«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
консультация

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ»

 

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

В. И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

  • наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);
  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

     Признаки

уровней

творчества

  • Овладение новыми знаниями, способами, приемами;
  • переосмысление собственной работы в свете новых знаний;
  • разработка новых методов, приемов, форм, средств;
  • модификация методов, приемов, средств;
  • умение эффективно использовать передовой опыт;
  • умение находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях;
  • · способность изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации, высший уровень – создание новой системы обучения, воспитания, развития детского дома

        Источниками

творчества

могут быть

  • Анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких мест» и «западающих» проблем;
  • изучение опыта коллег;
  • чтение научной литературы;
  • картотека интересных фактов, высказываний;
  • вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;
  • общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
  • система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются

        Условиями

творчества

могут быть

  • Нравственно-психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);
  • стимулирование к нестандартным решениям (например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества, организация методических выставок, учреждение специальных дипломов);
  • научная организация труда;
  • обогащение общей культуры, кругозора, информативности;
  • наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;
  • материальная обеспеченность, материальная база;
  • свобода критики, проведение творческих дискуссий;
  • использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;
  •  влияние личности руководителя учреждения

А теперь рассмотрим непосредственно само педагогическое творчество и все, что с ним связано.

Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, да и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Следовательно, педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:

· уровень воспроизведения готовых рекомендаций, то есть уровень элементарного взаимодействия, педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других;

· уровень оптимизации деятельности (начиная с планирования), когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;

· эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком;

· высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

 

Проявление педагогического творчества

Рассмотрим сферу и условия, способствующие проявлению педагогического творчества. Творческая деятельность учителя, по мнению В. В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности – необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписаний (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

  • временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
  • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
  • отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
  • атмосфера публичного выступления;
  • необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся).

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Педагог всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым-педагогам В. А. Кан-Калику и Н. Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми:

  • педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя (пример: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);
  • педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);
  • педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;
  • педагог создает общую концепцию  воспитательного  мероприятия  (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход и получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Творчески работающий педагог своими личностными качествами стимулирует развитие у воспитанников творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой  личности  (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.

Статья о роли социального педагога в образовательной организации и о важности развития креативности как фактора более лучшей адаптации детей в современном обществе и постоянно меняющимся жизненным сит...

«Декоративно-прикладное творчество, как фактор развития личности детей».

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №227»               Консультация для воспитателей Тема: «Декоративно-прикладное ...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...