Организация пространственной среды для ребенка с РДА дома
статья по коррекционной педагогике
Подход к решению проблем в образовании детей с РДА (из опыа работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация пространственной среды для ребенка с РДА дома.
Путилина Е.Е.,
учитель-логопед первой квалификационной категории
МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА»
Создание и организация пространственной среды дома несет на себе значительную и неотъемлемую роль в развитии и воспитании ребенка с ранним детским аутизмом. Специальная организация и особая забота родителей поможет создать необходимое жизненное пространство, где будет расти и развиваться малыш, который беззащитен и раним перед окружающим миром. Учитывая различные виды деятельности ребенка в течение дня, его особые индивидуальные потребности и возрастные особенности, постараемся рассмотреть рекомендации и организовать пространство, в котором будет удобно, комфортно и безопасно.
Выделите в доме место, лучше отдельную комнату, в котором ребенок сможет сосредоточиться на занятиях и взаимодействии с вами. Комната, которую вы выделите может нести в себе несколько функций: игровую, учебную зону и зону сенсорной разгрузки (уединения). Для сна можно использовать выдвижную кровать (постель на матрасе), которая на день убирается.
Давайте рассмотрим идеи, относительно устройства игровой комнаты:
- Помещение должно быть не слишком тесным, но и не просторным. Для большинства детей будет достаточно 10-12 м2, что поможет вам создать обстановку, в которой ребенку легче сконцентрировать внимание. По возможности такое помещение должно находиться недалеко от туалетной комнаты, чтобы походы в нее не занимали много времени.
- Количество объектов в комнате должно быть минимизировано, чтобы не отвлекать от занятий и игр. Игровой материал и игрушки лучше убирать высоко на полки или за дверцы шкафа, чтобы они не были постоянно на глазах у ребенка.
- Цветовое решение в обстановке комнаты может неоднозначно влиять на состояние ребенка. Воздержитесь от ярких обоев с рисунками и покрасьте стены в мягкие пастельные тона. Воздержитесь от красочных картин на стенах, аляповатых шторок, ярких предметов интерьера. Избегайте обилие белого цвета, так как он ассоциируется у детей с больницами.
- Покрытие полов должно быть мягким, удобным и безопасным для тех, кто на них играет и ползает, а также для взрослого, которому приходится заниматься с ребенком на полу. Материал покрытия должен легко обрабатываться и выдерживать влажные уборки.
- Температурный режим в помещении должен быть комфортными. Не забывайте чаще проводить проветривание.
- В комнате обязательно должен быть стол для занятий и игр, стул. Рекомендуется стандартный стол и стул с регулируемыми ножками под рост ребенка. Мебель должна быть без сложного дизайна, простой в использовании, удобной и безопасной.
- Освещение комнаты имеет большое значение. В большинстве своем дети-аутисты остро реагируют на свет. Они более лояльны к естественному освещению, а в комнате с ярким электрическим сетом становятся более капризными и раздражительными. Лучше подходят лампочки накаливания, так как люминесцентные лампы (лампы дневного света) во многих случаях дают пульсирующий свет, при котором дети быстро устают, реже смотрят в глаза и отвлекаются.
- Оградите ребенка от постороннего шума, особенно если в это время вы пытаетесь привлечь его внимание (проходит занятие, игра, режимный момент и т.д.) Посторонние шумы и звуки привлекают его внимание, из-за чего он может испытывать перегрузку, хуже поддерживать зрительный контакт и реже вступать во взаимодействие.
Взрослые должны понимать, что не стоит слишком усердствовать с минимализмом и превращать комнату ребенка-аутиста в светлую пустую коробку с парой самых нужных предметов. Здесь необходимо соблюдать правила зонирования. Поскольку комната – это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Ребенку помимо необходимых предметов мебели нужен игровой материал для развития: деревянные и пластмассовые наборы конструктора; разнообразные матрешки, пирамидки и вкладыши; звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты; игры для развития мелкой моторики – мозаики, вкладыши, деревянные бусы, шнуровки; развивающие настольно-печатные игры – разрезные картинки, пазлы, лото, домино, доска Сегена, рамки Мотессори; игрушки для сюжетно-ролевых игр – мишки, куклы, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда, мебель и одежда, аптечка и пр.
Для помощи в освоении реального мира, вызывания познавательного интереса, положительных эмоций взрослым следует обратить внимание на подборку детской библиотеки с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Детские книжки должны быть понятны, безопасны, красочны, полезны для освоения окружающей действительности (избегайте слишком абстрактных и фантастических сюжетов).
В комнате ребенка должны быть материалы для детского творчества и экспериментирования: акварельные краски, гуашь, цветные мелки, карандаши и фломастеры, цветная бумага и картон, пластилин, кинетический песок, глина и т.д.
В комнате ребенка важно выделить зону для физического развития со спортивным оборудованием. Будет отличным решением наличие шведской стенки, колец, каната. Уместно использование мячей, обручей, кольцеброса, скакалки, а также велосипеда, самоката. Но нельзя забывать о создании условий безопасности. Учитывая, что ребенок в этой комнате будет активно двигаться, прыгать, кувыркаться, карабкаться, вся мебель и оборудование должны быть устойчивыми, целостными, без острых углов и с ровной поверхностью. В комнате не должны находиться опасные предметы (тяжелые, острые, режущие, бьющиеся и др.) Все потенциально опасные предметы должны прятаться от ребенка или запираться.
Игровые и обучающие зоны должны быть четко разграничены с зонами отдыха, приема пищи и другими, сделанными под особенности ребенка-аутиста. Возможность визуальной перегрузки также следует принять во внимание. Будет полезно создать малышу зону сенсорной разгрузки (зону уединения, отдыха) с отсутствием зрительных, слуховых и тактильных раздражителей. Для этого можно использовать детскую палатку, мягкое детское кресло, пуф под полупрозрачным балдахином.
В комнате у ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Для ребенка-аутиста с его стереотипностью – это необходимое условие.
И последнее, но очень важное замечание, что пространственная среда, которую вы обустраиваете для ребенка, должна вам нравиться и быть удобной. Ни один выше указанный совет или идея не должны восприниматься как правила. Это базовые принципы и направления, которые вы можете адаптировать, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей вашего малыша, домашнего уклада и ваших возможностей.
Список используемых ресурсов:
1. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004. с. 91.
2. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. С. 74. 3. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – (особый ребенок). – 288 с.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок/Никольская О.С., Баеская Е.Р., Либинг М.М.: Теревинф, 2017,134 с.
4. Интернет-ресурс: https://specialtranslations. ru/ Дата обращения: 14.03.2021 г.
5. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/Дата обращения: 14.03.2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380559-1389515113.jpg)
Консультация для родителей «Организация развивающей среды в детском саду и дома».
Консультация для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника, о том, как организовать развивающую среду в детском саду и дома....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993922-1515668060.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ
из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-787498-1462212115.jpg)
Статья на тему: «Организация пространственной среды в профессиональном общении»
Статья на тему: «Организация пространственной среды в профессиональном общении».Статья рассказывает о проблемах микроклимата в педагогическом коллективе и об организации там положительного...
Особенности организации пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рекомендации для организации пространственной среды в групповом помещении детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/29/picture-1514832-1709227026.jpg)
Родительское собрание на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях»
Цель собрания: Обосновать необходимость организации развивающей предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях, подвести родителей к созданию такой среды дома.Задачи ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1345147-1632222100.jpg)
«Организация пространственной среды аутичного ребенка»
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. По степени удаленности от места...
- Мне нравится (1)