«Организация пространственной среды аутичного ребенка»
консультация
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. По степени удаленности от места, где ребенок (дошкольник) находится большую часть жизни, пространство подразделяется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_sayt_oktyabr24.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Организация пространственной среды аутичного ребенка»
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. По степени удаленности от места, где ребенок (дошкольник) находится большую часть жизни, пространство подразделяется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория.
Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий.
Первое условие – безопасность. Поскольку у ребенка с синдромом детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. В комнате не должно быть опасных (тяжелых, острых, бьющихся) предметов.
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта. Комнату нужно оформить в приятных, неярких тонах. Электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
Третье условие – наличие необходимого оборудования. В комнате обязательно должны быть столик со стульчиком. Ребенку нужны игрушки.
Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Кроме этого, у ребенка должны быть материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, пастельные мелки, цветная бумага и картон, пластилин и т.д. Для физического развития ребенка необходимо спортивное оборудование.
Четвертое условие – поддержание порядка. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место.
Пространство квартиры в большей степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т.д. Для этого следует постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего. Необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Постепенно нужно расширять виды домашней работы. Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, нужно создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры.
Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: на лестничной площадке важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, - это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром – миром людей и предметов, природой. Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира», необходимо выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Когда страх выявлен, можно начинать «обживать» новый участок пространства. Необходимо связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам – не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные. Например, если ребенок решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не зная, что следует сделать дальше, не упустите этот момент – быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и представьте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложите ему игрушки. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в единое целое. Придумайте варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч.
В магазине учите ребенка выбирать необходимое – продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки – дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуации. Попросите малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин.
Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится новому выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания нового пути.
Берите малыша с собой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в банк, в аптеку. В аптеке купите вместе для кукольной аптечки бинтик и вату. Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное – не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! Необходимость принимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ
из опыта работы...
Статья на тему: «Организация пространственной среды в профессиональном общении»
Статья на тему: «Организация пространственной среды в профессиональном общении».Статья рассказывает о проблемах микроклимата в педагогическом коллективе и об организации там положительного...
Организация занятий с аутичным ребенком в домашних условиях
В помощь родителям и педагогам...
Организация пространственной среды для ребенка с РДА дома
Подход к решению проблем в образовании детей с РДА (из опыа работы)...
Консультация для родителей "Организация пространства для аутичного ребенка."
Консультация для родителей "Организация пространства для аутичного ребенка."Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и ...
Родительское собрание на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях»
Цель собрания: Обосновать необходимость организации развивающей предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях, подвести родителей к созданию такой среды дома.Задачи ...
Организация пространства для аутичного ребенка
консультация для родителей...