! посмотри! у меня получилась бабочка! и т.п.).
Социально – коммуникативная деятельность.
Ребенок-инвалид должен пользоваться в своей речи названиями всех атрибутов игр, именами действующих лиц, лексикой, необходимой для осуществления замысла каждой игры и общения ее участников в процессе игры.
• Совершенствовать и расширять игровые замыслы ребёнка-инвалида.
• Формировать желание организовать сюжетно-ролевые игры.
• Продолжать учить отражать в играх новые знания, полученные на занятиях, во время наблюдений, экскурсий по ознакомлению с окружающим миром.
• Продолжать учить отражать в играх труд взрослых людей, их отношения и моральные чувства.
• Учить объединять простые, ранее освоенные сюжеты в общую игру.
• Учить согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
• Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие во время игры.
• Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
• Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
• Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, введение новой роли, изменение атрибутики, использование предметов - заменителей).
• Создавать условия для творческого самовыражения, для возникновения и развития новых игр.
• Учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
• Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
• Развивать в процессе игр и с их помощью самостоятельную речь ребёнка; Продолжать учить ребенка-инвалида речевому общению в ходе игры: учить использовать в игре словарь, усвоенный в общении и на занятиях, учить специфическим словам и выражениям, требуемым ходом игры.
• Ребенок должен научиться играть в следующие игры:
«Дорожное движение», «Зоопарк», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Строительство».
В подвижных играх:
• Воспитывать самостоятельность ребенка-инвалида в организации знакомых игр.
• Учить играть в игры с элементами соревнований. Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
• Играть с ребенком в подвижные игры (в дополнение к играм 2 года обучения): «Зайки и волк», «Кто опоздал?», «У медведя во бору», «Ловишки», «Прятки», «Пустое место», «Рыбаки и сети», «Охотники и зайцы», «Хитрая лиса», «День и ночь» и др.
Ребёнок в семье и сообществе
• Расширять представления ребенка-инвалида об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
• Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Углублять представления ребенка о семье и ее истории.
• Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
• Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
• Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
• Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные ребенком-инвалидом изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
• Расширять представления ребенка-инвалида о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Трудовое воспитание
• Воспитывать у ребенка-инвалида положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
• Разъяснять ребенку-инвалиду значимость их труда.
• Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
• Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
• Знакомить ребёнка с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
• Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.
• Развивать желание помогать другим.
• Формировать у ребенка-инвалида предпосылки (элементы) учебной деятельности.
• Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
• Продолжать учить ребенка-инвалида помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.
• Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).
• Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Труд в природе
• Поощрять желание ребёнка-инвалида выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы, обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
• В процессе работы приучать наблюдать за ростом и развитием растений, устанавливать связь между правильным уходом за растениями и их состоянием.
•Привлекать ребенка-инвалида к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, уборке снега на дорожках, на площадке; к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
• Во время работы научить ребёнка правильно пользоваться лопаткой, совком, граблями, лейкой.
Ручной труд
• Приучать ребёнка-инвалида использовать навыки и умения, полученные на занятиях по конструированию, для изготовления из бумаги, картона, дощечек и т.п. разнообразных поделок для игры (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, коробочки, кукольная мебель и т.д.) и подарков (закладки для книг, разнообразные сувениры из природного материала и т.д.).
• В процессе труда закреплять знания о свойствах материалов.
Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов ребёнка-инвалида, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира
• Продолжать знакомить ребенка-инвалида с назначением предметов домашнего обихода.
• Учить различать детали некоторых предметов: у стула - ножки, спинка, сиденье; у платья, рубашки - рукава, воротник, молния, пуговицы, карман.
• Различать по форме и назначению предметы посуды и одежды: (тарелка глубокая и мелкая, ложка столовая и чайная, ботинки, туфли, валенки, резиновые сапоги).
• Различать дорогу, тротуар.
• Продолжать учить ребенка-инвалида ориентироваться в помещении детского сада: знать, как пройти в музыкальный и спортивный залы.
• На участке находить дорожки, цветочные клумбы, скамейки, веранды, спортивное оборудование.
• Продолжать обогащать представления ребенка-инвалида о мире предметов. Рассказывать о предметах, необходимых людям в разных видах деятельности (игра, труд, творчество, бытовые ситуации).
• Расширять представления о предметах окружающей обстановки и их качествах (цвет, форма, величина, материал, из которого сделаны, вкус).
• Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов. Побуждать ребёнка-инвалида сравнивать предметы по назначению, материалу, цвету, форме, величине и т.п.
• Развивать умение ориентироваться в помещении группы (раздевалка, лестница, крыльцо),в помещении детского сада (комнаты других групп, кабинет врача, кухня, прачечная), на территории детского сада (фонари, спортивные конструкции), в ближайшей к детскому саду местности (дома высокие и низкие, автобусная остановка, магазин, аптека, стройка).
• Формировать у ребёнка представления о расположении предметов и объектов в пространстве (далеко - близко, высоко - низко, рядом, около, слева, справа, в середине).
Ознакомление с социальным миром
• Привлекать внимание ребенка-инвалида к явлениям окружающей общественной жизни: показывать строящиеся дома, различные виды транспорта.
• Учить соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах. Знакомить с различными профессиями (воспитатель, няня, врач, шофёр, продавец, повар, дворник).
• Обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
• Знакомить с культурными явлениями (театр, цирк, зоопарк, музей), их атрибутами и правилами поведения в них.
• Расширять представления ребёнка-инвалида о государственных праздниках (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы).
Ознакомление с миром природы
• Расширять и уточнять представления ребенка-инвалида о природе.
• Учить наблюдать, развивать любознательность.
• Формировать представления о чередовании времён года и их характеристиках (листопад, туман, метель, сосульки, капель, проталины, ледоход, ручей, почки, гнездо, молния, радуга).
• Продолжать учить наблюдать за погодными изменениями и отражать свои наблюдения в календаре.
• Продолжать формировать представления о деятельности взрослых и детей в природе в разные сезоны года.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (время года - растительность - труд и занятия людей).
• Знакомить с растениями ближайшего окружения: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
• Познакомить с понятиями «сад» и «огород».
• Продолжать расширять и уточнять представления об овощах и фруктах. Дать понятия «овощи», «фрукты».
• Расширять представления о домашних и диких животных, птицах: где живут, чем питаются, их повадки.
• Дать представление о пресмыкающихся и насекомых.
• В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка и воды.
• Уточнять представление ребенка-инвалида о времени суток. Обращать внимание на временные изменения путем наблюдения и обсуждения признаков разных временных отрезков в разные сезоны.
• Закреплять умение правильно по смыслу употреблять слова, обозначающие временные отношения (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, названия дней недели, названия месяцев).
• Продолжать формировать у ребенка-инвалида представление о том, что природу нужно беречь и охранять.
Развитие мышления
• Продолжать учить самостоятельно решать задачи, поставленные перед ним в практическом и наглядном плане. Учить ребёнка самостоятельно группировать, классифицировать предметы и картинки, вычленяя основания классификации. Раскладывать группы по образцу, без образца, по обобщающим словам.
• Учить выделять «четвёртый лишний» предмет.
•Учить понимать причинно - следственные отношения в природе и в повседневной жизни.
• Учить раскладывать серии картинок в логической последовательности. (Серия из 3-х - 5-и картинок).
• Учить дифференцировать времена года по картинкам.
• Продолжать учить ребенка-инвалида самостоятельно решать задачи, поставленные перед ним.
Путём проб и ошибок находить нужное орудие, принцип действия с какой-либо игрушкой, механизмом (достать мешок с игрушками для прогулки, висящий высоко; применить палку нельзя, т.к. игрушки рассыплются; вытащить шапку или мяч из ямы, не влезая в неё; найти принцип действия механической игрушки); с применением образца
• Продолжать учить самостоятельно группировать, классифицировать предметы и картинки: употреблять обобщающие слова: «посуда», «одежда», «мебель», «игрушки», «животные», «овощи», «фрукты», «транспорт», «птицы».
• Проводить классификацию предметов и картинок по обобщающим словам.
• По образцу и без образца раскладывать на группы предметы, близкие по значению, т.е. подводить к более тонким дифференцировкам при классификации (животные домашние и дикие, животные и птицы).
• Группировать предметы по чувственно воспринимаемым свойствам со сменой основания (по цвету, по форме, по величине) с применением образца.
• Учить выполнять задания: «Разложи по цвету (по форме, по величине)». Учить ребёнка выделять «четвёртый лишний» предмет,
использовать любые сочетания из знакомых групп.
• При выделении ребенком «четвёртого лишнего» учить отвечать на вопрос «почему?», опираясь на обобщающие слова. Ребёнок в своих объяснениях пользуется выражениями типа: «Чашка - это посуда. Капуста, лук, огурец - овощи».
