ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАТЕГОРИИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И СЛОВ-ОМОНИМОВ В СТРУКТУРЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ С ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье представлены актуальные вопросы формирования полисемии и омонимии в структуре лексики детей с ОНР, представлено основное содержание данных понятий. Рассмотрена методика формирования категории многозначных слов и слов-омонимов у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: полисемия, омонимия, речь, развитие речи старших дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsiya.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Боева Эльвина Серверовна, Смирнова Ирина Александровна
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАТЕГОРИИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И
СЛОВ-ОМОНИМОВ В СТРУКТУРЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ С ОНР
Аннотация. В статье представлены актуальные вопросы формирования полисемии и омонимии в структуре лексики детей с ОНР, представлено основное содержание данных понятий. Рассмотрена методика формирования категории многозначных слов и слов-омонимов у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: полисемия, омонимия, речь, развитие речи старших дошкольников с ОНР.
Boeva Elvina Serverovna, Smirnova Irina Alexandrovna
FORMATION OF THE CATEGORY OF POLYSEMANTIC WORDS AND
HOMONYMS IN THE VOCABULARY STRUCTURE OF CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
Abstract. The article presents topical issues of the formation of polysemy and homonymy in the structure of vocabulary of children with general underdevelopment of speech, presents the main content of these concepts and methodology for the formation of the category of polysemantic words and homonyms in preschoolers with general underdevelopment of speech.
Keywords: polysemy, homonymy, speech, speech development of older preschoolers with general underdevelopment of speech.
Одной из важнейших задач развития речи у детей с ОНР является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений, управление процессами обогащения словаря дошкольников. В методике развития речи дошкольников в детском саду преобладает подход, главное в котором является расширение объема словаря, но при этом недостаточно уделяется внимание освоению смысловой стороны слова. Именно поэтому работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении систематического раскрытия и усвоения лексического значения слов в игровой форме.
Лексическая работа с дошкольниками с ОНР предусматривает изучение слов разных лексико-семантических групп, в том числе многозначных и омонимичных слов.
Обратимся к терминологии рассматриваемых объектов.
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений, одно из которых является прямым, остальные переносными.
В.В. Виноградов многозначность слова (полисемию) определяет, как наличие у слова более чем одного значения, т. е. способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности.
Многозначность представляет собой следствие переноса наименования с одного предмета на другой. Н.М. Шанский подчеркивал, что основные виды переносных значений - это метафора (употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений), метонимия (употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внутренней или внешней связи между ними) и синекдоха (употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот).
От многозначных слов следует отличать слова-омонимы. С точки зрения И.Б. Голуба и В.Д. Неклюдова, омонимия - совпадение в звучании и написании слов, различных по значению.
Изучение многозначных слов и омонимов начинается в старшем дошкольном возрасте и активно продолжается в младшем школьном возрасте. Многочисленные ошибки дошкольников с ОНР, связанные с использованием в речи многозначных слов и слов-омонимов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над ними. Дошкольники с ОНР не знают, а часто не умеют использовать различные значения слов, что ведет к употреблению слова в несвойственном ему значении.
Работа над многозначными словами и словами-омонимами велась по следующим направлениям:
Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка с ОНР еженедельно 2-3 новых лексических единиц.
Уточнение словаря – это словарно - стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете.
Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в беседу, в рассказ.
В своей работе над формированием полисемии и омонимии с детьми ОНР мы опирались на следующие принципы:
- принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний.
- принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития;
- принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий;
- принцип наглядности, обеспечивающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
Для более успешного формирования категории многозначных слов и слов омонимов у детей с ОНР нами были использованы следующие методы:
- словесные методы (беседа, вопросы, пояснения, объяснения);
- игровые методы (творческие задания, дидактические игры; сюрпризный момент, загадывание загадок,);
- практические методы (рисование, конструирование);
- наглядные методы и приемы (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций; показ способов действий);
- ИКТ (показ презентаций).
Обучение использования в речи многозначных слов и омонимов у детей с ОНР осуществляется на всех видах занятий в игровой форме – это дидактические игры и упражнения, загадки, стихи, чтение художественной литературы, которые систематизированы в соответствии с лексическими темами занятий.
Наша работа по формированию категории многозначных слов и слов-омонимов проводилась поэтапно:
- Первый этап- знакомство с многозначным словом или омонимом, называние его и показ. На этом этапе загадывались загадки, показ предмета сопровождался пояснением, которое помогало понять сущность предмета, подбирался текст, где дети вместе с педагогом находили многозначные слова или слова-омонимы, проводились дидактические игры «Что к чему относится?», «Найди в тексте многозначное слово», «Что забыл нарисовать художник?», «Назови одним словом».
- Второй этап- подбор к слову действий, признаков и составление словосочетаний или предложений с многозначным словом или словом-омонимом. На этом этапе играли в игры «Подбери к слову действие», «Найди подходящий признак предмета», «Составь словосочетание и предложение».
- Третий этап- использование многозначного слова или слова-омонима в связном тексте. На данном этапе мы просили детей самим рассказать об этом предмете, признаке или действии предмета. Данный этап объединяет первые два, но здесь основной акцент мы ставили на самостоятельность детей в понимании и использовании многозначных слов и омонимов.
Таким образом, изучение многозначных слов и слов-омонимов ведет не только к расширению словарного запаса у детей с ОНР, но и к усвоению ими семантики слова, что подготавливает дошкольника к дальнейшему обучению в школе.
Литература:
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Ахманова. О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: «Русский язык», 1976.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений/ В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. – 1953.
- Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи: учебное пособие. – М.: Логос, 2011
- Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников: учебное пособие/ О.С. Ушакова. – Москва: ТЦ Сфера, 2009.
- Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка [Текст] / Н.М. Шанский – переизд. – М. : Изд-во Ленанд, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...
Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...
Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"
Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...
Статья на тему:"Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Слоговая стрктура слова...
Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Статья раскрывает особенности коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР...