Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Суханова Наталья Ивановна

Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха, обучение произношению.

Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – обучение произношению, вторая часть – развитие слухового восприятия. Сочетание работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.

На индивидуальных занятиях обеспечивается наиболее тесное общение учителя-дефектолога с ребенком. Поэтому очень важно пробудить интерес детей к занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать деятельность всех анализаторов и, прежде всего, остаточного слуха. Виды работ на занятиях должны быть интересными, носить занимательный, игровой характер. Нельзя проводить слуховые упражнения в форме механического повторения воспринятого на слух материала. Занимательный характер упражнений и игр вызывает интерес детей, вместе с тем позитивно влияет как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность детей.

Занятие проводилось с имплантированным на оба уха  ребенком старшего дошкольного возраста. Первая настройка кохлеарного импланта на левое ухо проведена месяц назад. В первой части занятия проводилась работа над речевым дыханием, словесным ударением, автоматизацией звука [с] на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. Вторая часть занятия посвящена развитию слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений с кохлеарным имплантом на правое и левое ухо. Время проведения индивидуального занятия – 15 – 20 минут, с учетом слуховых, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка. На занятии испботаользованы разнообразные виды деятельности по развитию слухового восприятия. Присутствовала обязательная обратная связь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rsv_i_op.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия

и формированию произношения

Тема: Автоматизация звука [С]. Работа над речевым дыханием, словесным ударением. Развитие слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений

Цель: Развитие слухового восприятия и произносительных навыков на материале занятия.

Задачи:

-  развитие слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений с кохлеарным имплантом на правое и левое ухо.

-  работа над речевым дыханием;

-  работа над словесным ударением;

-  развитие фонематического восприятия;

-  автоматизация звука [С] в слогах,  словах,  фразах при чтении, назывании картинок и в самостоятельной речи;

-  работа над пониманием значений слов;

-  развитие зрительного восприятия, памяти, внимания и мышления посредством дидактических игр и упражнений;

-  воспитание умения самоконтроля за речью.

Оборудование:

- опорные таблички со словосочетаниями, предложениями для работы над РСВ (Наступила зима. Кот ловит рыбу. Красная чашка. Утка плавает. 12345);

- карточки для чтения;

- картинки, набор цифр;

- бумага и цветные карандаши;

- макет «цветика-семицветика»;

- разборная модель снеговика;

- экран.

Ход занятия:  (Ребенок носит кохлеарные импланты (КИ) на оба уха. Первая настройка второго импланта на левое ухо произведена месяц назад).

I. Работа над произношением.

1) Работа над речевым дыханием.

-        Скажи слитно, на одном выдохе слоги (вдох носом, выдох ртом)

протяжно        кратко        протяжно и кратко

ПА_ПО_ПУ_        ПАПОПУ        ПА_ПО_ПУ_ПАПОПУ

ТА_ТО_ТУ_        ТАТОТУ        ТА_ТО_ТУ_ТАТОТУ

ПА_ПО_ПУ_ПИ_        ПАПОПУПИ        ПА_ПО_ПУ_ПИ_ПАПОПУПИ

2) Работа над словесным ударением.

Послушай, повтори, отхлопай ритм:

Тата                    ТАтата

татаТА               таТА

таТАта               ТА

3) Развитие фонематического восприятия. Слушай внимательно. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]:

СЫР, ПАЛЬТО, СТУЛ, КУКЛА, ПОСУДА, ВЕСНА, КАРАНДАШ, НОС,

ШАПКА, ПЕСОК, ЛЕС, ОКНО, КУБИКИ, ВОЛОСЫ, СУП, КОРОВА.

4) Будем говорить хорошо звук [С].        

а) С_____________ С_______________        

б) Чтение слогов (выкладывание слогов СА-СО-СИ-СУ на грузовики)

    Чтение обратных слогов (ромашка): АС-ОС-УС-АСА-ОСУ-АСЫ

в) Называние картинок со звуком [С].

Посмотри внимательно на картинки и запомни их. Я уберу, а ты назови, что там. Убрать в коробку.

II. Развитие слухового восприятия.

1. С КИ на правое ухо (голос разговорной громкости)

- Милана, слушай внимательно. У меня здесь детали какой-то фигуры. Если ты услышишь правильно, я дам тебе 1 деталь. Потом посмотришь что за фигура у тебя получится.

(Перед ребенком перевернутые таблички с речевым материалом и «цветик-семицветик». На обратной стороне табличек наклеены квадраты, цвет которых совпадает с цветом лепестков «цветика-семицветика». Милана выбирает лепесток, а затем табличку с квадратом такого же цвета. Педагог берет табличку, переворачивает ее и предъявляет ребенку на слух напечатанный  речевой материал).

а). Утка плавает (нарисуй).

б). Наступила зима (выбор картинок). Ребенку предложены картинки, на которых изображено разное время года.

- Милана, тебе нравится зима?

- Почему?

в). Красная чашка (принеси).

г) Кот ловит рыбу (выбор нужной картинки). Ребенку предложены картинки, на которых: мальчик ловит рыбу, гном ловит рыбу, кот лежит на диване, волк ловит рыбу.

д). 1,2,3,4,5 (раздать карточки с цифрами, где есть лишняя цифра 7).

Выложи по порядку. Милана, а почему ты цифру 7 отложила.

- Слушай внимательно, какую цифру я пропустила?

1,2,4,5               1,3,4,5

Ребенок получил все детали снеговика.

- Посмотри, у тебя все детали фигуры. Собери фигуру. Что у тебя получилось? (Снеговик). 

2. С КИ на правое ухо (шепот).

3. С КИ на левое ухо (голос разговорной громкости) – расстояние 1-1,5 метра.

Работать на слух с тем же речевым материалом.

III. Итог занятия.

 Что ты делала? Я слушала и хорошо говорила звук [С]. Я играла, рисовала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе

Данное занятие рекомендуется для сурдопедагогов, родителей для занятий с детьми с нарушенным слухом....

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Индивидуальное занятие с применением инновационной технологии: "Сухой бассейн". Тема: вызывание звука К, автоматизация звука Т. Различение на слух рассказа: "Осень"....

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспект составлен для индивидуальной работы с ребенком с 4 степенью тугоухости 3 года обучения....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе для детей с нарушенным слухом

Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе № 5 «Пчёлки» (первый год обучения)...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспект индивидуального занятия по развитию звукового восприятия.Звук "К"....

Организация и проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучение произношению

На индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать на слух слова, словосочетания, фразы, а также подготавливаются к восприятию на слух текстов. В первые полтора - два года проводится р...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенка

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенкаВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная ...