Консультация для родителей «Организация развивающей среды в детском саду и дома».
консультация по теме
Консультация для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника, о том, как организовать развивающую среду в детском саду и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_spirina_organ._razv._sredy_v_d-s_i_doma.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Спирина Галина Евгеньевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Эврика» города Тамбова
Консультация для родителей
«Организация развивающей среды в детском саду и дома».
С. Я. Маршак:
«Нам говорит старинная пословица, что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто жить готовясь, в детстве не живёт. Сами дети относятся к своей сегодняшней жизни глубоко и серьезно. Мы взрослые, можем только помешать, внушая, что только взрослая жизнь достойна уважения. Один мальчик всегда просто и серьезно отвечал на вопросы, чем он занимается: «ЖИВУ!»
Нашим детям нужна от нас не только любовь, но и уважение к их миру, их переживаниям, к их ценностям. Нам взрослым нужно навсегда забыть такие фразы: «Вырастешь – узнаешь, не твоего ума дело». Надо помнить свою индивидуальность, свой характер, основные свои способности – всё это ребёнок обретает в детстве. Детство – это удивительный мир, и ребёнок не может не быть удивительным.
С каждым годом жизни ребёнок обретает новые возможности. Вместе с новыми возможностями растут потребности в свободном их использовании. В какой степени и какими путями будут использованы эти возможности зависит от взрослого человека. Ребёнок зависит от нас на дисциплинарном уровне. Наши «НАДО» и «НЕЛЬЗЯ» руководят ребёнком сначала явно, а потом и подсознательно. Ребёнок находится на уровне психологического воздействия взрослого. Угадывая наши желания, стараясь угодить им, ребёнок находится во власти взрослого человека: воспитателей, родителей.
Ещё дети зависят от нас на уровне духовном. Наши отношения к миру и к людям долгое время является для них единственным ориентиром в решении своих внутренних проблем. Нам необходимо понять масштабы своей власти, чтобы помочь ребёнку стать независимым и самостоятельным.
Взрослому важно самому понять, насколько необходимо ребёнку быть и становиться свободным. Сделать это нужно ни когда ребёнок станет взрослым, а уже сейчас.
Свобода – это обретение своего голоса, это возможность обнаружить в своей душе то, чего могут не заметить даже самые прозорливые родители.
Если мы не можем много дать ребёнку, свобода для него – это возможность самому найти необходимое. Если жизнь взрослого богата и насыщена, свобода поможет ребёнку выйти из этого магнитного поля.
Как предоставить ребёнку свободу?
Свобода всегда сопряжена с риском. Она снимает с нас ответственность за ребёнка. Ребёнок получает право и возможности вести себя по-своему.
На каких же принципах должно быть основано общение с ребёнком?
- Относиться к ребёнку как к существу равному. Уважать его побуждения не меньше, чем желание самых близких друзей.
- Помнить, в детстве основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья, формируется характер и интеллект, вырабатываются привычки, склонности, индивидуальные свойства и качества.
- Не смотреть на ребёнка и его проблемы свысока, не воздвигать стены между миром ребёнка и взрослым миром. Нельзя смеяться над ним. Помнить – в жизни ребёнка нет мелочей. Сочувствовать, переживать, радоваться сообща. Признавать равноправность ребёнка, его самоценность.
- Не стремиться к подчинению ребёнка нашей воли, а искать согласия с ним.
- Доверять ребёнку, верить в его возможности.
- Наказание, просто отрицательная реакция на поведение ребёнка должна быть справедливой.
Как развивать ребёнка, создавая условия для его развития?
- Создавать вокруг ребёнка поле возможностей не только соответствующих его сегодняшнему уровню развития, но и опережающих.
- Помогать ребёнку удовлетворять любознательность.
- Учить задавать вопросы, отвечать на детские вопросы.
- Давать ребёнку свободу выбора – чем заняться, во что поиграть.
- Не навязывать ему во что бы то ни стало те занятия, которые мы сами выбираем для него.
- Через похвалу и ласку возбуждать в ребёнке подходящие ему качества. Чаще говорить, что он ловок, смел, надёжен.
- Приучать ребёнка к творческому отношению к любой работе, уметь празднично делать самые заурядные дела.
- Признавать за ребёнком возможность посильного участие в любом деле взрослого. Сделать самому проще – вместе с ребёнком важнее.
Как же в условиях детского сада организовать досуг ребёнка, сделать его личное время интересным?
На этот вопрос в своей книге «Мама или детский сад» Л. Н. Никитина отвечает, назвав это «путешествием в будущее».
Никитина Л. А., выступая за естественное воспитание в детском саду, т. е. отказ от насилия, подавления личности ребёнка. Ребёнок должен жить в радости, самостоятельно наблюдая мир, удовлетворяя жажду познаний, а задача педагога – создать условия, в которых малыш мог бы саморадоваться, самовоспитываться, самосовершенствоваться.
Говоря об организации жизни детей в детском саду, Никитина и автор программы «Создание условий для естественного развития в системе дошкольного воспитания» Блудова Л. А. подчеркивает, что условия жизни детей в детском саду должны быть приближены к домашним: мебель, предметы домашнего обихода, размещение игрушек, материалов и оборудования для различных видов деятельности удобны и доступны для индивидуальной и коллективной работы. Надо соблюдать семейные и национальные традиции, празднование дней рождений, день сказки. Привлекать родителей детей к участию в играх детей, в жизни детского сада.
Надо сделать режим дня гибким удобным для родителей и детей. Приводить и забирать детей родители могут в любое время по договоренности с воспитателем.
