Семинар «Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Мунасипова Алсу Раисовна

СЕМИНАР 

                       

ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение)

 

Тема выступления на семинаре:

 

«Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности  коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения». 

 

Коррекция - система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов (зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его  обучения, воспитания и развития.

Говоря о взаимодействии специалистов ДОУ, мы должны рассмотреть совместную деятельность врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.

В ДОУ для детей с нарушением зрения вся коррекционно-педагогическая работа тесно связана с лечебно-восстановительной работой.

Взаимодействие специалистов осуществляется в следующих направлениях:

1.Диагностическая работа обеспечивает 

-изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт); 

- подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (ознакомление с элементами таблиц для определения зрения) и формирования у них осознанного отношения к лечебному процессу;

-комплексное психолого-медико-педагогическое обследование предполагает: 

1)уточнение офтальмологического диагноза (врач-офтальмолог)

2)выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики (учитель-дефектолог)

3)формулировка логопедического заключения (учитель-логопед)

4)выявлнение уровня общего развития и индивидуальных особенностей дошкольников (психолог, воспитатель)

5)диагностика физического развития (воспитатель по физической культуре)

Диагностическая работа включает:

-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической  информации от специалистов разного профиля;

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;

-изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ДОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной и коррекции познавательной сферы и развития личности. Систематическая коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: организация специальных коррекционных занятий, включение коррекционных игр и упражнений в совместную (режимные моменты) и непосредственно образовательную деятельность.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-составление индивидуальных программ развития;

-комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности  и выявленных вторичных отклонений в развитии;

-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию  поведения.

Формами взаимодействия специалистов в ДОУ являются :

-сопровождение занятий

-совместное  тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе)

-определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ

-рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов)

-выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ и составление  в случае необходимости индивидуальной коррекционной программы развития ребенка

-совместное проведение занятий, досугов

-обсуждение процесса и результатов коррекционной работы

-корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Организация  образовательного процесса в ДОУ строится с учетом особенностей нарушения зрения детей. Врачом –офтальмологом назначаются зрительные нагрузки, которые регулируют характер используемых учебно-наглядных пособий (цвет, размер, форма) и особенность их расположения (вертикальная, горизонтальная плоскость,удаленность),время, продолжительность и количество занятий со зрительной нагрузкой в день, виды упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций. Эти сведения учитель-дефектолог доводит до воспитателя (тетрадь взаимодействия, консультирование), дает рекомендации учителю-логопеду (размер пособий, размещение), воспитателю по физической культуре (ограничения в движениях) и музыкальному руководителю (посадка детей с учетом особенностей зрения, оклюдор)

Врач-офтальмолог назначает лечебные процедуры и совместно с медсестрой-ортоптисткой осуществляет поэтапное лечение амблиопии и косоглазия. Выделяют 3 этапа-плеоптика, ортоптика и стереоптика.

Плеоптика:

-повышение остаточного зрения

-развитие монокулярного зрения (окклюзия, лечение на аппаратах, амблиотренер,компьютерное лечение)

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) осуществляет подготовку детей к аппаратному лечению (обучение слиянию изображений, совмещению изображений). В этот период включает игры и упражнения, направленные на повышение зрения амблиопичного глаза –обводка по контуру, через кальку, мозаика, нанизывание бус, задания на выделение цвета, формы, величины предметов. 

Ортоптика:

На этом этапе лечения офтальмолог осуществляет

-удаление угла косоглазия (лечение на аппаратах, хирургическое вмешательство)

-развитие плоскостного бинокулярного зрения (лечение на аппарате «Синоптофор»)

Цель заключается в восстановлении фузионной способности и развитии бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог  учит накладывать одно изображение на другое, подбирать  цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

Стереоптика:

-расширение полей зрения (на аппаратах)

-выработка стереоскопического зрения (на аппаратах)

На этом этапе проводятся игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояние между ними («Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).

Специальные коррекционные упражнения проводятся на занятиях у специалистов, воспитателей, а также в свободной деятельности и в проводимой воспитателями индивидуальной работе (по рекомендациям учителя-дефектолога).