• Учить ребёнка выделять «четвёртый лишний» предмет по картинкам.
• Продолжать учить понимать причинно-следственные отношения.
• В природе рассматривать одно явление как следствие другого. (Лужи свидетельствуют о том, что был дождь. Тучи говорят о том, что будет дождь.)
• Наблюдать последовательность событий в повседневной жизни.
• Учить определять простую последовательность событий, изображенных на картинках, знакомых и не знакомых, но понятных ребёнку по содержанию.
• Учить самостоятельно раскладывать серии картинок (3-5 картинок) в логической последовательности и драматизировать последовательность событий, изображенных на картинках.
• Учить ребёнка в течение всего года дифференцировать времена года по картинкам - образцам с помощью разнообразных картинок, на которых признаки времени года переданы природой и одеждой людей.
Формирование элементарных математических представлений
• Учить ребенка-инвалида считать в пределах 7-и - 10-и.
• Учить при соотнесении предметов по количеству понимать и использовать слова «больше», «меньше», «поровну».
• Учить порядковому счёту.
• Учить обратному счёту в пределах 7-и.
• Подводить к пониманию состава числа в пределах 5-ти - 7-и.
• Счётные операции (сложение и вычитание) в пределах 5-и - 7-и.
• Учить ребёнка-инвалида решать примеры с присчитыванием единицы типа: 3+1, 5+2, 5 - 1, 4 - 2 в условиях практической ситуации. Учить делать запись примера.
• Продолжать знакомить с возрастом.
• Формировать словарь: считайте (считай) обратно; один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять; приложите (приложи), наложите (наложи);больше, меньше, поровну; первый, второй третий и т.д.; плюс, минус, равно (будет), примеры; вопросы: «где больше?», «где меньше?», «сколько?», сколько тебе лет?», «который по счёту?»; словосочетания, фразы типа: «я посчитал (а)»; «мне пять лет», «Ване 6 лет»; названия всех предметов, которые считают.
• Формировать навык счета счёт в пределах 7 – 10-и.
• Учить соотносить предметы по количеству в пределе 7 - 10 путем прикладывания и накладывания в каждой ситуации счета.
-При соотнесении пользоваться словами: поровну, больше, меньше.
• Соотносить по количеству предметы разной формы, величины, разного цвета, разного функционального назначения.
• Соотносить количество предметов с количеством пальцев.
• Соотносить группы предметов по количеству путем пересчёта на расстоянии, при разном расположении предметов в пространстве и т. п., а результат соотнесения проверять путем прикладывания и накладывания.
• Продолжать обращать внимание на то, что большее количество предметов может занимать меньшее пространство; от перестановки в пространстве количество предметов не меняется.
• Закреплять навыки отсчитывания предметов по образцу и заданному числу.
• Пересчёт производить вслух.
• Учить выделять 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9, 10 предметов из группы по образцу, по количеству пальцев, по слову, по цифре.
• Учить ребёнка-инвалида обратному счёту в пределах 7-и.
• Знакомить с количественным составом числа в пределах 5-и (из отдельных единиц) на конкретном материале (5 - это 1. 1, 1, 1 и ещё 1).
• Подводить к пониманию состава числа из двух меньших чисел на числах до 7 (5 это 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 1 и 4).
• Обращать внимание ребёнка на образование числа путем прибавления единицы (два - это один и один, три - это два и один, четыре - это три и один и т.п.).
• Учить порядковому счету и пониманию
вопроса: «который по счёту?»
• Учить определять и воспроизводить в пределах 7-10-и количество предметов на ощупь без участия зрения; количество ударов по поверхности предметов с помощью вибрационной чувствительности; количество звучаний музыкальных инструментов, сначала на основе слухозрительного восприятия, затем на слух.
• Формировать счётные операции (сложение и вычитание) в пределах 5 – 7-и на предметах, которые соединяются и разделяются на глазах у ребёнка. К концу года учить ребёнка-инвалида проводить счётные операции с закрытым результатом (присчитывание и отсчитывание по одному).
• Знакомить ребёнка со знаками «+» и «-» только в условиях практической ситуации прибавления или уменьшения количества предметов.
Запись примера появляется только после произведенного действия.
• Учить ребёнка-инвалида решать примеры с присчитыванием единицы (сложение типа: 2+1, 3+1, 6+1). При вычитании отнимать по единице (5-1, 5-1). При решении примеров использовать различный счетный материал. В пределах пяти сложение осуществлять с помощью пальцев одной руки.