Как рекомендуют кормить ребёнка?
Ни к коем случае не принуждать ребёнка есть без желания, учитывать индивидуальные способности (рост, вес, аппетит).
В раннем и младшем дошкольном возрасте должны спать все дети при открытых окнах, в старшем – сон по желанию с учетом индивидуальных способностей ребёнка. Не все дети нуждаются в дневном отдыхе. Они могут заниматься продуктивными видами деятельности, спокойными играми, не шуметь, не мешать отдыхать другим, т. е. научить находить себе занятие.
Что касается занятий, то Никитина и Блудова отмечают, что они должны быть не по расписанию, а по интересам. По расписанию должны идти только музыкальные и физкультурные занятия, а остальными занятиями занимаются не по школьному: только тем, что интересно и столько, сколько хочется.
Конечно, интерес формирует воспитатель, используя тонкие психологические приемы, но обязаловки нет.
Каждый может, когда захочет позаниматься на спортивных снарядах, поиграть в игрушки, посмотреть книжки. Может даже уединиться в спальню, если там оборудован уголок, где можно поиграть вдвоем или одному.
Главным в правилах для взрослых: прислушиваться к желаниям ребёнка, идти от ребёнка и его насущных потребностей, отойти от готового образа, шаблона.
В интеллектуальном развитии уделять больше внимания развитию познавательной активности, любознательности. Рекомендуется внести в группу для свободного пользования детям книги о животных и птицах, кассы, энциклопедии, глобусы, карты, мольберты, учебники, мелки. Широко использовать развивающие игры.
Основное направление в работе – вызвать у детей желание находить нужную деятельность, увлеченно ею заниматься, доводить начатое до конца, в процессе деятельности стремиться к творческому самовыражению (т. е. работать самостоятельно по способностям), научить дошкольников пользоваться различными материалами (мелки, карандаши, акварель, бумага, ножницы), обращаться в процессе деятельности друг к другу, оказывать помощь. Ребёнку предоставляется право самостоятельно мыслить, искать свои решения, анализировать действия в группе, высказывать свое мнение, а при невозможности отстоять его, находить компромиссное решение.
Какой должна быть игра дошкольника?
Игра – самостоятельная деятельность детей. Воспитатель ни в коем случае не управляет, не руководит игрой, не навязывает сюжет. Замысел, развитие сюжета осуществляется только детьми без посторонней помощи.
Дети могут свободно, самостоятельно объединяться в группы. Педагог может вступить в игру как играющий партнер. Во всех группах рекомендуется оборудовать уголки уединения: у каждого ребёнка есть реальная возможность побыть наедине с самим собой в любое нужное для него время.
Главная задача взрослого в организации любой деятельности детей, в том числе и игровой – не вмешиваться в естественный ход игры.
Особое внимание надо уделять этическому и эстетическому воспитанию, учитывать разницу между девочками и мальчиками.
У мальчиков развивать выносливость, силу, способность защитить слабого, девочку, оказать ей помощь, учить быть смелым и мужественным.
У девочек надо развивать способность любить, сострадать, сопереживать, умение быть ласковой, грациозной, женственной.
Надо учить детей искренне, доверительно относиться к людям, учить видеть и чувствовать внутреннее состояние человека, реагировать на него, общаться на основе взаимопонимания.
У детства нет пограничных столбов. Оно не заканчивается никогда, в каждом человеке продолжает жить ребёнок. Детство наших детей – наше новое детство. И если вас застанут ползающим на ковре, среди фантастических сооружений и с изумлением спросят, чем это вы занимаетесь, каждый из нас большой или маленький, всегда может просто, сердечно сказать: «ЖИВУ!»
Чего избегать в отношениях с детьми, чтобы не нарушить эту связь времен, не лишить ребёнка детства?
- НЕ бить ребёнка!!!
- НЕ лгать ребёнку!
- НЕ запугивать малыша.
- НЕ назидать, не читать нудных нотаций.
- НЕ применять к ребёнку насилия, даже если оно носит характер заботы.
- НЕ считать малыша виноватым, всегда помнить – виноваты взрослые, не сумевшие ребёнка научить чему-то, правильно сориентировать.
- НЕ ограничивать по-напрасну.
- НЕ бояться активности ребёнка, не удерживать в том, что ему интересно, что ему в радость.
- НЕ сюсюкать с ребёнком, не потокать, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью.
- НЕ потешаться над ребёнком, не выставлять его на посмешище.
- НЕ вешать на ребёнка отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: «Ты лентяй, ты злой, ты врунишка». Наоборот, защищайте детей, подмечайте в них хорошее.
- НЕ нарушайте данных ребёнку обещаний.
ПОМНИТЬ, МЫ ПОМОГАЕМ РЕБЁНКУ ВХОДИТЬ В ЖИЗНЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей»
Консультация для родителей«Организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей» Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в ...
Консультация для педагогов "Предметно -развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС"
Предметно-развивающая среда в ДОУ Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного с...
Организация развивающей среды в детском саду согласно ФГОС ДО
В докладе рассматриваются принципы организации развивающей среды по ФГОС ДО на территории и внутри учреждения.Обозначены требования законодательства к развивающей среде, и практические рекомендации по...
Консультация для родителей «Организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей»
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Семья служит первой ступен...
Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада
Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...
Консультация для родителей Организация жизни детей в детском саду и дома.
Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня.Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест и спит...
Консультация для родителей "Организация правильного питания в детском саду и дома"
Консультация для родителей "Организация правильного питания в детском саду и дома"...