 В конце года проводится диагностика всеми специалистами уровня общего   и речевого развития, зрительного восприятия (количествено-качественный анализ и оценка результативности работы). Врач-офтальмолог определяет динамику развития зрения и назначение курса дальнейшего лечения. Выпускникам даются рекомендации по рациональному размещению ребенка в классе, соблюдением режима очковой коррекции.

3.Консультативная работа  включает в себя консультирование специалистами:

-выработку совместных  рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения)

-отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы

-консультирование специалистами педагогов по выбору  индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками

4.Работа с семьей- направлена на разъяснительную деятельность и  помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушением зрения. Только совместными усилиями  можно добиться хорощих результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций. По мере необходимости (запросу) родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.

Формы  работы с семьей:

-индивидуальное консультирование

-анкетирование

-информационные стенды

-печатные материалы

-родительские собрания( где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий) 

-дни «открытых дверей»

-просмотр родителями открытых занятий

-обучение родителей использованию практических  способов и  приемов  воспитания и обучения детей

-рекомендации родителям коррекционных игр и упражнений для занятий дома 

Итог: только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.

 

 

Используемая литература.

 

 

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003.

• Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978.

• Дружинина Л.А.  Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.

• Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005.

• Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому  лечению. М., 2009. 

• Незнамова Н.Г. Я и мое зрение.

• Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.

• Рудакова Л.В. Развитие зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром.

 

                                                                                                                                 

 

 

                                      

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ №1 

ГБОУ СОШ №1460

Конспект открытого коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке 

в средней  группе.

Конспект занятия.

Коррекционно-образовательные задачи.

1.Закреплять представления детей о профессии повара, его профессиональными действиями, предметами-помощниками, специальной одеждой.

Коррекционно-развивающие задачи.

1.Закреплять обобщающее понятия-овощи и фрукты.

2.Развивать зрительное восприятие: повышать остроту зрения при обводке контура на зашумленной картинке, ранжировать предметы по величине.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Развивать вкусовую чувствительность и обоняние.

5.Развивать внимание и активизировать речь детей.

Коррекционно-воспитательные задачи.

1.Воспитывать уважительное отношение к профессии повар.

2.Учить работать детей в паре.

Материал.

Кукла в одежде повара, предметная картинка, зашумленная картинка, фломастеры, силуэты кастрюль и крышек к ним 5 величин, 2 подноса с натуральными овощами и фруктами, кастрюли, баночки с  различными запахами (шоколад, апельсин, чеснок, кофе),кусочки овощей и фруктов на тарелке, кукольная посуда и набор «доктор».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку.

Ходит в белом колпаке

С поварешкою в руке,

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

Правильно, ребята-это повар. Каждый день ребята в детском саду кушают разные блюда. Еду приносит няня-Наталья Викторона. А откуда она ее приносит?-их кухни. Кто ее готовит?-повар. Рано-рано утром, когда все еще спят, повар приходит в детский сад, чтобы успеть приготовить ребятам вкусный завтрак, обед и полдник.

Посмотрите, сегодня к нам пришел Поваренок.  Все повара одеты в специальную одежду- белый халат, белый колпак, фартук. Работа повара требует чистоты во всем. Нельзя готовить в грязной одежде, с немытыми руками, с непокрытой головой. Волосы обязательно должны быть убраны, чтобы волосы не попали в еду. Повар обязательно моет руки с мылом, хорошо споласкивает водой и насухо вытирает полотенцем.

 Хотите, мы тоже сегодня побудем поварами? Давайте наденем шапочки и фартуки, и превратимся в маленьких поварят.

2.Основная часть

На кухне у повара есть предметы-помощники. Без этих предметов повар никогда бы не справился с работой.

1.Д/и «Что нужно повару для работы

Задание-отберите те предметы-помощники, которые нужны для работы повара. Какие лишние предметы? Для какой профессии они нужны?- для врача.

2. Игра с мячом «Для чего нужен предмет?»

Кастрюля нужна, чтобы варить суп, каши, компот.

Половник нужен, чтобы разливать суп.

- Назови любимое первое блюдо.

Сковорода нужна, чтобы жарить котлеты, выпекать блины.

- Назови любимое второе блюдо.

Нож нужен, чтобы чистить и  резать овощи, хлеб, рыбу, мясо.

Чайник нужен, чтобы кипятить воду.

-Назови любимое 3 блюдо (компот, кисель,чай,какао,кофе). 

Разделочная доска нужна, чтобы на ней резать овощи,фрукты.

3. Инд.задание - «Обведи на запутанной картинке предмет, необходимый для повара»- половник. 

Пальчиковая гимнастика. «Салат из капусты и моркови»

Что за скрип? 

Что за хруст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста?

Мы капусту рубим, рубим,

Мы  морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

4.Задание «Ранжирование по величине». На кухне должен быть всегда порядок. Поваренок просит вас разложить  все кастрюли от самой большой до самой маленькой, и подобрать к ним соответствующие по величине крышки». 

5.Поваренок хочет поиграть в игру «Угадай по запаху». Он принес баночки, в которых находились продукты, имеющие свой  неповторимый запах. Пусть ваши глазки отдохнут, закройте их. Понюхайте, теперь откройте глазки. Вы узнали?    Правильно-шоколад, кофе, апельсин, чеснок. 

-Какие запахи приятные? А какие неприятные? –запах чеснока резкий, но полезный для здоровья. Он уничтожает вредные для человека микробы.

Педагог показывает картинку «Повар на кухне».

-Где работает повар? –на кухне-это специальное помещение для приготовления пищи.

-Что делает повар?-варит суп.

Мы с вами тоже будем варить.

6.Игра «Мы –повара»

У нас на кухне все перемешалось- фрукты с овощами. Давайте разделимся на 2 команды: Варя с Егором будут готовить борщ, а Маша с Кириллом –компот.  Положите на тарелку только те продукты, которые необходимы для борща и компота. Будьте внимательны. Затем команды проверяют друг у друга результат.

-Назовите, что вы положили на тарелку? Назовите одним словом. Почему не положили яблоко и грушу?

-Проверим поварят, которые компот. Что положили вы на тарелку? Назовите одним словом. Что осталось?- огурец, помидор. 

-Чтобы борщ и компот варились, положите овощи и фрукты в кастрюли.

-Вы сегодня хорошо потрудились, и Поваренок приготовил вам угощенье. Вы должны закрыть глазки, и отгадать  по вкусу, что это за угощенье.

7.Игра «Угадай на вкус».

Итог: Что нужно сказать Поваренку?-спасибо.

КОНСПЕКТ №2

ГБОУ СОШ №1460

Конспект игрового коррекционного занятия   по развитию зрительного восприятия «Поможем Буратино» в подготовительной к школе группе.                               

Конспект занятия

Цели:1.Упражнять  создавать из палочек Кюизенера предметные изображения, развивать цветовосприятие и мелкую моторику.

2.Учить зрительно анализировать длину, ширину и высоту предметов.

3.Продолжать учить устанавливать  взаимосвязи между предметами по величине-отбирать предметы по возрастающей и убывающей величине.

4.Развивать целостное восприятие:упражнять составлять из частей целый предмет.

5.Развивать  глазодвигательное восприятие.

6.Упражнять в ориентировке в микропространстве.

Оборудование: игрушка Буратино, мяч, наборы палочек Кюизенера, карточки с контуром кувшина и разрезными частями, картинки-схемы, глазодвигательный лабиринт, указка. 

Ход занятия: 1.Организационный момент

Ребята, сегодня мы отправимся  в путешествие с одним из любимых героев сказки. Слушайте загадку и угадайте, кто он? 

Деревянного мальчишку,                              

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключения.

Он любитель приключений,

Легкомысленным бывает,

Но в беде  не унывает.

Он однажды появился 

В деревянной мастерской,

Папа Карло потрудился 

Над игрушкою смешной.

2.Вы правильно угадали, это Буратино. Буратино хочет поиграть с вами в игру «Говори наоборот».  Например, у Буратино нос длинный, а у  детей- короткий.

большой-маленький

высокий –низкий

толстый –тонкий

широкий –узкий

легкий-тяжелый

мокрый-сухой 

веселый –грустный

чистый-грязный

утро-ночь

3.А теперь садитесь  за столы. Ребята, Буратино приехал к нам за помощью, помогите ему отыскать золотой ключик. Надо быть внимательными и старательными, этим мы поможем Буратино выбраться из тех ситуаций, в которые он будет попадать.

Вышел Буратино из дома, идет по дорожке и песенку напевает и видит, что за ним гонится Карабас-Барабас. Спасите Буратино. Посмотрите перед вами домик. Какого цвета стены, крыша? Сколько в нем этажей? Какой формы домик? Сколько палочек пошло на строительство дома? Где на листе бумаги расположен дом?

 Послушайте  задание – постройте из палочек дома: слева от дома построить дом выше этого домика, а справа от него -длиннее. Крыша может быть любой формы. Не забудьте про окошки.

Дети выполняют задание. Вопросы к детям:

-Сколько  всего палочек пошло на строительство высокого? Длинного дома?

- Сколько этажей в каждом домике?

- На какой дом пошло больше палочек? На сколько?

-Какой формы каждый дом?

- Найдите палочки, равные высоте каждого дома.

-С какой стороны  стоит длинный дом? Высокий дом?

Спасибо, ребята, укрылся Буратино в один из домов.

Пальчиковая гимнастика – подразним Карабаса.  Встаньте из-за столов. «Сделаем  из рук длинные носы  и пошевелим пальчиками», а теперь  поменяли руки. Не поймаешь Буратино, злой Карабас-Барабас!

А чтобы Карабас  точно не мог войти, постройте заборчик из палочек в порядке возрастания. Кто скажет, что значит «в порядке возрастания» - ответы детей, («от самой низкой  до самой высокой », а потом в порядке убывания- (от самой высокой до самой низкой).

Поставьте пальчик слева на самую низкую палочку  и посчитаем, сколько палочек в заборе, дошли до самой высокой, теперь шагаем вниз и считаем в обратном порядке.

Физкультминутка.

Буратино потянулся ,

Раз нагнулся, 2 нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо  на носочки встать.

Пошел дальше Буратино, а в какую сторону идти, не знает. Вдруг видит надпись: «Узнаешь дорожку, если разложишь игрушки по цветам радуги». Вспомним по порядку цвета радуги! Задание- разложить на столе слева направо игрушки по цветам радуги.

Садитесь за столы. Идет Буратино дальше. Устал Буратино, сел у реки отдохнуть, пить хочется, а под рукой нет никакой посуды. Ребята помогите склеить осколки  кувшина.

Попил Буратино воды из кувшина и пошел дальше. 

Гимнастика для расслабления глаз. Пальминг.

Пришел  к пруду, где жила черепаха Тортила и она подарила ему золотой ключик. Побежал радостный Буратино к каморке папы Карло, чтобы открыть дверь. Но очутился в  запутанном лабиринте и не может из него выбраться. Давайте  поможем Буратино пройти по лабиринту. Встаньте  с учетом заклейки, сделайте шаг назад. Посмотрите, здесь 3 дорожки, давайте пойдем сначала по этой дорожке. Какого она цвета? Теперь по второй, и по третьей и наконец, пришли к заветной двери.

Итог занятия

Ребята, спасибо вам за  дружбу, ваша помощь выручала меня, вы настоящие друзья!

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедичской работы с дошкольниками с нарушением зрения.

В статье представлен комплексный подход к коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушением зрения в целом и отдельные многофункциональные методы и приёмы в него входящие....

Консультация для педагогов на тему: «Ритмическая гимнастика, как одна из форм работ с дошкольниками с нарушением зрения по физическому воспитанию»

Ритмическая гимнастика доступна детям с  нарушением  зрения, так как ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вместе с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочета­нию дв...

Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.

В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....

Использование арт-педагогики в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения имеют не достаточное представление о предметах и явлениях – это затрудняет развитие их социальной реабилитации и интеграции. Социализация детей с нарушением зрения одна из важ...

Применение пособия "Прозрачный мольберт" в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

В статье описываются игры и упражнения с пособием "Прозрачный мольберт", используемые учителем-дефектологом в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения....

Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями зрения

Уважаемые коллеги эт статья будет полезной не только логопедам и конеч же тифлопедагогам....

Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...