«Автоматизация звука [Л] в словах с открытыми и закрытыми слогами» (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
план-конспект урока по логопедии по теме

Рябоконь Наталья Николаевна

 

Цели:

-образовательные:

- закрепить моторный и слуховой образ звука [л];

- автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;

- развивать словарный запас, через введение слов по теме “Животные, птицы, растения”

- коррекционные:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата, используя упражнения артикуляционной гимнастики;

- развитие мышления, через умение анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие слухового, восприятия, через определение слов с заданным звуком;

- развитие мелкой, общей моторики;

воспитательные:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizaciya_zvuka_l.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [Л]  в словах с открытыми и закрытыми слогами»

(индивидуальное занятие для детей  с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Цели:

-образовательные:

- закрепить моторный и слуховой образ звука [л];

- автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;

- развивать словарный запас, через введение слов по теме “Животные, птицы, растения”

- коррекционные:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата, используя упражнения артикуляционной гимнастики;

- развитие мышления, через умение анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие слухового, восприятия, через определение слов с заданным звуком;

- развитие мелкой, общей моторики;

воспитательные:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование: кукла, карточки для артикуляционной гимнастики,  колокольчики, картинки – символы  гласных звуков, звука Л, схема «домик», предметные картинки со звуком Л, мячик-ёжик, бумажные бабочки, колокольчик.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуй, к нам в гости пришла кукла, её  зовут Лола. Она приглашает  тебя на прогулку  поиграть со звуком Л.  

2. Артикуляционная гимнастика

Но прежде, чем отправимся на прогулку,
Язык, губки разомнем,
Тогда дальше мы пойдем.

Губы:

Улыбнемся мы лягушка
Губы тянем прямо к ушкам.
Язычком их облизнем,
Дальше мы гулять пойдем

Язык:

На “качели” мы качались

Все друг другу улыбались.
Тут пришел индюк надутый

Болтал целую минуту:
“Бл-бл-бл-бл-бл”
Разве что тут разберешь
“Бл-бл-бл-бл-бл”
Ничего тут не поймешь.
Воздушная струя:
Бабочек поймать хотели

Но они все улетели.

(Сдуть бабочку с цветка с высунутым языком)

3. Работа над развитием общей моторики

Логопед:

- Эй, вставай  побыстрей! Мы сейчас гулять пойдем!

 (Обычная ходьба)

- Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся.
На носочках ты иди, на тот берег перейди!
- По извилистой тропинке потихонечку иди.
- На носочки вставай  и по кочкам шагай.
- И на каблучках пойди, через лужи перейди.
- Долго ты шагал, шагал и пешком идти устал!

4. Автоматизация звука [ л] изолированно

Логопед: - Кукла Лола  хочет с тобой полетать на самолете. Давай  полетим на самолете. Расправляем крылья – полетели: л-л-л-л-л. (Изолированное произношение звука с демонстрацией иллюстрации самолета)

5. Анализ акустико-артикуляционного образа звука (опора на таблицу)

Логопед:

К схеме  близко  подлети,
Все о звуке расскажите:

Губы улыбаются

Зубки - разомкнуты

Язык:  поднят за верхние зубы, кончик прижат.

6. Работа по развитию фонематического слуха

Логопед:- Ты к стульчику  подойди,
Колокольчик  возьми.
Как услышишь звук [л]
Колокольчиком звони.

Выделение звука из ряда:

А) звуков: л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л-;

Б) слогов: ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-ны-бы-лы-ка-ла;

В) слов: лампа-мама-лошадь-нога-кукушка-гусь-лук.

7. Автоматизация звука [л] в слогах: (с опорой на картинки - символы гласных звуков и символа звука [Л])

Логопед: - Звук [л] сейчас возьми в гости к гласным забеги.

 ( Ребенок берет картинку – символ «самолет» и соединяет с картинками – символами гласных звуков и произносит  прямой слог)
Ла, ло, лы, лу, лэ.


8. Автоматизация звука [л] в словах

Логопед: - Сядем мы и отдохнем, а потом опять пойдем.

1) Развитие мелкой моторики (упражнение с мячом-ежиком).

Логопед:

Чтоб занятье продолжать

Надо пальчики размять:
Я мячиком  круги катаю, (между ладоней)
Взад-вперед его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (соответственно)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (переброс мяча из руки в руку)
Мы летаем между рук.

2) Определение места звука в словах (с опорой на схему «домик»).

Логопед:-  Кукла Лола приготовила  тебе картинки. Эти слова начинаются   на звук Л.  

Посмотри  на  домик, в неё три  окошка. В этих словах звук Л  живет в первом окошке,  в начале слова. Назови картинку и  поставь в первое  окошко фишку.

Лак, лама,  лавка, лайка,  лодка,  лук, луна.

Логопед: - Где живет  звук Л  в этих словах?  ( В первом окошке, в начале слова)

(так же отрабатываем  определение  звука Л   в конце слова)

Зал, пол, стол, футбол, козёл, осёл, мел стул.

3) Закрепление звука [л] в словах

Логопед: Помоги  Лоле, определи,   кто живет, что растет?

(Лось, лошадь, ласка, вол, белка, лайка, ласка, лама; сокол, голубь, ласточка, дятел, галка, ландыши, фиалки, колокольчики).

9. Итог. 

Логопед:  - Молодец.  Лоле очень понравилась прогулка, а тебе? С каким звуком ты сегодня  играл?  Какие слова со звуком [л] ты запомнил? (с опорой на картинки). Лола ждет новой  встречи с тобой.

Список литературы

Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. – Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2000.

КоноваленкоВ.В, Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа покоррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Нищева Н.В.  Будем говорить правильно.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста. Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного согласного звука «Н»

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста.Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом Задачи: Коррекционно – образовательные: - Автоматизация и закрепление звука Ш в слогах и словах. - упражнять в соглас...

Индивидуального занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Ш в словах»

Цель: Автоматизация звука Ш в слогах,  словах. Задачи:Закрепить артикуляционный уклад  звука [Ш]. Продолжать  автоматизировать звук  [Ш]. в слогах, слов...

«Автоматизация звука [с] в словах с открытым слогом»

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения. Тема занятия: «Автоматизация звука [с]  в словах с открытым слогом».Цель занятия: Формирование навыка произн...