Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием с помощью дидактического пособия «Цветовой код»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бормошкина Екатерина Александровна

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия "Цветовой код" при ФЭМП у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_igre_tsvetovoy_kod.docx97.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                         «Детский сад № 254»

        

Формирование элементарных математических представлений

у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием

с помощью дидактического пособия «Цветовой код»

https://cdn5.imgbb.ru/user/291/2912695/201804/5f2b4ac34f98e51f5fbac0aed6ed7cf8.jpg

Составил:

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Бормошкина Е.А.

Новокузнецкий городской округ, 2020

Актуальность:

Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно производить математические операции немыслимо развитие человеческого общества на современном этапе. Но формирование элементарных математических представлений в ДОО  предполагает не только усвоение воспитанниками определенных знаний, формирование  у них количественных, пространственных и временных представлений. А так же развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных операций, а умение конструктивно мыслить – актуальным и современным.

Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности. "Конечным продуктом" такой деятельности является конструкция. Конструктивное мышление - умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон.  Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его интеллектуального развития.

Проблема развития конструктивного мышления нашла отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.А. Люблинской Ж.Пиаже и др. Эти ученые отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.

Тесная связь между конструктивным мышлением  и ориентировкой в пространстве позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления - есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей логического мышления.

Конструктивное мышление необходимо для решения огромного количества тех задач, которые диктует нам современное образовательное пространство. Все виды деятельности, где необходимо анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые, - все это делается при помощи пространственного мышления.

Логическая игра «Цветовой код» формирует пространственное мышление, развивает аналитические способности, навыки комбинирования, стремление к достижению результатов.

Цель: формировать элементарные математические представления, логическое мышление.

Задачи:

  1. Развивать целостность зрительного восприятия.
  2. Развивать цветовосприятие.
  3. Формировать умение определять форму предмета.
  4. Формировать умение выкладывать графические схемы с помощью пластин с опорой на образец/ по памяти/по замыслу/самостоятельно.
  5. Формировать умение ориентироваться на микроплоскости.
  6. Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
  7. Формировать умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);
  8. Формировать умение самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
  9. Развивать внимание, память,  мелкую моторику, воображение.
  10. Воспитывать усидчивость, учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
  11. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, при необходимости обращаться за помощью.

Методическое сопровождение:

Развивающая игра «Цветовой код» предназначена для детей от 5 лет и старше.

В комплект входит: сборник заданий с ответами  в конце (100 заданий, 4 уровня сложности);  подставка, 18 пластиковых пластинок - витражей с разными разноцветными фигурами.

В процессе развивающей игры «Цветовой код»  воспитанники должны сложить из пластин - витражей требуемое изображение (разгадать цветовой код) путем накладывания их друг на друга.

Для разгадывания цветового кода понадобится от двух до пяти витражей, в зависимости от уровня сложности (чем выше нумерация исходного кода, тем сложнее задание).

Варианты игр и упражнений с использованием дидактического пособия «Цветовой код»:

  1. Поэтапное выполнение схем из сборника с учетом уровня сложности задания  и индивидуальных особенностей воспитанника.
  2. Самостоятельное составление  графических изображений/витражей  по замыслу дошкольника.
  3.  Использование комплекта схем с учетом лексической темы («Транспорт»,  «Космос», «Морозные узоры», «Дома»,.. )  –  «Посмотри на фигуры внимательно. Что будем выкладывать? Пластины, какого цвета и какой формы понадобятся? Сколько пластин? Какая будет внизу/посередине/сверху?».
  4. Д/и «Волшебное превращение фигур» (выкладывание, мультимедийная презентация, анимационный мультфильм) – воспитанникам сначала педагог демонстрирует поэтапное превращение геометрических фигур друг в друга, затем с опорой на образец/по памяти/самостоятельно дошкольники выполняют задание.
  5. Д/и «Головоломка»/ «Детективы» - «Посмотри на фигуры внимательно. Как думаешь, что будем выкладывать? Пластины, какого цвета и какой формы понадобятся? Сколько пластин? Какая будет  внизу/посередине/сверху?».
  6. Д/и «Соотнеси узор с предметным изображением» - «Посмотри на узор внимательно. На что похож? Выбери подходящую картинку. Положи ее рядом с узором».
  7. Графические задания с перекрытием одного предмета другим - Посмотри внимательно. Какие фигуры нарисованы? Сколько их? Посмотри на пластинки. Как они расположены? Раскрась фигуры так же».
  8. Д /и «Исправь, что неправильно» - «Посмотри внимательно на образец и на выложенную схему. Исправь, что неправильно».
  9. Д/ и «Сравни картинки» - «Посмотри внимательно на схемы. Сравни их/Чем похожи?/Чем отличаются?».
  10. Д/ упражнение «Выбери нужные пластины для узора» - «Посмотри внимательно на образец. Какой узор будем выкладывать?  Пластины, какого цвета и какой формы понадобятся? Сколько пластин? Какая будет внизу/посередине/сверху? Выбери нужные. Выложи узор».
  11. Д/ и «Почини витраж» - «Посмотри внимательно на образец и выложенную схему.  Какой пластины не хватает? Найди ее. Как ее нужно положить? Почини витраж».
  12. Д/ и «Мемори»/ «Запомни, повтори» - «Посмотри внимательно. Запомни, как расположены пластинки. Закрой глаза. Открывай. Повтори последовательность/ Разложи, как было».
  13. Д/и «Что пропало?» - «Посмотри внимательно. Запомни, как расположены пластинки. Закрой глаза. Открывай. Назови, какая пластина пропала».
  14. Д/и «Нарисуй так же/ Скопируй» (работа в тетради в клетку) - «Посмотри внимательно на пластину/ схему. Скопируй узор в тетрадь. Раскрась».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.

О.М. Амелина  учитель-дефектолог,ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Щекино, Тульская область, ул. Пионерская 63.olga.amelina...

Проект «Игры из «ничего». Изготовление дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Изучение математики в дошкольном возрасте должно быть интересным и увлекательным. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность. В игре у ребенка формируются все стороны развития личности: ...

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) у дошкольников с помощью дидактических игр

Презентация на тему "ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) у дошкольников с помощью дидактических игр". Классификация и виды....

Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного в...