3. Продолжать знакомить ребенка-инвалида с возрастом (собственным, товарищей по группе).
Сенсорное развитие
Развитие слухового восприятия
• Учить определять на слух количество звучаний в пределе 7-и:
• удары по барабану;
• звук дудки.
Развитие речевого слуха
• Продолжать развивать у ребёнка слухоразличительную функцию - учить различать и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы (в дополнение к словарю первых трех лет обучения
• Учить ребенка-инвалида выражать смысл услышанного слова, словосочетания, фразы в практической деятельности (демонстрация действий, драматизация, рисование).
Развитие зрительного восприятия
• Учить ребенка употреблять названия всех разрезных картинок (в виде отдельных слов и фраз); названия всех предметов, которые они дорисовывают; словарь, указанный в разделах "Развитие восприятия величин" и "Развитие пространственных отношений и ориентировке в пространстве"; слова запомни, запомнил; похож (-а, -е); цвет, форма, величина; фиолетовый, какого цвета?, какой формы (величины)? ; измерь, приложи; впереди, сзади, правая (левая) рука (нога), правый (левый) глаз, правое (левое) ухо; стекло, дерево, железо, шуршит бумага, играет (на музыкальном инструменте) (тётя, дядя), поёт (поют) птица (птицы, птички).
Развитие зрительного внимания, запоминания, формирования целостного образа предмета
• Продолжать учить ребенка-инвалида воссоздавать целостное изображение предмета по его частям и зарисовывать его. Рисовать не только по знакомым картинкам, но и по картинкам, которые никогда ребёнком не складывались. Правильность рисунка проверять путём складывания картинки.
• Учить ассоциировать формы с предметами.
• Учить самостоятельно создавать предметные картинки путём дорисовывания различных частей к предложенным геометрическим формам (дан полукруг – можно получить гриб, зонт, ежа, черепаху и т.д.). Учить ребенка-инвалида запоминать и воспроизводить: в рисунке и аппликации структурные элементы изображения и их взаиморасположение; в рисунке взаиморасположение структурных элементов текста или предложения.
Развитие восприятия цвета
• Продолжать учить ребенка-инвалида производить выбор цвета по слову - названию. Выбирать непосредственно и с отсрочкой основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный) и оттенки (коричневый, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый).
• Учить пользоваться называнием цвета, как средством запоминания при отсрочке (при показе образца называть его цвет и повторять его название несколько раз за время отсрочки). Отсрочку увеличить до 30 сек.
• Продолжать учить ориентироваться на цвет как сигнал к действию (игры "Светофор", "Гараж", "Внимание" и др.).
• Продолжать учить актуализировать по слову цвет в процессе рисования, лепки, аппликации.
• Продолжать знакомить ребенка-инвалида с тем, что у каждого времени года есть свой определённый цвет.
Развитие восприятия формы и величины
• Продолжать учить ребенка-инвалида выделять объёмные формы в процессе анализа образца.
• Продолжать учить в процессе конструирования создавать большие устойчивые постройки, учитывая пространственные свойства элементов конструкции.
• Продолжать учить выбору плоскостных геометрических форм по образцу и отсроченному выбору по образцу (запоминанию), давать для выбора и запоминания сложные фигуры, названий которых дети не знают. Сначала даётся 3-4 формы, доводится до 10-и.
• Продолжать учить соотносить плоскостную и объёмную форму: создавать конструкции по рисунку-образцу и зарисовывать конструкции. Использовать сложные образцы.
• Продолжать учить сопоставлять формы предметов с геометрической формой- эталоном. При затруднении пользоваться ощупывающим и обводящим движением.
• Учить видеть, из каких частей может быть составлена данная форма: круг из полукругов; круг из двух неравных частей; квадрат из двух прямоугольников; квадрат из 4-х квадратов; треугольник из двух прямоугольных треугольников.
• Учить видеть проекции реальных предметов и геометрических фигур с помощью обводящего движения, обрисовывания объёмной фигуры по контуру на листе бумаги; использования печатки.
• Продолжать учить изображать форму по словесному описанию в лепке, рисовании, аппликации.
• Продолжать учить ребенка-инвалида сопоставлять предметы по величине зрительно с последующей проверкой прикладыванием или измерением.
• Познакомить с новым определением величины: широкий-узкий. При сопоставлении широких и узких предметов применять прикладывание или измерение.
• Закреплять у ребёнка представление о том, что определения "короткий-длинный", "высокий-низкий", "широкий-узкий" уточняют представление о величине, но не заменяют слов "большой-маленький". Например, скамейка может быть большая, длинная, но низкая; стол может быть высокий, но маленький (мало места, некуда положить книги, тетради), а может быть низкий, но большой (много места всё можно положить) и т.п.
• Показать детям, какое значение имеет разница по величине для практических действий с предметами.
Учить при анализе конструкции учитывать не только форму, но и величину строительных элементов.
• Закрепить представление у ребенка-инвалида о соотношении величины. Употреблять в текстах-описаниях не только слова большой, маленький, высокий, низкий, длинный, широкий, узкий, но и определение отношений: больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче.
Речевое развитие
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Продолжать знакомить ребенка-инвалида с предметным и глагольным словарем; учить пользоваться фразовой речью при общении с взрослыми, друг с другом, в практической деятельности.
• Учить ребенка-инвалида рассказывать о выполненной ими или их товарищами работе в виде связного рассказа из 1-2 предложений. Например, я (ты) нарисовал дом. Дом высокий.
• Продолжать учить ребёнка передавать то, что изображено на картинке.
• Продолжать учить ребёнка-инвалида понимать других детей на занятиях, в процессе свободной деятельности, игры, режимных моментов.
• Учить ребёнка пониманию текстов, используя разные виды продуктивной деятельности: драматизацию, рисунки, серию рисунков - иллюстрирование книжек.
Всеми грамматическими формами и конструкциями ребенок-инвалид овладевает практически. Все указанные в программе конструкции должны активно употребляться в речи взрослых. Ребёнок сопряженно или отраженно проговаривает материал за взрослыми и привыкает к данным формам. В дальнейшем взрослые побуждают ребёнка-инвалида использовать их в своей собственной речи.
• Знакомить ребёнка с формами множественного числа существительных и глаголов, со следующими грамматическими формами и конструкциями
• Учить ребёнка-инвалида пересказывать знакомые сюжеты совместно со взрослыми. Во время рассказывания ребенок может оперировать игрушками, фигурками из кукольного театра, может составить описательный рассказ по картинкам: про лису, про мальчика Петю, про цыпленка, про Витю и волка; сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», « Три медведя».
Художественно-эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие предлагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование переживания персонажами художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности ребёнка-инвалида (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Изобразительная деятельность
• Закреплять понимание, что рисование, лепка, аппликация - это способ изображения предметов и явлений окружающей действительности.
• Проводить работу по формированию положительного устойчивого интереса к изобразительной и конструктивной деятельности.
• Продолжать работать над развитием восприятия - воспроизведения в изображениях существенных свойств изображаемых объектов.
• Формировать у ребёнка представления, пригодные для построения образов в рисунках, лепных поделках и т.д.
• Учить анализировать образцы, реальные предметы (натуру) перед изображением в определенной последовательности.
• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
• В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков,обобщение.
• Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения.
• Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величине, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
• Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику.
• Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности.
• Развивать чувство формы, цвета и пропорций.
• Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель), расширять представления о народных игрушках.
• Учить ребенка-инвалида оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом, словесным заданием (верно - неверно, красиво - некрасиво).
Лепка
• Совершенствовать умение лепить с натуры, по памяти, по представлению знакомы предметы, передавая их характерные особенности.
• Закреплять умение лепить предметы пластическим (из целого куска), конструктивным (по частям) и комбинированным способами, сглаживать поверхности, делая предметы устойчивыми.
• Учить лепить фигуры человека и животного в движении, передавая выразительность образа (кошка ест, собака сидит, мальчик бежит и т.д.).
• Учить объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (коллективные работы - кошка с котятами, собака и щенята, фрукты в корзине и т.д.).
• Формировать умение лепить по представлению сюжеты сказок, развивать творчество, инициативу.
• Формировать умение лепить мелкие детали (глаза, нос).
• Шире использовать стеку (шерсть животного, складки на одежде и т.д.).
• Использовать дополнительный материал (зернышки, косточки и т.д.).
• Закреплять навыки аккуратной лепки.
Аппликация
• Продолжать работу с ножницами.
• Закреплять умение ребёнка создавать изображения, разрезая бумагу на короткие и длинные полоски, вырезая овалы из прямоугольников, круги из квадратов, разрезая квадрат на четыре маленьких квадрата, два прямоугольника или два треугольника.
• Учить создавать из этих фигур изображения разных предметов, а также декоративные композиции.
• Учить составлять декоративную аппликацию из готовых частей по мотивам народного искусства.
• Закреплять и развивать умение строить узоры в аппликации с учетом ритмичного повторения или чередования элементов (их формы, цвета, величины и пространственные положения).
• Учить детей вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой и симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам (посуда, игрушки, цветы и т.д.).
• Ввести в практику комбинированные работы, то есть использовать аппликацию в рисовании и наоборот дополнять аппликацию дорисовыванием. Возможны как коллективная, так и индивидуальная форма работы.
• Учить ребёнка новому способу создания образов предметов в аппликации из частей, выполняемых путем обрывания бумаги (цыплята, деревья, ежи, облака и т.д.).
• Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Музыкальное воспитание
В системе воспитательно-образовательного процесса занятия по музыкальному воспитанию приобретают коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осуществляется посредством участия ребенка-инвалида в музыкально- ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования реакций на звучание музыки, воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивая память, внимание, волю, воображение, являющиеся необходимой предпосылкой формирования познавательной активности детей, занятия по музыкальному воспитанию разрешают свои специфические задачи в следующих разделах:
Расширение словаря ребенка-инвалида осуществляется в процессе музыкально-ритмической деятельности. Запас усвоенных ребёнком слов должен опираться на выработанные слуховые, голосовые, ритмические навыки и умения.
Словарь понимаемой и употребляемой речи: каким голосом? Низким (высоким, средним голосом); высокие (низкие звуки, средние звуки); маршируйте; колонна, шеренга, угол, на месте, направо, налево, в середине, дальше, ближе, правая (левая) нога (рука); пятки вместе- носки врозь; тяни носок, бегите врассыпную, галоп, будем выступать, выступает, поклонись, весело, спокойно.
Ритмично, оркестр, громкая (тихая) музыка, быстрая (медленная ) музыка; играет громко (тихо, быстро, медленно); вместе, одинаково, по- разному, красиво, некрасиво.
Формировать интерес к музыке, желание вслушиваться в ее звучание. Поощрять первоначальные элементарные творческие проявления ребенка-инвалида в попытках передавать движением некоторые компоненты средств музыкальной выразительности.
Физическое развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности ребёнка: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, приформировании полезных привычек и др.).
Словарь понимаемой и употребляемой речи в письменной и устной формах: мяч, флаг, барабан, палка, лестница, канат, доска, верёвка, идите, бегите, сядьте, встаньте, бросай(те) мячи, лови(те) мячи, прыгайте на носках, идите на пятках, идите на носках, идите по доске, прыгай(те), кати(те) мячи, ложитесь, бросай(те) мячи, бросай(те) мяч в корзину, лезь(те), стой(те), идите боком, встаньте в круг, подтягивайтесь, руки вверх (в стороны, на пояс), передайте мяч, идите по дорожке, спрыгните, стройтесь, станьте ровно, поворот, идите «змейкой», бегите «змейкой», положите мячи, идите как цапля, прыгайте как лягушка, летите как птичка, идите как обезьяны, станьте в пары, идите парами, возьмитесь за руки, кружитесь, встаньте в большой круг (маленький), будем играть, слушайте барабан, делайте как я, что мы будем делать?
• Совершенствовать двигательные умения и навыки ребёнка-инвалида.
•Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
• Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
• Учить прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку.
•Обучать ребенка-инвалида всё более самостоятельному выполнению движений по образцу и подражанию, приучать детей выполнять движения по словесной инструкции; способствовать обогащению двигательного опыта, формированию двигательных навыков увеличением количества и усложнением содержания упражнений, ускорением их темпа; обращать внимание на качество выполнения движений; чаще выполнять упражнения в парном и групповом выполнении, систематически и планомерно проводить коррекционную работу;
• Развивать чувство равновесия.
•Учить кататься на двухколёсном велосипеде, на самокате.
• Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
• Поддерживать интерес ребенка-инвалида к различным видам спорта. Подвижные игры: поощрять самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
• Воспитывать у ребенка-инвалида стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
• Учить элементам спортивных игр.
2.2. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы
Формы реализации Программы являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Формы организации обучения соответствуют детским видам деятельности:
Образовательная область | Формы |
Социально – Коммуникативное развитие | Игры с правилами, просмотр и обсуждение мультфильмов, разучивание стихотворений; инсценирование и драматизация отрывков из сказок, слухозрительное восприятие. |
Познавательное развитие | Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, игры с правилами; конкурсы; создание тематических выставок (по временам года, настроению и др.). |
Речевое развитие | Обсуждение, рассматривание программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий. |
Художественно –эстетическое развитие | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: предметов для игр, макетов, коллекций и их оформление, украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования, реализация проектов; оформление выставок, детского творчества, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. Слушание народной, классической, детской музыки; упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, музыкально- дидактические игры. |
Физическое развитие | Подвижные игры с правилами и дидактические игры; игровые упражнения, соревнования, сюжетные игры; физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; фонетическая ритмика. |
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и ребёнка, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования:
Для реализации адаптированной программы используются методические пособия и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире.
Среди специальных приемов работы со слабослышащими детьми можно выделить следующие:
1. Фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры.
2. Постановка звуков по методике Слезиной Н. Ф.
3. Метод экрана. Обучение слухозрительному и слуховому восприятию речи.
4. Методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры).
5. Стимуляция речевой деятельности в режимных моментах и при непосредственной образовательной деятельности.
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
С целью обеспечения воспитаннику радостно и содержательно прожить период дошкольного детства ритм жизни ребенка в детском саду задается чередованием различных видов деятельности.
Ритмическая структура дня
Детский сад работает в 12 часовом режиме пребывания: с 7.00 до 19.00 с понедельника по пятницу. Ежедневная организация жизнедеятельности детей осуществляется в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13, Гл. XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.
Прием ребёнка, осмотр, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.30 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 8.50 | |
Игры, подготовка к занятию | 8.50 – 9.00 | |
Занятия | 9.00 – 9.25 | |
9.35-10.00 | ||
II завтрак | 10.00 | - 10.10 |
Подготовка к выходу на прогулку, прогулка | 10.10 | – 12.25 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30 | – 13.00 |
Подготовка к дневному сну, сон | 13.00 | – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00 | – 15.25 |
Полдник | 15.25 | – 15.45 |
Занятие | 15.45 | – 16.15 |
Игры, самостоятельная деятельность, труд | 16.15 | – 16.50 |
Подготовка к выходу на прогулку, прогулка | 16.55 | – 18.15 |
Игры, уход ребёнка домой | 18.15 | – 19.00 |
Организация коррекционно-развивающей
образовательной деятельности для слабослышащего ребёнка
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности составлено на основе «Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.С.
Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателя реализуется в ходе совместного планирования непосредственной образовательной деятельности, составления общих планов коррекционной работы с ребёнком-инвалидом для родителей или лиц их заменяющих. Воспитатель закрепляет навыки ребёнка, полученные на индивидуальных логопедических занятиях в регламентированное и нерегламентированное время (режимные моменты, прогулки, театрализованная и игровая деятельность). Педагоги систематически ведут «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы» с целью преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации слабослышащего ребёнка. Вместе с тем функции воспитателя и логопеда достаточно четко определены и разграничены.
Задачи, стоящие перед учителем - логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 2. Обследование речи ребёнка, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 4. Развитие слухового внимания слабослышащего ребёнка и сознательного восприятия речи 5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Обучение слабослышащего ребёнка процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие фонематического восприятия слабослышащего ребёнка 10. Обучение ребёнка процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова 12. Формирование навыков словообразования и словоизменения 13. Формирование предложений разных типов в речи ребёнка по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 14. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия ребёнка-инвалида с нарушением слуха в группе 2. Обследование общего развития ребёнка, по программе предшествующей возрастной группы на начало учебного года 3. Заполнение протокола обследования, анализ результатов мониторинга с целью перспективного планирования коррекционной работы 4. Воспитание общего и речевого поведения ребёнка, включая работу по развитию слухового внимания 5. Расширение кругозора ребёнка, овладение невербальной стороной общения 6. Уточнение имеющегося словаря ребёнка, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам 7. Развитие представлений ребёнка о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание ребёнка) 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики ребёнка- инвалида с нарушением слуха 9. Подготовка воспитанника к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных ребёнком на логопедических занятиях 11. Развитие памяти ребёнка-инвалида с нарушением слуха путем заучивания речевого материала разного вида 12. Закрепление навыков словообразования в играх и в повседневной жизни 13. Контроль речи ребёнка по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок 14. Развитие диалогической речи слабослышащего ребёнка через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно- ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности ребёнка, выполнения поручений в соответствии с уровнем речевого развития воспитанника 15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
Ребенок занимаются на фронтальных занятиях со всеми детьми, при этом воспитатель видоизменяет задания в соответствии с Программой, при этом обращает внимание на формирование у ребенка: фонетической ритмики, развитие речи, развитие мышления, развитие слухового восприятия, зрительного восприятия и тактильно-двигательное восприятие, формирование элементарных математических представлений. Помимо этого организуются индивидуальные занятия в режимных моментах, играх, прогулке. Эти задания могут включать: выполнение с детьми различных упражнений, направленных на закрепление или дифференциацию уже поставленных звуков, на развитие внимания и памяти, развитие слухового восприятия, закрепление нового материала по развитию речи. С учителем-логопедом занимается индивидуально 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 15 минут.
III. Организационный раздел
В детском саду функционируют кабинет заведующего, методический кабинет, медицинский блок, музыкальный и спортивный залы, пищеблок.
Оборудование помещений, оснащенность образовательного процесса специализированным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, раздаточным материалом приводится в соответствие требованиям ФГОС ДО и соответствует действующим образовательным Программам. Педагогический коллектив работает по основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Программа является образовательным программным документом для дошкольных учреждений и обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
Детский сад оснащен техническим оборудованием: компьютеры, музыкальные центры, ноутбуки, мультимедийный проектор с экраном. Имеется доступ в Интернет, разработан и функционирует сайт.
Для работы с ребёнком-инвалидом с нарушением слуха создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Направления развития | УМК |
Организация педагогического процесса | 1. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.С. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015; 2. «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду», под ред. Э.И. Леонгард, М., 1995; 3. Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [текст] / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с. 4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [текст] / Л. А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. 5. Головчиц Л. А., Гаврилушкина О. П. Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» [текст] / Л. А. Головчиц, О. П. Гаврилушкина., О. П. Дмитри − М.: ГНОМ и Д, 2006. – 167 с. 6. Головчиц Л. А., Носкова Л. П, Шматко Н. Д. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. [текст] / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. − М.: Просвещение, 1991. – 214 156 с. |
Формирование речи | 1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: практикум по работе со слабослышащими детьми [текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт – М.: Учебная литература, 1997. – 136 с. 2. Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: методическое пособие для учителей дефектологов и родителей [текст] / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. – 223 с. 3. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению [текст] / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. − М.: Просвещение, 1981. – 191 215 с.: ил. 4. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом: методическое пособие с дидактическим материалом [текст] / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская – М.: Советский спорт, 2004. - 40 с. |
Развитие слухового восприятия | 1. Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя: в 2 ч. [текст] / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт – М.: Владос, 2004. 2. Корсунская Б. Д. Читаю сам: кн. для чтения для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным слухом. В трех книгах [текст] / Б. Д. Корсунская. − М.: ВЛАДОС, 2000. 3. Кузьмичева Е. П., Шматко Н. Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. − М.:, 1984. 4. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит [текст] / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. – М.: Просвещение, 2003. – 204 с. |
Развитие эмоциональной сферы | 1. Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха в внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. Учреждений I и II вида [текст] / Е. Г. Речицкая − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. 2. Речицкая Е. Г., Кулигина Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохраненным слухом [демонстрационный материал] / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. − 216 М.: Книголюб, 2006. – 16 с. 3. Яхнина Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [текст] / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с. |
Физическое развитие | 1. Трофимова Г. В. Развитие движения у дошкольников с нарушением слуха [текст] / Г. В. Трофимова. − М.: Просвещение, 1979. – 107 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная карта развития ребёнка с нарушением слуха
Диагностика памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы развития ребёнка с нарушенным слухом...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
Коммуникативные навыки формируются у детей с нарушением слуха в процессе всей коррекционно-образовательной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. При выборе коммуникативных ситуа...
Индивидуально-ориентированная коррекционная программа для ребёнка с нарушением слуха
Индивидуадьная программа на ребёнка с нарушением слуха....
Конспект открытого индивидуального занятия для студентов по РСВ и ОП детей с особыми образовательными потребностями с нарушениями слуха в младшей группе
Цели: - Формирование и развитие речевого слуха детей;- Формирование потребности в устном общении;- Сопряженное и отраженное воспроизведение устной речи;- Самостоятельное воспроизведение выученного реч...
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с нарушением слуха
Пример ИОМ дошкольника с нарушением слуха...
Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха
Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...