Рабочая программа: "Чтение художественной литературы" для обучающихся с ЗПР (6 - 8 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике
Программа содержит цели и задачи по чтению художественной литературы для дошкольников с ЗПР (6 - 8 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_6_-_8_let_chtenie_hudozhestvennoy_literatury.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП ДО с ЗПР 6 – 8 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР
МАДОУ ЦРР д/с № 87
Образовательная область: «Речевое развитие»
Образовательная деятельность: «Чтение художественной литературы»
группа компенсирующей направленности, 6 - 8 лет
Разработчик:
учитель – логопед Чухина М.А.
г. Калининград
Содержание
1 | Пояснительная записка |
2 | Цель и задачи |
3 | Планируемые результаты |
4 | Учебно-тематическое планирование |
5 | Учебно-методическое обеспечение |
6 | Материально-техническое обеспечение |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 6 - 8 лет МАДОУ ЦРР д/с № 87 и является ее приложением.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей с ЗПР 6 - 8 лет в образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» и направлена на реализацию образовательной области «Речевое развитие».
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Содержание программы рассчитано на 36 занятий.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: создание условий для приобщения дошкольников к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений через литературные жанры.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;
- учить полно отвечать на вопросы по тексту;
- учить передавать свое отношение к содержанию, к поступкам героев;
- учить выразительно читать стихи.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети:
- определяют жанр произведения, называют любимые сказки и рассказы;
- знают 2–3 программных стихотворения, 2–3 считалки, 2–3 загадки;
- выразительно читают стихи наизусть;
- отвечают на вопросы по содержанию прочитанного;
- драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворения;
- называют любимого детского писателя;
- проявляет интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Тема | Краткое содержание |
Сентябрь | 1. «Ай, ду – ду!» | Игры и игровые упражнения: «Поиграем на трубе», «Музыкант и его инструмент», «Задумай – покажи», «Закончи предложение и подбери к нему картинку». |
2. «Солнышко - вёдрышко» | Игры и игровые упражнения: «Как сказать по-другому?», «Сложи из палочек», «Чьи это детеныши?», «Узнай по описанию», «Какое что бывает?» | |
3. «Жихарка». Знакомство с присказкой | Игры и игровые упражнения: «Сложи человечка», «Составь из треугольников героев сказки и избушку», «Смотри и рассказывай», «Верно назови», «Покажи, как…», «Замри». | |
4. Токмакова И. «Дуб» | Игры, и игровые упражнения: «От какого дерева ветка?», «Ответь строчками стихотворения», «Скажи по – разному», «Что не подходит?», «Про что можно так сказать?», «Какая, какое, какие?». | |
Октябрь | 5. Толстой А. «Хотела галка пить» | Игры и игровые упражнения: «Попробуй, догадайся!», «Дорисуй камешки в кувшине», «Иди сюда», «Закончи предложение», «Играем в веселые «колючие» слова». |
6. «Чики – брики» | Игры и игровые упражнения: «Что это означает?», «Круговые жмурки», «Подбери похожие слова», «Ошибка». | |
7. А. Блок «Зайчик» | Игры и игровые упражнения: «Разложи времена года по порядку от заданного», «Раскрась в «осенние» цвета», «Как прыгает зайчик», «Придумай сказку про этого героя». | |
8. «Гуси – лебеди» | Игры и игровые упражнения: «Разные сказки», «Поможем Маше спасти братца», «Разруби бревно», «Нарисуй дым», «Дойди до яблони», «Найди камень», «Сделай ежика». | |
Ноябрь | 9. Чуковский К. «Мойдодыр» | Игры и игровые упражнения: «Что означает слово?», «Отгадай загадки», «Говори быстро», «Закончи фразы», «Перечисли действия», «Что не дорисовано?”, «История про ручки», «Изобрази без предмета». |
10. Толстой А. «Шли по лесу два товарища» | Игры и игровые упражнения: «Почему?», «Картинка к рассказу», «Объясни и дорисуй», «Покажем в лицах», «Закончи предложение». | |
11. Маршак С. «Вот какой рассеянный» | Игры и игровые упражнения: «Разбери обувь по парам», «Внимательный или рассеянный?», «Наведем порядок», «Я – не я», «Близкие знакомые». | |
12. Пермяк Е. «Хитрый коврик» | Игры и игровые упражнения: «Для чего может пригодиться?», «Скажи, чем похожи», «Рисуем нитки», «Помоги вышить коврик». | |
Декабрь | 13. Михалков С. «А что у вас?» | Игры и игровые упражнения: «Угадай и назови», «Угадай, кто», «Придумай и дорисуй», «Тихо – громко – шепотом», «Умелые руки»,»кому что нужно», «Кто больше назовет действий», «Моя семья». |
14. Суриков И. «Зима» | Игры и игровые упражнения: «Разложи времена года по порядку от заданного», «Раскрась в «зимние» цвета», «Придумай сказку про это время года». | |
15. «Колосок» | Игры и игровые упражнения: «Какой колосок?», «Чем картинки не похожи»,ь»Подумай, почему», «Узнай на ощупь», «Обведи, раскрась, соедини», «От зернышка до булочки». | |
16. Чуковский К. «Ёлка» | Игры и игровые упражнения: «Выложи елку из геометрических фигур», «Выполни просьбу», «Укрась елку». | |
Январь | 17. Сутеев В. «Палочка – выручалочка» | Игры и игровые упражнения: «Как можно использовать?», «Назови по – разному», «Поиграем с палочкой», «Выложи фигуры», «Выполни просьбу ежика», «Палочка – выручалочка», «Кто больше знает», «Придумай сам». |
18. Пришвин М. «Лисичкин хлеб» | Игры и игровые упражнения: «Отвечай быстро», «Придумай историю с таким началом», «Меткое слово». | |
19. «Три поросенка» | Игры и игровые упражнения: «Найди трех одинаковых поросят», «Кто где находится?», «Построй домики для поросят», «Поросенок испугался», «Поможем поросенку покрасить свой домик», «Живые картинки». | |
20. Бальмонт К. «Снежинка» | Игры и игровые упражнения: «Опиши снежинку», «Найди две одинаковые», «Что не подходит?», «Придумай и дорисуй», «Что перепутал художник?». | |
Февраль | 21. Сутеев В. «Мешок яблок» | Игры и игровые упражнения: «Кто больше знает», «Придумай сам», «Объясни», «Сосчитай», «Почему это сказка?». |
22. Катаев В. «Цветик – семицветик» | Игры и игровые упражнения: «Загадай желание», «Северный полюс», «Цветок», «Цветик – семицветик», «Артисты пантомимы», «Найди ошибку», «Склей вазу из осколков», «Найди два предмета» (про которые можно сказать: темный, - светлый, мягкий – упругий и т.д.). | |
23. «Котята» | Игры и игровые упражнения: «Котята» «Котята и Барбос», «Закончи предложение», «Найди на ощупь» (фигурки животных в «чудесном мешочке»), «Что на что похоже?». | |
24. «Снегурочка» | Игры и игровые упражнения: «Снегурочка», «Игра в снежки», «Скажи по – другому», «Какая сегодня погода?», «Четыре стихии», «Разложи изображения времен года по порядку», «Когда это бывает?». | |
Март | 25. «Ослик мой, шагай быстрей» | Игры и игровые упражнения: «Закончи предложение», «Найди на ощупь» (фигурки животных в «чудесном мешочке»), «Что на что похоже?». |
26. «Айога» | «Запишем сказку», «Иголка и нитка», «Покажи – отгадаем» (ребенок изображает пантомимой эпизод сказки, дети отгадывают и рассказывают соответствующий отрывок сказки), «Мы – не белоручки» (изготовление поделок из подручных материалов) | |
27. Есенин С. «Береза» | Игры и игровые упражнения: «Не пропусти растение», «Что на что похоже». | |
28. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» | Игры и игровые упражнения: «Ласка», «Почему это сказка?», «Какое у котенка настроение?», «Найди похожую», «Помоги мышке убежать от кошки», «Задумай, опиши», «Дорисуй рыбку», «Откликнись», «Исправь Незнайкины картинки». | |
Апрель | 29. Бианки В. «Хвосты» | Игры и игровые упражнения: «Животные» «Сложи картинку», «Где чей хвост?», «Скажи и покажи, кто как передвигается», «Что забыл нарисовать художник?». |
30. Пермяк Е. «Торопливый ножик» | Игры и игровые упражнения: «Что из чего сделано?», «Похож – не похож», «Где мы были, мы не скажем», «Изобретатель», «Не пропусти профессию», «Найди вырезанную часть», «Отгадай» (загадки о труде, технике, инструментах). | |
31. Пушкин А. «У лукоморья дуб зеленый» | Игры и игровые упражнения: «Кот ученый» (на основе игры «Зеваки»), «Битва», «Змей Горыныч», «На берегу моря», «Игра с лентами» (изображение морских волн), «Бывает – не бывает», «Угадай, чьи следы», «Нарисуй невиданного зверя». | |
32. Носов Н. «Огурцы» | Игры и игровые упражнения: «Сердитый дедушка», «Страх», «Провинившийся», «Что сажают в огороде», «Цветок – дерево – фрукт», «Тропинка», «Узнай предмет по его части». | |
Май | 33. Драгунский В. «Заколдованная буква» | Игры и игровые упражнения: игра в лото, «Перекличка – путанка», «Мячик – соединитель», «Мячик с путаницей», «Самое веселое». |
34 - 36 . Повторение. Чтение художественных произведений по выбору педагога и по заявкам детей. Прослушивание произведений в звукозаписи. | Игры и игровые упражнения: «Отгадай произведение по иллюстрации, расскажи», «Отгадай загадку, вспомни произведение, где есть этот герой»; настольно – печатные игры «Знаешь ли ты сказки?», «литературное лото» и др.; «Сложи картинку» (разрезные кубики), «Живые картинки» (драматизация), т»Вспомни, разложи, расскажи» (серии картин), «Наша картинная галерея» (рисунки детей к художественным произведениям и репродукции картин художников); игра в библиотеку. |
Всего: 36 занятий
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
2. Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991.
3. Бондаренко Л.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. 2009, №3.
5. Венгер Л.Л. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1989.
6. Максаков Л.И., Тумакова Г.Л. Учите играя. М., Просвещение, 1983.
7. Мелик - Пашаев А.Л., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., Просвещение, 1987.
8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. М., Просвещение, 1995.
9. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
10. Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. М., 1995.
11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
12. Скажи по-другому./ Под ред. О.С. Ушаковой. Самара, 1994.
13. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., Просвещение, 1991.
14. Урунтаева Г.Л., Афонькина Ю.Л. Помоги принцу найти Золушку.М., 1994.
15. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1988.
16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988.
17. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. М., Просвещение, 1993.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Уголок развития речи.
2. Детская библиотека.
3. Магнитофон.
4. Телевизор.
5. Театрально-музыкальный уголок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности « Наши таланты»
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...
Рабочая программа воспитателей адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с расстройством аутистического спектра)
Программа направлена на:• создание условий сохранения и укрепления здоровья детей с РАС дошкольного возраста;• разностороннего развития детей с РАС с учетом их возрастных и индивидуальных ...
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа чтение художественной литературы группа раннего возраста
Рабочая программа чтение художественной литературы группа раннего возраста...
Рабочая программа старшей группы возраст обучающихся 5-6 лет срок реализации программы 1 год
Содержание рабочей программы Целевой раздел.Пояснительная записка…………………………………………&h...
Рабочая программа Чтение художественной литературы 5-6 лет 2022 г.
Рабочая программа Чтение художественной литературы 5-6 лет 2022 г....