Рабочая программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности « Наши таланты»
рабочая программа (младшая группа)

Цирихова Марина Валерьевна

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.                                          

   Выявление способных  детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

 Для выявления и развития способностей воспитанников к творческой деятельности создаются условия для развития и реализации индивидуальных способностей воспитанников в процессе их обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей.

Разрабатываются и применяются формы выявления  способных  обучающихся, индивидуальные «маршруты» обучения, механизмы учёта индивидуальных достижений. Для   выявления и  развития способностей детей  создаются  условия для развития способностей каждого ребёнка: продуманная образовательная  среда дает детям  определиться с любимым видом деятельности; обеспеченный  дифференцированный  подход,  помогает достичь лучших результатов в развитии способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sposobnosti_1.docx45.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС №78

«Исток» г. Смоленска

____________ С.Н. Ермолаева

Рабочая программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности:

                     « Наши  таланты»

                                                         

                                            вторая   младшая группа.

        

                                                                           Цирихова Марина Валерьевна

 Смоленск, 2018

   

 Пояснительная записка 

 Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.                                          

   Выявление способных  детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

 Для выявления и развития способностей воспитанников к творческой деятельности создаются условия для развития и реализации индивидуальных способностей воспитанников в процессе их обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей.

Разрабатываются и применяются формы выявления  способных  обучающихся, индивидуальные «маршруты» обучения, механизмы учёта индивидуальных достижений. Для   выявления и  развития способностей детей  создаются  условия для развития способностей каждого ребёнка: продуманная образовательная  среда дает детям  определиться с любимым видом деятельности; обеспеченный  дифференцированный  подход,  помогает достичь лучших результатов в развитии способностей.

       Реализуемая цель: поддержка и развитие индивидуальных потребностей ребёнка, а также создание условий для оптимального образования его личностных качеств. 

Основные задачи.

1.Выявление способных детей и  создание системы работы с ними. 
2.Организация разнообразной  деятельности  направленная на выявление интересов у детей. 
3. Социальная и психологическая поддержка способных  детей. 

    Выявляемые способности:  интеллектуальная сфера, сфера академических достижений, творчество, литературные сферы,  артистическая сфера, музыкальная сфера, техническая сфера, двигательная сфера, сфера художественных достижений, общение и лидерство.

Показатели результативности:

- повышение уровня индивидуальных способностей;

- активное участие ребёнка в конкурсах, самореализация детей в кружках и секциях.

     Особенность работы по программе:  при  выявлении способных  детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

  Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают информацию, содержание учения под руководством  воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно  организовать  деятельность как единый процесс, направленный   на   развитие   таких,   познавательных способностей детей,   предложить   такое   количество   дополнительных занятий,   где  бы   каждый ребёнок  смог  реализовать  свои эмоциональные,  физические потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях. Творческая деятельность должна строиться таким образом,

чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

   Принципы педагогической деятельности в работе со способными  детьми:

  • принцип       максимального       разнообразия       предоставленных   возможностей для детей;
  • принцип индивидуализации обучения развития личности;
  • принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
  • принцип       свободы      выбора      учащимся      дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Организация работы со способными  детьми:

  1. Групповые занятия.
  2. Организация индивидуальной работы.
  3. Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные
  4. Организация опытно-исследовательской деятельности.

  1. Организация предметных выставок.
  2. Организацию вечеров и праздников.
  3. Создание театральных уголков в  групповой комнате.
  4. Создание спортивных центров в группах.
  5. Организация дополнительного образования: кружки в соответствии с интересами и предпочтениями детей.

  • наличие предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития способностей их детей;

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  - Анкетирование родителей.

- Родительские собрания.

- Папки-передвижки, перспективный план, рекомендации для -родителей по воспитанию и развитию детей ,индивидуальные беседы, консультации: «Ваш ребенок», «Способный ребенок» , «Единый подход к процессу воспитания», «Интересы  детей», «Выявление способностей детей» ,т. д.

- Детско-родительские проекты.

- Организация выставок совместного творчества родителей и детей.

 Определение способных детей:

 Огромное значение для развития детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги  своей деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие и интеллектуальные  элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.  Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать способность как надситуативно-преобразовательный характер решений. Для развития этой способности  перед детьми  необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий и неординарный  подход детей к решению любой проблемы.

 Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Наш объект изучения – ребенок – так активен. Что он сам себя выражает, и приемом наблюдения здесь очень много можно узнать. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызывать и повторить интересующее нас явление.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств

 Созданные благоприятные условия в группе дали  каждому ребёнку  раскрыться  и развить свои способности.

Центр сюжетно-ролевой игры

 Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

 Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

 Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Центр физической культуры

 Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

 Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли;  кубы; скамейка; шнур длинный и короткий; мешочки с грузом;  атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Музыкально – театральный центр

 Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

 Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.

Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

 

Книжный центр

 Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

 Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

 В книжной витрине группы представлено обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке даются детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомство с уголком книги, его устройством и назначением, умение рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Дети любят читать книги и рассматривать картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

 

Центр строительных игр

 Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

 

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.)

 Дети очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, дети формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.

Центр природы

 Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 Оборудование и материалы:  подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: игротека экологических развивающих игр; коллекция ракушек семян; иллюстрации растений; иллюстрация с изображением частей растения; иллюстрации с изображением птиц ;плакат живой неживой природы ;библиотека позновательной природоведческой литературы.

Центр изобразительного искусства

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

 Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

 

Учебный уголок

 Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.

- Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

 - Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

- Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

 - Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

 - Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) .

 -Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .

 Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

 - Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

 -Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

 -Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)

 - Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)

 - Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) .

 -Сюжетные картинки крупного формата.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

 Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

     Выявление способных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада

-Творческие способности.

-Художественные способности.

-Изучения продуктов детского творчества.

-Тест «Назови и дорисуй»

-Тест  «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс)

-Тест  «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).

-Вокальные способности.

-Литературные способности.

-Артистические способности.

-Конструкторские способности.

-Наблюдение в играх.

-Изучения продуктов детского творчества.

-Психомоторные способности.

-Спортивные способности.

-Наблюдение.

-Хореографические способности.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

1. Диагностика склонностей воспитанников  методика А.И Савенкова

«Интеллектуальный портрет».

Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.

2.Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

3.Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.

Список литературы:

1.  Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.

2.    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-  СПб.: СОЮЗ, 1997. -96с.

3 . Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.1.Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности

3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника...

КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.2. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности

3.1.2. Участие педагога с воспитанниками в совместных мероприятих различной направленности (акции, экскурсии, выставки, концерты, интерактивные занятия, конкурсы)с социальными партнерами (другие детск...

КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности

3.1.3. Участие обучающихся, под руководством педагога, в различных мероприятиях: конкурсы, викторины, квесты, олимпиады, фестивали, смотры, соревнования, выставки творческих работ, проводимые по прика...

КРИТЕРИЙ 3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности. 3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, спортивной направленности.

3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника....

КРИТЕРИЙ 3. ПУНКТ 3.1.1.Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности

3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника...