ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
статья по коррекционной педагогике
О.М. Амелина учитель-дефектолог,
ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Щекино, Тульская область, ул. Пионерская 63.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий.
Ключевые слова: формирование, математические представления, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные дидактические пособия.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
В основе познания дошкольниками с ОВЗ качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и т.д.). В процессе продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине и количестве их пространственном расположении. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ опираюсь на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой) и одновременно развиваю их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и т.д.) и усвоения систем сенсорных эталонов (например, геометрические фигуры).
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития ребенка с ОВЗ. Учитывая незначительный опыт детей с ОВЗ, обучение идет преимущественно индивидуальным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности.
В работе с детьми со сложной структурой дефекта трудно использовать пособия или наглядный материал в бумажном или картонном вариантах, так как они могут смять его порвать и т.п. Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я использую нетрадиционные дидактические пособия из фетра. Они практичные, долговечные, удобные, яркие, легко привлекают внимание ребенка. Данные пособия способствуют развитию разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
1 пособие «Геометрические фигуры».
Цели:
- формирование знаний о геометрических фигурах и основных цветах;
- формирование способа наложения предметов к их изображениям на поле;
- соотнесение предметов с контуром;
- учить накладывать предметы один на один.
Чтобы познакомить ребенка с геометрическими фигурами, сначала показываю фигуру и называю ее. Несколько раз обвожу указательным пальцем контур фигуры, привлекая ребенка к совместному действию. Ребенок следит за движением руки взрослого, а потом сам «обводит» и называет фигуру. Затем учу соотносить геометрические фигуры с контуром (формой). Далее добавляю основные цвета. Ребенку предлагается сначала выбрать фигуры только красного цвета и соотнести их с контуром фигур. Затем добавляются другие цвета. В итоге ребенок сможет по речевой инструкции соотносить цвет и форму геометрических фигур (возьми красный круг, зеленый квадрат, желтый треугольник и т.д.).
2 пособие «Числовая гусеница».
Цели:
- развивать навык счета (порядковый и обратный);
- закреплять названия и изображения цифр первого десятка;
- учить называть соседей числа.
С помощью этого пособия ребенок выкладывая цифры в ряд, тактильно и зрительно запоминает графическое изображение цифр. Педагог в этот момент называет цифру, и ребенок на слух запоминает ее название. Сразу развиваются три анализатора. Когда ребенок изучит все цифры, закрепляется порядковый и обратный счет. А так же это пособие удобно использовать, при изучении соседей числа
3 пособие «Умные машинки»
Цели:
- формирование навыка счета;
- формирование знаний о выделении итогового числа;
- формирование целостного восприятия предмета.
Вначале нужно сосчитать точки на одной половинке машины, назвать итоговое число, а затем соединить с нужной цифрой. Если ребенок посчитал и соединил половинки с нужной цифрой, то получится машинка. Если ребенок не правильно сосчитал и взял не правильную цифру, то машина не получится и ребенок легко поймет, что сделал не верно. Когда машинки целые, можно выложить их по порядку от 1 до 10, также использовать обратный счет.
4 пособие «Часы».
Пособие «Часы» я использую для формирования тех же знаний, что и с пособием «Умные машинки». Пособие представляет собой циферблат с цифрами от 1 до 10. Задания могут быть разными:
- Посчитай (прямой и обратный счет);
- найди цифру (поворачивая стрелку, ребенок показывает правильный ответ);
- посчитай сколько предметов (ребенок считает и называет итоговое число, далее итоговое число соотносится с цифрой).
5 пособие «Полянки».
Цели:
- соотнесение цифр с контуром;
- Формирование навыка счета;
- Учить группировать предметы по определенному признаку (цвет, форма, величина).
- формирование понятия, что каждое число обозначает определенное количество предметов.
Данное пособие многофункциональное. С его помощью можно формировать, развивать, и закреплять разные цели. Сначала ребенок учится соотносить цифру с контуром. Тактильно ощупываем контурное изображение цифры, затем накладываем ее на контур. Жираф на полянке служит для соотнесения цифры с количеством предметов. Являясь тактильной и зрительной подсказкой (1 жираф – цифра 1, 1 предмет; 2 жирафа – цифра 2, 2 предмета и т.д.). Далее ребенку предлагаются различные предметы, которые необходимо с начало сгруппировать по определенному признаку. Затем каждую группу предметов нужно посчитать и выделить итоговое число. После выделения итога предметы нужно разместить на полянках с соответствующей цифрой.
Используя эти нетрадиционные дидактические пособия в своей работе, я пришла к выводу, что у дошкольников со сложной структурой дефекта прослеживается положительная динамика усвоения элементарных математических представлений.
Список литературы:
1. Александрова О.В. Математика для малышей. М.: Эксмо,2012. 64с.
2. Володина Н.В. Знакомлюсь с математикой. Москва Изд-во ГНОМ 2016. 47с.
3. Засим В.Н. Программа занятий по формированию элементарных математических представлений у детей, имеющих разные возможности развития. КРАСНОЯРСК 2001. 28с.
4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М.: Мозаика-Снтез,2008. 136с.
5. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 88с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foto.docx | 515.15 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств
В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Проект «Игры из «ничего». Изготовление дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Изучение математики в дошкольном возрасте должно быть интересным и увлекательным. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность. В игре у ребенка формируются все стороны развития личности: ...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием с помощью дидактического пособия «Цветовой код»
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия "Цветовой код" при ФЭМП у дошкольников с ФРЗ, в том числе амблиопией и косоглазием...
"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических средств"
Использование нетрадиционных дидактических средств на занятиях ФЭМП....
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...
Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...