Педагогическая запущенность как фактор развития нарушенного звукопроизношения
презентация по коррекционной педагогике

Шаповал Евгения Алексеевна

Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Наибольшая распространенность определяется среди мальчиков.

Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен. Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость. Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.

Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатрневролог для исключения соматических и психических патологий.

Педагогическая запущенность является мощным фактором влияющим на комплексное речевое развитие ребенка в целом , на формирование правильного звукопроизношения – в частности.

Речь – высшая психическая функция человека, наряду с мышлением, памятью, восприятием. Высшие психические функции - культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой. 

Дифференциальная диагностика

Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развитияумственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.

Лечение педагогической запущенности

Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. 

Прогноз и профилактика

Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.

Связь между педзапущенностью и нарушениями звукопроизношения у ребенка является прямопропорциональной. Следует сделать вывод : с устранением состояния педагогической запущенности у ребенка, ожидаемо получить высокие результаты и прогрессивную динамику в развитии устной и письменной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Подготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Шаповал Евгения Алексеевна с . Новая Усмань/2021 г

Слайд 2

"Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики." А.С. Макаренко УМНАЯ МЫСЛЬ

Слайд 3

У стойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок является здоровым физически и психически , но не обладает необходимыми знаниями и умениями. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

Слайд 4

Причины нарушения звукопроизношения Биологические Социальные

Слайд 5

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Слайд 6

ДИФ. ДИАГНОСТИКА Задержка психического развития Умственная отсталость Психопатическое развитие личности

Слайд 7

Коррекционный процесс За каждой тягостью наступает облегчение. Коран 94:6 Занятия с психологом, дефектологом, логопедом Сеансы психотерапии Социальная реабилитация

Слайд 8

Сепарация Я маму мою обидел. Теперь никогда-никогда Из дому мы вместе не выйдем, Не сходим с ней никуда. Она в окно не помашет, Я тоже не помашу. Она ничего не расскажет, Я тоже не расскажу… Возьму я мешок за плечи, Я хлеба кусок найду, Возьму я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу! Я буду ходить по следу В страшный-страшный мороз. И через бурную реку Буду я строить мост. И буду я главный начальник, И буду я с бородой, И буду всегда печальный И молчаливый такой… И вот будет вечер зимний, И вот пройдет много лет, И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет. И в день моего рожденья Тот самолет прилетит! И выйдет оттуда мама, И мама меня простит…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

   Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Семинар «Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения»

СЕМИНАР                        ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение) Тема выступления на семинаре: «Взаимодействие специалист...

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Факторы речевых нарушений и условия формирования навыков правильного звукопроизношения у детей. (материал для взаимодействия с педагогами ДОО и родителями)

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.     При нормальном р...

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разн...

Совокупность психолого-педагогических условий, как фактор развития исследовательской деятельности старших дошкольников.

Описана система работы учреждения по развитию индивидуальной исследовательской деятельности дошкольников....