Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Турилова Татьяна Петровна

Статья раскрывает особенности коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»

Хорошо и вовремя развитая речь очень важна в общем развитии ребенка. Дети с правильно развитой речью способны легко вступать в общение с окружающими его людьми, они могут, не затрудняясь, выражать свои желания и мысли, задавать вопросы на интересующие их темы, что способствует развитию психики и личности.

Важной частью овладения правильной и грамотной речью является усвоение слоговой структуры речи. Нарушения звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР (общее недоразвитие речи) проявляются весьма разнообразно, имеют стойкий характер, приводят к трудностям с овладением письмом в дальнейшем.

Как показывает практика логопедической работы, коррекция слоговой структуры слова – самая важная, но в то же время самая трудная задача в работе с дошкольниками, у которых зафиксированы системные нарушения речи. С помощью множественных и разнообразных исследований в этой области установлены различные предпосылки усвоения слоговой структуры слова. Для овладения слоговой структурой слова важно состояние фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической наполненности словаря, мотивационной сферы ребенка. А также выяснено, что освоение детьми слоговой структуры слова зависит от многих особенностей развития неречевых процессов. Важны оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений, способность к серийно-последовательной обработке информации.

В научной логопедической сфере исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи отражено во многих работах. Например, в своем методическом пособии «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» С.Е.Большакова говорит о разнообразных принципах формирования слоговой структуры слова, видах ошибок, методике работы. Акцент она поставила на развитии таких систем формирования слоговой структуры слова, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Она предлагает уникальный метод мануального подкрепления, который помогает быстрому артикуляционному переключению и предотвращает пропуски и замены слогов. Очень подробно в пособии описан порядок, по которому следует начинать освоение слов со стечением согласных. Игры на каждом этапе включают богатый речевой материал, подобранный в соответствии с программами логопедического обучения. Еще Большаковой предусмотрена последовательность отработки слов с разными типами слоговой структуры и работы, способствующей уточнению контура слова.

В соответствии с учебно-методическим пособием Н.В.Курдвановской и Л.С.Ванюковой, где раскрыты особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи, речевой материал должен располагаться так, чтобы при работе над одним звуком другие, более трудные для произношения звуки полностью исключаются. Демонстративно-дидактический материал служит для развития мелкой моторики (картинки нужно раскрасить или заштриховать), а порядок его расположения помогает тренировать слоговую структуру на этапе звукоподражания.

З.Е. Агранович в своем пособии «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» также помещает комплекс логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений слоговой структуры слов. Автор выстроил весь комплекс по коррекции из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков, выделив два основных этапа:

- подготовительный. Работа включает речевой и неречевой материал; цель этапа – подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

- коррекционный (работа состоит из вербального материала, распределенного по нескольким подэтапам (гласных звуков, слогов, слов)). На каждом подэтапе автор отмечает важность «включения в работу» всех анализаторов. Цель - корректировка дефектов слоговой структуры слов у каждого ребенка.

Все авторы согласны с тем, что необходимо проводить специфическую целенаправленную логопедическую работу по исправлению и улучшению слоговой структуры слова, которая входит в общую коррекционную работу в преодолении речевых нарушений.

Применение специальных словесно-дидактических игр на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях способствует максимально благоприятной среде для формирования слоговой структуры слова. Основные принципы коррекции слоговой структуры слова у детей таковы:

1. для начала корректирующей работы нужен определенный уровень развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

2. на первом этапе обучения ребенку даются упражнения со словами с правильно произносимыми звуками.

3. а далее идет усложнение речевого материала (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) звуковое разнообразие используемых слов расширяется. Сначала это звуки раннего речевого развития, затем свистящие, шипящие, звук «Р», и наконец, слова с различными их комбинациями.

4. на этапе формирования слоговой структуры ребенок сначала проговаривает весь речевой материал за педагогом, а затем закрепляет навыки путем воспроизведения заученных стихов, скороговорок, рассказов; на заключительном этапе все полученные навыки доводятся до автоматизма в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

5. при формировании слоговой структуры слов используются вспомогательные средства: зрительные и жестовые символы звуков.

6. если ребенок затрудняется, то слоговой состав произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

7. значение слова необходимо уточнить до его проговаривания. При многократной отработке слогового состава слова закрепляется его значение. Поэтому с этим словом необходимо составлять разнообразные предложения для полного усвоения его семантики и слогового состава [21].

Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи возможна при следующих психолого-педагогических условиях:

1. Постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале;

2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова;

3. Учет индивидуальных особенностей детей при нарушении слоговой структуры слова;

4. Взаимосвязь логопеда с воспитателями и родителями в работе над слоговой структурой слова [14].

Дидактические игры в формировании слоговой структуры слова необходимы для повышения эффективности коррекционно–развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, для обеспечения социальной успешности, в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС. Практическая значимость таких игр заключается том, что этап дифференцированного коррекционного воздействия идет с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области. Также есть возможность определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и составления индивидуального маршрута каждого ребенка.

Пропедевтику слоговой структуры слов в первом периоде обучения разумно начинать с формирования неречевых процессов на индивидуальных и фронтальных занятиях. Часть индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребенком отдается проведению игр и игровых упражнений по формированию неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы. Игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова, активно включаются во фронтальные занятия и используются как организационный момент, часть занятия, физминутка, либо пальчиковая гимнастика.

Коррекция слоговой структуры слова - важнейший аспект логопедической деятельности. При этом дидактическим играм уделяется достойное место как наиболее эффективному средству коррекции слоговой структуры у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Особенности развития слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В последние годы все чаще за рекомендациями обращаются родители неговорящих малышей. Хочется отметить, что действительно, таких детей стало намного больше, чем в начале 90-х. Инфантильность родителей ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...