Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой структурой осуществляется в тесной связи с лексическим и грамматическим значением слова. Коррекция фонематического образа слова проходит параллельно с уточнением и закреплением его значения. Важным условием проведения коррекционной работы является формирование слоговой структуры слова с опорой на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_slogovoy_struktury_slova.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Подготовила
учитель-дефектолог
Повалюхина И.А.
В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, по мнению Т.Г. Егоровой, это часть произносительной стороны речи – фонетики. Но с другой стороны, как отмечает Р.Е. Левина, А.К. Маркова, существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников. Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или нарастание звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет - это норма, обусловленная физиологически. Однако, если дошкольник в четыре-пять лет произносит слова неверно, пропуская, переставляя или наращивая звуки, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В таком случае ребенку необходима помощь специалиста.
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи. Так, Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. Слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонетическая. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка.
А.К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия.
По мнению Р.Е. Левиной, формирование звукового наполнения слогового контура слова связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.
По мнению Т.А. Ткаченко, именно нарушение слоговой структуры является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребенка.
Типичные примеры искажения слоговой структуры слова детьми пяти лет представлены в работах Т.А. Ткаченко: стрекоза – [коза], [ситоля], табуретка - [бутека], [тубека], виноград - [биледат], [вигана] и прочее.
Наряду с сокращением числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями, часто встречаются нарушения воспроизведения стечений согласных звуков.
Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, определенный уровень развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук р.
На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков используются заученные стихи, скороговорки, рассказы.
На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи.
При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
При возникновении у ребенка затруднений слово произносится медленно, по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.
Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении, в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.
Т.А. Ткаченко предлагает разделить весь период обучения на четыре этапа:
1. Подготовительный этап. Создание фонетико-фонематической базы.
2. Этап формирования слоговой структуры слова. Состоит из трех ступеней.
3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками.
На подготовительном этапе создается фонетическая база овладения языком – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.
Фонематическая база – это способность к воспроизведению:
- сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и прочее);
- слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА – ТО – ТУ, ПЫ – ПУ – ПА);
- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА – КА – ТА, ДО – БО – ГО);
- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости – глухости (ДА – ТА, ПА – БА);
- слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА – ТЯ, ПА – ПЯ);
- слов, близких по звуковому составу (БОК – БАК – БЫК).
Этап формирования слоговой структуры слова включает 3 степени и 20 упражнений. На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения даются слова с легкопроизносимыми звуками, а слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.
1 ступень – соотнесения значения слов со зрительными символами, моделирующими их слоговой контур (упр.1-8).
2 ступень – воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (упр.9-16).
3 ступень – отработка слов (словосочетаний, содержащих сочетания согласных звуков (упр.17-24).
На этапе закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, л, р, рь). Ребенок отраженно проговаривает и заучивает слова, словосочетания, предложения, далее рифмовки и стихи, скороговорки, рассказы.
На заключительном этапе предполагается, что ребенок правильно произносит звуки. Педагогу необходимо научить ребенка использовать полученные навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. Для этого вводятся следующие виды работ:
Составление рассказа по опорным картинкам и словам, описание предметов, придумывание конца и начала к рассказу педагога, сравнение объектов, диалог на заданную тему, рассказывание по воображению, придумывание сказок по набору игрушек.
Таким образом, нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значением слова. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения. Важным условием проведения коррекционной работы является формирование слоговой структуры слова с опорой на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...
Консультация для воспитателей "приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников"
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой стр...
«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова» ...
Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи
Игры и задания для формироания слоговой структуры слова у дошкольников...
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи. Консультация для родителей
Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. По...