Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием с помощью дидактического пособия «Цветовой код»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия "Цветовой код" при ФЭМП у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_igre_tsvetovoy_kod.docx | 97.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 254»
Формирование элементарных математических представлений
у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием
с помощью дидактического пособия «Цветовой код»
Составил:
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Бормошкина Е.А.
Новокузнецкий городской округ, 2020
Актуальность:
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно производить математические операции немыслимо развитие человеческого общества на современном этапе. Но формирование элементарных математических представлений в ДОО предполагает не только усвоение воспитанниками определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. А так же развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных операций, а умение конструктивно мыслить – актуальным и современным.
Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности. "Конечным продуктом" такой деятельности является конструкция. Конструктивное мышление - умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон. Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его интеллектуального развития.
Проблема развития конструктивного мышления нашла отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.А. Люблинской Ж.Пиаже и др. Эти ученые отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.
Тесная связь между конструктивным мышлением и ориентировкой в пространстве позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления - есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей логического мышления.
Конструктивное мышление необходимо для решения огромного количества тех задач, которые диктует нам современное образовательное пространство. Все виды деятельности, где необходимо анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые, - все это делается при помощи пространственного мышления.
Логическая игра «Цветовой код» формирует пространственное мышление, развивает аналитические способности, навыки комбинирования, стремление к достижению результатов.
Цель: формировать элементарные математические представления, логическое мышление.
Задачи:
- Развивать целостность зрительного восприятия.
- Развивать цветовосприятие.
- Формировать умение определять форму предмета.
- Формировать умение выкладывать графические схемы с помощью пластин с опорой на образец/ по памяти/по замыслу/самостоятельно.
- Формировать умение ориентироваться на микроплоскости.
- Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
- Формировать умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);
- Формировать умение самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
- Развивать внимание, память, мелкую моторику, воображение.
- Воспитывать усидчивость, учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, при необходимости обращаться за помощью.
Методическое сопровождение:
Развивающая игра «Цветовой код» предназначена для детей от 5 лет и старше.
В комплект входит: сборник заданий с ответами в конце (100 заданий, 4 уровня сложности); подставка, 18 пластиковых пластинок - витражей с разными разноцветными фигурами.
В процессе развивающей игры «Цветовой код» воспитанники должны сложить из пластин - витражей требуемое изображение (разгадать цветовой код) путем накладывания их друг на друга.
Для разгадывания цветового кода понадобится от двух до пяти витражей, в зависимости от уровня сложности (чем выше нумерация исходного кода, тем сложнее задание).
Варианты игр и упражнений с использованием дидактического пособия «Цветовой код»:
- Поэтапное выполнение схем из сборника с учетом уровня сложности задания и индивидуальных особенностей воспитанника.
- Самостоятельное составление графических изображений/витражей по замыслу дошкольника.
- Использование комплекта схем с учетом лексической темы («Транспорт», «Космос», «Морозные узоры», «Дома»,.. ) – «Посмотри на фигуры внимательно. Что будем выкладывать? Пластины, какого цвета и какой формы понадобятся? Сколько пластин? Какая будет внизу/посередине/сверху?».
- Д/и «Волшебное превращение фигур» (выкладывание, мультимедийная презентация, анимационный мультфильм) – воспитанникам сначала педагог демонстрирует поэтапное превращение геометрических фигур друг в друга, затем с опорой на образец/по памяти/самостоятельно дошкольники выполняют задание.
- Д/и «Головоломка»/ «Детективы» - «Посмотри на фигуры внимательно. Как думаешь, что будем выкладывать? Пластины, какого цвета и какой формы понадобятся? Сколько пластин? Какая будет внизу/посередине/сверху?».
- Д/и «Соотнеси узор с предметным изображением» - «Посмотри на узор внимательно. На что похож? Выбери подходящую картинку. Положи ее рядом с узором».
- Графические задания с перекрытием одного предмета другим - Посмотри внимательно. Какие фигуры нарисованы? Сколько их? Посмотри на пластинки. Как они расположены? Раскрась фигуры так же».
- Д /и «Исправь, что неправильно» - «Посмотри внимательно на образец и на выложенную схему. Исправь, что неправильно».
- Д/ и «Сравни картинки» - «Посмотри внимательно на схемы. Сравни их/Чем похожи?/Чем отличаются?».
- Д/ упражнение «Выбери нужные пластины для узора» - «Посмотри внимательно на образец. Какой узор будем выкладывать? Пластины, какого цвета и какой формы понадобятся? Сколько пластин? Какая будет внизу/посередине/сверху? Выбери нужные. Выложи узор».
- Д/ и «Почини витраж» - «Посмотри внимательно на образец и выложенную схему. Какой пластины не хватает? Найди ее. Как ее нужно положить? Почини витраж».
- Д/ и «Мемори»/ «Запомни, повтори» - «Посмотри внимательно. Запомни, как расположены пластинки. Закрой глаза. Открывай. Повтори последовательность/ Разложи, как было».
- Д/и «Что пропало?» - «Посмотри внимательно. Запомни, как расположены пластинки. Закрой глаза. Открывай. Назови, какая пластина пропала».
- Д/и «Нарисуй так же/ Скопируй» (работа в тетради в клетку) - «Посмотри внимательно на пластину/ схему. Скопируй узор в тетрадь. Раскрась».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
О.М. Амелина учитель-дефектолог,ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Щекино, Тульская область, ул. Пионерская 63.olga.amelina...
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр"
дидактические игры....
Проект «Игры из «ничего». Изготовление дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Изучение математики в дошкольном возрасте должно быть интересным и увлекательным. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность. В игре у ребенка формируются все стороны развития личности: ...
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) у дошкольников с помощью дидактических игр
Презентация на тему "ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) у дошкольников с помощью дидактических игр". Классификация и виды....
"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр" старшая группа
Самообразование...
Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью дидактических игр»Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного в...