Индивидуальная программа для дошкольников с нарушением интеллекта
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Разработка индивидуального маршрута для воспитанников с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации индивидуального маршрута воспитанников | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная адаптированная программа
коррекционно-развивающей работы с дошкольником с нарушением интеллекта
ФИО ребенка, дата рождения
Результаты обследования: состояние ребенка характеризуется низкой работоспособностью, повышенной отвлекаемостью, бедностью эмоций и воли, отсутствием познавательного интереса, недостаточной сформированностью высших психических функций, мелкой и крупной моторики, нарушением социально-личностных и моторно-двигательных сфер
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Ознакомление с окружающим миром
Задачи:
- развивать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками;
- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем
социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в детском саду»);
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
- развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека,
учить выражать свои эмоции действием (жалеет – обнимает, гладит по голове,
радуется – хлопает в ладоши);
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь);
- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения
и практического экспериментирования;
- знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по
словесной просьбе взрослого;
- формировать первичные представления о домашних и диких животных и
птицах, детенышах, внешнем виде и образе жизни;
- знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, спортивный праздник).
2. Речевое развитие
Задачи:
- учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;
- расширять понимание речи, закреплять понимания слов;
- накапливать пассивный словарь;
- воспитывать потребность в речевом общении;
- развивать понимание и выполнение одно и двухступенчатых инструкций;
- обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы);
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения.
3. Формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;
- учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
- знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
- развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;
- знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете;
- знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), учить находить фигуры из ряда картинок.
4. Сенсорное развитие
Задачи:
- развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;
- развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
- развивать систему зрительной, слуховой и двигательной связи;
- развивать тактильно-кинестетическое восприятие, развивать познавательные функции руки;
- развивать ориентировку в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову);
- учить узнавать целый предмет по его фрагментам (для развития целостного образа).
5. Развитие психических функций
Задачи:
- воспитывать слуховое внимание при восприятии тихой и громкой речи;
- воспитывать слухоречевую память при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций;
- развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками;
- развивать мыслительную деятельность при конструировании из кубиков, из палочек по подражанию и образцу;
- учить ориентировке в схеме собственного тела;
- учить изменять и определять собственное местонахождение в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т.д.), направления движения (вниз – вверх, вперед – назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символических средств;
- учить выполнять простейшие постройки по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога;
- развивать операционно-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета);
- массаж кистей и пальцев рук;
- развивать мелкую моторику рук в процессе пальчиковых игр и упражнений;
- учить складывать пирамидку по подражанию, затем самостоятельно;
- упражнять в складывании матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно;
- упражнять в усвоении навыков работы с ящиком форм;
- учить выкладывать фигуры из счетных палочек (4 – 5) по подражанию и по образцу.
Уровень развития по результатам диагностики:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, - М.: «Просвещение», 2005
2. «Программно-методические материалы для подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР)» под ред. С.Г.Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
«Автоматизация звука [Л] в словах с открытыми и закрытыми слогами» (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Цели:-образовательные:- закрепить моторный и слуховой образ звука [л];- автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;- развивать словарный запас, через введение слов...
Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи. Успешность воспитания, обучения, социально...
Индивидуальная адаптированная программа для детей с нарушением интеллекта
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с нарушением интеллекта в возрасте 6 лет. В Программе пр...
Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапиядля дошкольников с нарушением интеллекта четвертого года обучения
Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности«Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапия» для до...