Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного слуха, обучение произношению.
Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – обучение произношению, вторая часть – развитие слухового восприятия. Сочетание работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
На индивидуальных занятиях обеспечивается наиболее тесное общение учителя-дефектолога с ребенком. Поэтому очень важно пробудить интерес детей к занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать деятельность всех анализаторов и, прежде всего, остаточного слуха. Виды работ на занятиях должны быть интересными, носить занимательный, игровой характер. Нельзя проводить слуховые упражнения в форме механического повторения воспринятого на слух материала. Занимательный характер упражнений и игр вызывает интерес детей, вместе с тем позитивно влияет как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность детей.
Занятие проводилось с имплантированным на оба уха ребенком старшего дошкольного возраста. Первая настройка кохлеарного импланта на левое ухо проведена месяц назад. В первой части занятия проводилась работа над речевым дыханием, словесным ударением, автоматизацией звука [с] на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. Вторая часть занятия посвящена развитию слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений с кохлеарным имплантом на правое и левое ухо. Время проведения индивидуального занятия – 15 – 20 минут, с учетом слуховых, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка. На занятии испботаользованы разнообразные виды деятельности по развитию слухового восприятия. Присутствовала обязательная обратная связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rsv_i_op.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия
и формированию произношения
Тема: Автоматизация звука [С]. Работа над речевым дыханием, словесным ударением. Развитие слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений
Цель: Развитие слухового восприятия и произносительных навыков на материале занятия.
Задачи:
- развитие слухового восприятия на материале словосочетаний, предложений с кохлеарным имплантом на правое и левое ухо.
- работа над речевым дыханием;
- работа над словесным ударением;
- развитие фонематического восприятия;
- автоматизация звука [С] в слогах, словах, фразах при чтении, назывании картинок и в самостоятельной речи;
- работа над пониманием значений слов;
- развитие зрительного восприятия, памяти, внимания и мышления посредством дидактических игр и упражнений;
- воспитание умения самоконтроля за речью.
Оборудование:
- опорные таблички со словосочетаниями, предложениями для работы над РСВ (Наступила зима. Кот ловит рыбу. Красная чашка. Утка плавает. 12345);
- карточки для чтения;
- картинки, набор цифр;
- бумага и цветные карандаши;
- макет «цветика-семицветика»;
- разборная модель снеговика;
- экран.
Ход занятия: (Ребенок носит кохлеарные импланты (КИ) на оба уха. Первая настройка второго импланта на левое ухо произведена месяц назад).
I. Работа над произношением.
1) Работа над речевым дыханием.
- Скажи слитно, на одном выдохе слоги (вдох носом, выдох ртом)
протяжно кратко протяжно и кратко
ПА_ПО_ПУ_ ПАПОПУ ПА_ПО_ПУ_ПАПОПУ
ТА_ТО_ТУ_ ТАТОТУ ТА_ТО_ТУ_ТАТОТУ
ПА_ПО_ПУ_ПИ_ ПАПОПУПИ ПА_ПО_ПУ_ПИ_ПАПОПУПИ
2) Работа над словесным ударением.
Послушай, повтори, отхлопай ритм:
Тата ТАтата
татаТА таТА
таТАта ТА
3) Развитие фонематического восприятия. Слушай внимательно. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]:
СЫР, ПАЛЬТО, СТУЛ, КУКЛА, ПОСУДА, ВЕСНА, КАРАНДАШ, НОС,
ШАПКА, ПЕСОК, ЛЕС, ОКНО, КУБИКИ, ВОЛОСЫ, СУП, КОРОВА.
4) Будем говорить хорошо звук [С].
а) С_____________ С_______________
б) Чтение слогов (выкладывание слогов СА-СО-СИ-СУ на грузовики)
Чтение обратных слогов (ромашка): АС-ОС-УС-АСА-ОСУ-АСЫ
в) Называние картинок со звуком [С].
Посмотри внимательно на картинки и запомни их. Я уберу, а ты назови, что там. Убрать в коробку.
II. Развитие слухового восприятия.
1. С КИ на правое ухо (голос разговорной громкости)
- Милана, слушай внимательно. У меня здесь детали какой-то фигуры. Если ты услышишь правильно, я дам тебе 1 деталь. Потом посмотришь что за фигура у тебя получится.
(Перед ребенком перевернутые таблички с речевым материалом и «цветик-семицветик». На обратной стороне табличек наклеены квадраты, цвет которых совпадает с цветом лепестков «цветика-семицветика». Милана выбирает лепесток, а затем табличку с квадратом такого же цвета. Педагог берет табличку, переворачивает ее и предъявляет ребенку на слух напечатанный речевой материал).
а). Утка плавает (нарисуй).
б). Наступила зима (выбор картинок). Ребенку предложены картинки, на которых изображено разное время года.
- Милана, тебе нравится зима?
- Почему?
в). Красная чашка (принеси).
г) Кот ловит рыбу (выбор нужной картинки). Ребенку предложены картинки, на которых: мальчик ловит рыбу, гном ловит рыбу, кот лежит на диване, волк ловит рыбу.
д). 1,2,3,4,5 (раздать карточки с цифрами, где есть лишняя цифра 7).
Выложи по порядку. Милана, а почему ты цифру 7 отложила.
- Слушай внимательно, какую цифру я пропустила?
1,2,4,5 1,3,4,5
Ребенок получил все детали снеговика.
- Посмотри, у тебя все детали фигуры. Собери фигуру. Что у тебя получилось? (Снеговик).
2. С КИ на правое ухо (шепот).
3. С КИ на левое ухо (голос разговорной громкости) – расстояние 1-1,5 метра.
Работать на слух с тем же речевым материалом.
III. Итог занятия.
Что ты делала? Я слушала и хорошо говорила звук [С]. Я играла, рисовала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе
Данное занятие рекомендуется для сурдопедагогов, родителей для занятий с детьми с нарушенным слухом....
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Индивидуальное занятие с применением инновационной технологии: "Сухой бассейн". Тема: вызывание звука К, автоматизация звука Т. Различение на слух рассказа: "Осень"....
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспект составлен для индивидуальной работы с ребенком с 4 степенью тугоухости 3 года обучения....
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе для детей с нарушенным слухом
Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе № 5 «Пчёлки» (первый год обучения)...
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспект индивидуального занятия по развитию звукового восприятия.Звук "К"....
Организация и проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучение произношению
На индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать на слух слова, словосочетания, фразы, а также подготавливаются к восприятию на слух текстов. В первые полтора - два года проводится р...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенка
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенкаВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная ...